Случай с обрушением карниза многоэтажки в Павлодаре не последний - эксперт

Фотография - Случай с обрушением карниза многоэтажки в Павлодаре не последний - эксперт

Фото: today.kz

"Модернизировать" законодательство в сфере ЖКХ предлагают в ОЮЛ "Национальная палата ЖКХ и строительства Казахстана".

1098 0


Программа модернизации ЖКХ сама нуждается в капремонте. В противном случае возможны более серьезные ЧП, нежели обрушение козырька подъезда в Павлодаре. Такое мнение в беседе с корреспондентом Today.kz высказал президент ОЮЛ "Национальная палата ЖКХ и строительства Казахстана" Толеутай Рахимбеков. 

Напомним, в одном из многоэтажных домов Павлодара обвалился козырек подъезда. В жилище три года назад делали ремонт по программе модернизации ЖКХ. Как рассказывают жильцы, тогда подрядчики занимались крышей и подвалом, а в смете якобы указан капитальный ремонт дома. 

"Если есть договор с подрядчиком, смета подписана, то идти в суд и подавать на подрядчика, - дал совет павлодарцам эксперт. - Не видя договор, сложно что-либо сказать, но если договор трехсторонний или четырехсторонний (ведь кто-то же выступал кредитором) - в любом случае жильцы имеют право на эти действия. Ведь они должны были голосовать или отказаться от ремонта". 

По оценкам Рахимбекова, девяти миллионов тенге недостаточно на капитальный ремонт даже "хрущевки". "Это чистейшей воды дискриминация самого понятия "модернизация". Только смена труб в подвале одного подъезда стоит как минимум два миллиона тенге. Какой может быть капремонт на девять миллионов?" - вопросил глава общественного объединения.

"Деньги из бюджета выделили, в регионы спустили, а акиму не объяснили, как их осваивать. А он сидит и думает: "100 миллионов на один дом потратить, но сделать хорошо, или 15 домов красиво побелить снаружи и улицу оформить?" Получается, что второй вариант более наглядный. Тогда стоит ждать еще ЧП", - рассудил эксперт. 

По мнению Рахимбекова, несовершенно законодательство о жилищных отношениях, где произошла подмена понятий "управляющая компания", "кооператив собственников квартир", "сервисная компания", "подрядная организация", перекочевавших в госпрограмму. Собственники квартир, объясняет общественник, фактически утратили возможность управления кооперативом. 

"На деле вышло, что управляющая компания главнее собственников жилья, которые по логике должны выступать в роли нанимателя. По идее, должно быть, как в Германии: один дом – один кооператив. А у нас смешались люди, дома, квартиры... Представьте, в кооперативе все решения принимаются общим собранием пайщиков – членов кооператива. Но как могут жители девятиэтажного кирпичного дома, который два года тому назад построен, собираться вместе с жителями каркасно-камышитовых домов времен 1940-х для обсуждения проблем. Они у них разные. В деревянном доме думают, как бы выжить, а в кирпичном - желают видеонаблюдение установить. Представьте, у нас есть кооперативы в стране, в которые входят 100 и более домов. Пять тысяч собственников – где их собирать, на стадионе, что ли? И о каком контроле может идти тогда речь?" - отметил специалист в сфере ЖКХ.

По мнению Рахимбекова, было бы целесообразно в законе закрепить трехступенчатую систему взаимодействия собственников квартир (пайщиков кооперативов), управляющих компаний и сервисных подрядных организаций. Кроме того, как считает глава общественного объединения, требует иного подхода и финансирование проекта. 

По подсчетам Толеутая Рахимбекова, ежегодно государство должно тратить на поддержку жилищного фонда 180-200 миллиардов тенге и ремонтировать около шести миллионов квадратных метров. Отметим, что в 2015 году на ремонт 208 домов из республиканского бюджета было выделено 3,9 миллиарда тенге. 

"Реально один квадратный метр капитального ремонта жилья стоит 30 тысяч тенге. У нас весь жилищный фонд республики составляет 180 миллионов квадратных метров. И если учесть, что дом должен проходить капитальный ремонт каждые 25-30 лет, то со временем ежегодно необходимо будет ремонтировать порядка шести миллионов квадратных метров. А это выливается в те самые 180 миллиардов тенге в год. Такую сумму ни одна госпрограмма не потянет, хотя сама программа модернизации ЖКХ - отличный шаг", - сказал эксперт и предложил свой вариант решения проблемы - ввести принципы регулирования в сфере ЖКХ, как на зерновом рынке.

"По закону, если государство в каком-то сегменте экономики занимает 10 процентов рынка, то оно определяет и правила игры. По такому принципу оно могло бы наводить порядок и на рынке ЖКХ, то есть создать прозрачные условия работы. Для этого достаточно выделять из бюджета ежегодно 200 миллионов тенге (то есть 10 процентов от требуемых 200 миллиардов), а остальные 180 миллиардов граждане - собственники жилья - могли бы брать в банках. Кто-то скажет, что в банках бешеные проценты, но вот тут и можно как раз задействовать механизмы субсидирования, инструменты поддержки малоимущих собственников и так далее. Но это уже детали, главное - механизм действенный создать, а не просто деньги осваивать", - заключил Рахимбеков.

Ранее редакция Today.kz публиковала итоги реализации второго этапа "Программы модернизации программы ЖКХ", которая включена теперь в "Программу развития регионов". Как сообщили в Комитете по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами Министерства национальной экономики РК, с 2011 по 2014 год на ремонт многоквартирных жилых домов было выделено 29,6 миллиарда тенге, отремонтированы 2 083 дома. 



Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!