Обзор рынка новых легковых автомобилей

Фотография - Обзор рынка новых легковых автомобилей

Обзор рынка новых легковых автомобилей на территории РК по итогам III квартала 2009 г. /продажи официальных дилеров/

403 0

Обзор рынка новых легковых автомобилей на территории РК по итогам III квартала 2009 г. /продажи официальных дилеров/

Рост объемов продаж новых автомобилей во II квартале текущего года на 13,26% (по отношению к итогам I квартала) дал участникам рынка повод для сдержанного оптимизма. Наряду с признаками оживления весной 2008 г. это был второй всплеск потребительской активности в двухлетней истории кризиса. Однако, если в минувшем году наименее удачный месяц – январь закрылся с результатом 2 706 проданных авто, то в 2009 году рынок «пробил дно» до отметки 1 024 автомобиля – именно столько удалось реализовать дилерам в феврале.

Таким образом, весенний «всплеск» активности стоит отнести к статистическим колебаниям, связанным с резким сокращением емкости отечественного рынка. По той же причине рано делать выводы о начале его восстановления по итогам III квартала этого года, показавшего прирост продаж на 3,83% (к II кварталу с.г.). Тем более что скромный рост был обеспечен не результатами сентября, с которым традиционно связано сезонное оживление потребительского спроса, а, главным образом, показателями летних месяцев.

Затяжной краш-тест над казахстанским авторынком продолжает расшатывать позиции большинства крупнейших импортеров. Наиболее тяжелые потери по итогам девяти месяцев текущего года понесла КМК «Астана Моторс»: рыночная доля дилерской группы сократилась почти на треть. Если в III квартале 2008 года компания контролировала 24,72% рынка новых автомобилей, то в тот же период текущего года ее доля не превысила 16,97%. Из 5 автобрендов, представляемых компанией, лишь марке BMW удалось укрепить рыночную позицию, в то время как более массовые Toyota, Hyundai, Nissan и Subaru как в течение первых 9 месяцев, так и за III квартал 2009 г. (к тому же периоду 2008 г.) сократили свою долю на казахстанском рынке.

Другие дилерские группы оказались более устойчивы к ударам кризиса: доля «Тойота Центр Жетысу» снизилась лишь на 1,4% (с 10,03% в III кв. 2008 г. до 8,64% в III кв. 2009 г.), «Меркур Авто», потеряв 1,91%, сохранил за собой 18,36% рынка (против 20,27% в III кв. 2008 г.), а группа «БИПЭК АВТО», чья доля составила 36,08% против 38,28% годом ранее, удерживает пальму первенства на рынке республики.

Общая емкость казахстанского рынка новых автомобилей в III квартале текущего года составила 4 505 единиц, или на 50,29% меньше, чем в аналогичный период 2008 г.

Распределение продаж иномарок и автомобилей российских марок фактически сохранилось: на долю последних пришлось 34,19% - на 1,16% больше, чем в 2008 г.

Львиная доля продукции российского автопрома и максимальный объем продаж на казахстанском рынке по-прежнему принадлежит АВТОВАЗу – в III квартале сего года было реализовано 988 автомобилей, обеспечивших ему расширение рыночной доли до 21,94% (плюс 2,06% к прошлогоднему показателю).

Второй номер в рейтинге наиболее популярных в республике марок – японская Toyota закрыла квартал с результатом 914 автомобилей, «просев» чуть ниже рынка в целом – на 51,59% к III кварталу 2008 г., когда её покупателями стали 1 892 казахстанца. Как известно, недавнее заявление руководства японского концерна об отзыве и ремонте ряда аварийноопасных моделей Toyota и Lexus грозит сказаться на глобальных продажах. Однако подорвать отношение к производителю на казахстанском рынке разгоревшийся скандал вряд ли способен.

Фаворит тендерных закупок, УАЗ оставил за собой третье место среди лидеров отечественного рынка, сократив долю с 12,49% до 10,92%. В III квартале было продано 492 автомобилей этой марки. Практически с тем же результатом – 491 авто – подвел итоги квартала бренд Mitsubishi, чей вклад в общий объем рынка, благодаря заметным скидкам, увеличился на 3,73%. Значительный демпинг казахстанского дилера, по оценкам российских экспертов, связан со сложным положением и затовариванием складов его партнера – московской группы «Рольф».

Если в первой четверке изменений не произошло, то ниже по списку налицо ряд рокировок. Так, с пятой на восьмую строку переместился Volkswagen. Продажи рухнули более чем пятикратно – с 587 авто в III квартале минувшего года до 112 в тот же период 2009 г.

Поднявшись на одну ступень, его место занял узбекский Daewoo: 437 автомобилей за июль-сентябрь против 569 в 2008 г.

Шестым в списке лидирующих брендов стал Chevrolet. В третьем квартале было продано 180 «американцев» усть-каменогорской сборки, за счет чего марка поднялась на две позиции. За ней следует Nissan, также обогнавший двух соперников (130 реализованных автомобилей).

Замыкают десятку фаворитов Subaru (9-е место, 109 авто) и скатившийся с 7-й позиции Hyundai. Дилер этой марки понес внушительные потери – доля бренда в III квартале сжалась более чем в 2,5 раза, а его покупателями стали лишь 105 казахстанцев.

Еще более стремительный провал продемонстрировал на казахстанском рынке Ford: в III квартале его рыночный вклад сократился с 1,28% (в III кв. 2008 г.) до 0,47%, а число проданных автомобилей – с 116 до 21 единиц.

На общем негативном фоне завидную динамику демонстрируют представители премиум-сегмента.

Mercedez Benz, за счет продажи партии коммерческих авто, увеличил свой «вес» на рынке с 0,39% до 1,8% (81 автомобиль в III квартале 2009 против 35 в 2008 г.).

Его соотечественнику, BMW, удалось продать в республике 45 автомобилей – равно то же количество, что и в аналогичный период минувшего года. Кризис не помешал Audi улучшить свой прошлогодний результат c 17 до 22 проданных автомобилей.

В более массовых классах уверенность демонстрируют Skoda и Suzuki. Чешские автомобили (казахстанской сборки) удвоили рыночную долю, а японец увеличил её с 0,82% до 2,15%.

Несмотря на ограниченный рост общерыночных продаж, для большинства дилеров, за исключением брендов премиум-класса, III квартал стал депрессивным периодом, который сопровождался активным перераспределением конкурентных сил на рынке.

 


Теги:

авто

Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!