ТД КМГ откажется от талонов на ГСМ, если настоят госорганы

Фотография - ТД КМГ откажется от талонов на ГСМ, если настоят госорганы

В нефтедобывающей стране образовался дефицит бензина. Многие были склонны обвинять в этом «КазМунайГаз» - национальную нефтяную компанию, призванную обеспечить внутренний рынок ГСМ. Свою точку зрения о происходящем согласился высказать директор департамента внешнеторговых операций АО «Торговый дом «КазМунайГаз» (ТД КМГ) Аскар Жапаров.

328 0

В нефтедобывающей стране образовался дефицит бензина. Многие были склонны обвинять в этом «КазМунайГаз» - национальную нефтяную компанию, призванную обеспечить внутренний рынок ГСМ. Свою точку зрения о происходящем согласился высказать директор департамента внешнеторговых операций АО «Торговый дом «КазМунайГаз» (ТД КМГ) Аскар Жапаров.

- Два года назад руководство ТД КМГ ставило перед собой цель занять 15% рынка розничных продаж горюче-смазочных материалов (ГСМ). Достигнута ли сегодня эта цель? Каковы планы на 2010 год?

- За два года на отечественном рынке ГСМ многое изменилось. В апреле текущего года была создана наша дочерняя компания АО «КазМунайГаз Онимдери» («КМГ Онимдери»), которая действует от лица государства в качестве национального оператора на рынке розничной реализации ГСМ. При этом поставленная ТД КМГ задача занять 15% рынка розничных продаж ГСМ остается в силе. Однако сроки осуществления поставленной цели сдвинутся из-за неблагоприятной для расширения сети экономической ситуации.

Следует все же сказать, что ТД КМГ и «КМГ Онимдери» приступили к реализации инвестиционных проектов, направленных на увеличение количества автозаправочных станций (АЗС) КМГ к 2011 году до 321 – это 8% рынка розничных продаж ГСМ.

- Какую сумму инвестиций намерена компания потратить на развитие своей сети АЗС и нефтяных баз?

- Объем инвестиций на развитие сети АЗС и нефтяных баз зависит, прежде всего, от объективных причин – экономической ситуации в целом в стране и от мировых цен на нефть.

- Какие инструменты регулирования цен на ГСМ использует в настоящее время ТД КМГ?

- АО «ТД КМГ» внесено в государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение. Это означает, что в случае необходимости повышения цен на ГСМ, компания должна за месяц вперед согласовать предполагаемое повышение в агентстве РК по регулированию естественных монополий (АРЕМ), и только с разрешения агентства цены на ГСМ могут измениться в сторону увеличения. Установленный законодательством процесс согласования не позволяет компании самостоятельно повышать цены на ГСМ.

Считаю, необходимо отметить, что ТД КМГ не повышало цен на нефтепродукты с начала 2009 года и в настоящее время реализует их по ценам, которые были обоснованы экспертизой, проведенной АРЕМ.

АО «КМГ Онимдери», являясь единым национальным оператором, действует от лица государства на рынке розничной торговли. В настоящее время компания в состоянии обеспечить нефтепродуктами все коммунальные структуры и крупные компании, занимающиеся пассажирскими и грузоперевозками.

- Как вы можете прокомментировать информацию о том, что крупные игроки рынка АЗС, в том числе и ТД КМГ, намеренно не продают ГСМ мелким игрокам. Либо, если и продают, то по завышенным ценам и тем самым, сети АЗС крупных игроков выигрывают в ценовой политике?

- Объем нефтепродуктов, получаемый с заводов, удовлетворяет лишь внутренние потребности страны: это поставки сельхозтоваропроизводителям удешевленного дизтоплива на период посевных и уборочных работ, обеспечение регионов республики мазутом в отопительный сезон и снабжение собственной розничной сети АЗС.

- С чем, по вашему мнению, связан дефицит топлива на рынке, сложившийся в сентябре 2009 года? Какие меры следует предпринять, чтобы снять данный дефицит?

- В данном случае необходимо принять во внимание тот факт, что технические возможности отечественных НПЗ не позволяют удовлетворить в полном объеме потребности внутреннего рынка высокооктановыми марками автобензинов, поэтому значительную долю на данном рынке занимает топливо, импортируемое с территорий сопредельных государств. В связи с постепенным ростом стоимости нефти на мировых рынках, импортеры поднимают цены на собственную продукцию. Вместе с тем, в текущем периоде отечественные НПЗ не изменяли объемов переработки нефти.

Что касается мер, то существует и уже запущена комплексная программа модернизации НПЗ, которая, в конечном итоге, позволит вырабатывать достаточное количество высокооктанового бензина, способного в полной мере удовлетворить потребности в нем в Казахстане.

- ТД КМГ, так или иначе, контролирует сегодня деятельность всех трех НПЗ РК. В то же время, по данным статистики, производство бензинов в стране снизилось более чем на 10%. С чем, по вашему мнению, это связано?

- Во-первых, основная причина – в снижении потребительского спроса на бензин до 10%, наблюдаемого в I-II кварталах текущего года, связанного с падением покупательской способности, и это повлекло за собой снижение производства бензина. А во-вторых, в настоящее время на всех НПЗ проводится поэтапная реконструкция, которая отразилась на незначительном снижении производства нефтепродуктов.

- В последнее время ТД КМГ возобновил реализацию ГСМ на своих АЗС по талонам. Между тем, такой вид продаж признан незаконным, так как ограничивает право покупателей на приобретение необходимых им товаров. С чем связана практика продажи топлива по талонам на АЗС КМГ?

- Прежде всего, нужно отметить, что продажа по талонам ни в коей мере не ограничивает право покупателей на приобретение необходимых им товаров. Талоны в наших филиалах может приобрести каждый желающий. Кроме того, талон является документом, подтверждающим предварительную оплату приобретателем нефтепродуктов, и предоставляет право на их получение в определенном количестве вне зависимости от цены в день заправки (авансовая форма расчета). Поэтому многие крупные компании и государственные учреждения, которым выгодно приобретать нефтепродукты по фиксированной на момент покупки цене, используют талонную форму оплаты.

- Какой объем топлива ТД КМГ реализуется по талонам? Какова доля реализации в общем объеме продаж компании?

- Объем топлива, реализуемого по талонам, составляет порядка 10% от общего объема реализации нефтепродуктов через сеть АЗС.

- Намерена ли компания отказаться от такой практики или будет использовать ее в дальнейшем?

- Пока есть спрос на талоны, они будут продаваться. Данный вид услуг выгоден больше нашим клиентам, чем нам, так как талоны для клиента, прежде всего, это фиксированная цена на нефтепродукт, прозрачность отчетности и исключение влияния человеческого фактора.

Кроме того, на данный момент на стадии развития находится система безналичных расчетов, которая включает реализацию нефтепродуктов по пластиковым топливным картам. Наша компания уделяет большое внимание этому направлению и намерена довести продажи по безналичным расчетам в целом до половины общих продаж. Однако, в случае неприятия талонной системы со стороны государственных органов мы будем вынуждены отказаться от нее.

- Каковы планы по модернизации отечественных НПЗ до конца года и в 2010 году?

- В настоящий момент, как вы уже знаете, мы проводим поэтапную модернизацию всех трех отечественных НПЗ. В октябре мы планируем начать строительство комплекса по производству ароматических углеводородов на Атырауском НПЗ. Реализация данного проекта даст возможность производить сырье для нефтехимии и увеличить выпуск высокооктановых бензинов, соответствующих требованиям стандарта Euro-3.

В 2010 году мы планируем завершить реконструкцию вакуумного блока установки ЭЛОУ-АВТ-3 и установки замедленного коксования на Атырауском НПЗ, целью которой является уменьшение выхода мазута из перерабатываемой нефти и увеличения выхода вакуумного газойля – продукта с высокой добавленной стоимостью.

Кроме того, в ближайшее время мы планируем завершить технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта модернизации Шымкентского НПЗ, и приступить к разработке ТЭО проекта модернизации Павлодарского НХЗ.

- Насколько казахстанские НПЗ готовы к внедрению стандарта топлива Euro-3?

- Весь ассортимент дизельного топлива и автомобильного бензина выпускаемого на отечественных НПЗ в основном соответствует требованиям стандарта Euro-2. Достижение стандарта Euro-3 и выше является одной из приоритетных задач реконструкции и модернизации всех трех НПЗ.

С целью обеспечения перехода отечественных НПЗ на выпуск моторных топлив, отвечающих стандартам Euro-3 и Euro-4 АО «ТД КМГ» приступил к реализации комплексного плана развития нефтеперерабатывающих заводов Казахстана на 2009-2015 годы, утвержденного постановлением правительства РК от 14 мая 2009 года № 712.

Кроме того, проекты реконструкции и модернизации отечественных НПЗ вошли в перечень инвестиционных стратегических проектов, утвержденный 1 сентября 2009 года постановлением правительства РК.

- В условиях снижения стоимости нефтяных активов планирует ли компания приобретать предприятия за пределами страны? Если да, то, какие проекты наиболее интересны?

- Согласно стратегии вертикальной интеграции, КМГ не отрицает возможное приобретение дополнительных нефтегазовых активов на территории Европы в будущем. Но в связи с мировым финансовым кризисом на данный момент КМГ будет сосредоточен на поддержании текущего финансово-экономического состояния своей румынской компании RomPetrol.

Инвестиционная программа RomPetrol будет ориентирована на завершение ранее начатых инвестиционных проектов, а также осуществления мероприятий, необходимых для нормального и бесперебойного функционирования объектов нефтепереработки и реализации нефтепродуктов.

Одним из важнейших инвестиционных проектов RomPetrol на сегодняшний день является завершение модернизации НПЗ Petromidia. Основная цель модернизации заключается во внедрении современной технологии, которая позволит перерабатывать сернистую тяжелую нефть и получать более качественную продукцию, в связи с переходом европейских стран на более высокий уровень стандарта Евро- 5.

- В начале сентября прошла информация о том, что руководство КМГ рассматривает возможность покупки сети АЗС «Гелиос». Правда ли это? Если да, то какова цель этой покупки?

- Без комментариев.

- Согласно информации с web-сайта компании средние цены на топливо на розничном рынке Астаны на АЗС компании на 2-3 тенге ниже, чем в других регионах. С чем это связано?

- Рентабельность продаж в Астане с учетом ее статуса (столицы – КазТАГ) и естественно большой аккумуляцией потенциальных клиентов компании позволяет нам удерживать цены на данном уровне в отличие от других регионов.

 


Теги:

гсм

Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!