Оптовый рынок бензина монополизирован крупными компаниями

Фотография - Оптовый рынок бензина монополизирован крупными компаниями

Сентябрь и октябрь стали периодом потрясений на рынке горюче-смазочных материалов (ГСМ) в Казахстане. Жесткими мерами правительство и антимонопольные ведомства сумели более-менее урегулировать ситуацию. О причинах кризиса и инструментах регулирования рынка агентству КазТАГ рассказал ответственный секретарь агентства Республики Казахстан по защите конкуренции (АЗК) Нурлан Абди:

119 0

Normal

0

false

false

false

MicrosoftInternetExplorer4

st1:*{behavior:url(#ieooui) }

Сентябрь и октябрь стали периодом потрясений на рынке горюче-смазочных

материалов (ГСМ) в Казахстане. Жесткими мерами правительство и антимонопольные

ведомства сумели более-менее урегулировать ситуацию. О причинах кризиса и

инструментах регулирования рынка агентству КазТАГ рассказал ответственный

секретарь агентства Республики Казахстан по защите конкуренции (АЗК) Нурлан

Абди:

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin:0cm;

mso-para-margin-bottom:.0001pt;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:10.0pt;

font-family:"Times New Roman";

mso-ansi-language:#0400;

mso-fareast-language:#0400;

mso-bidi-language:#0400;}

Normal

0

false

false

false

MicrosoftInternetExplorer4

st1:*{behavior:url(#ieooui) }

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin:0cm;

mso-para-margin-bottom:.0001pt;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:10.0pt;

font-family:"Times New Roman";

mso-ansi-language:#0400;

mso-fareast-language:#0400;

mso-bidi-language:#0400;}

Сентябрь и октябрь стали периодом потрясений на рынке горюче-смазочных материалов (ГСМ) в Казахстане. Жесткими мерами правительство и антимонопольные ведомства сумели более-менее урегулировать ситуацию. О причинах кризиса и инструментах регулирования рынка агентству КазТАГ рассказал ответственный секретарь агентства Республики Казахстан по защите конкуренции (АЗК) Нурлан Абди:

 

- Как вы оцениваете сегодняшнее состояние рынка ГСМ? Является ли он конкурентным или монополизированным? Почему это произошло? Считаете ли вы, что работа агентства в этом направлении успешна?

 

- На сегодняшний день оптовый рынок ГСМ является монополизированным несколькими компаниями, а именно группой «ПетроКазахстан», ТОО «Гелиос», АО «Торговый дом «КазМунайГаз». Розничный рынок ГСМ в регионах республики является конкурентным.

Относительно работы АЗК в данном направлении необходимо отметить, что агентство является государственным органом, осуществляющим руководство в области защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности на соответствующих товарных рынках и защиты законных интересов потребителей. Основной задачей антимонопольного органа является создание необходимых условий для развития конкуренции.

По итогам проведенного анализа агентством основные поставщики бензина и дизельного топлива, такие как «Торговый Дом «КазМунайГаз», «Торговый Дом «ПетроКазахстан», «ПетроКазахстан КумкольРесорсиз», «Гелиос», «Тургай Петролеум», Sinooil, «Достык Мунай-Бейс» и «Петрочайна Интернешнл Казахстан» включены в государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение в Казахстане по реализации бензина и дизельного топлива. Их цены регулируются агентством согласно закону «О естественных монополиях и регулируемых рынках».

Агентством проведен анализ ситуации на рынке нефтепродуктов. В результате установлены следующие причины роста цен на данном рынке.

Ежегодно около 45% перерабатываемой нефти в РК импортируется из России. Кроме того, объемы внутреннего производства высокооктанового бензина не покрывают потребности рынка, в связи с чем Казахстан импортирует из России около 30% высокооктанового бензина от общего объема внутреннего рынка.

За 9 месяцев 2009 года произведено 1872,7 тыс. тонн бензина, что меньше на 1,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В августе произведено 253,06 тыс. тонн и в сентябре 241,13 тыс. тонн бензина, что больше аналогичных периодов прошлого года на 29% и 15% соответственно.

Объем экспорта бензина за 9 месяцев текущего года составил 128,6 тыс. тонн бензина, что меньше аналогичного периода прошлого года на 4%, в том числе в августе 19,2 тыс. тонн и в сентябре 14,3 тыс. тонн. При этом, в прошлом году с июля действовал запрет на экспорт бензина.

Объем импорта бензина за 9 месяцев этого года составил 631,6 тыс. тонн бензина, что меньше на 22,4% аналогичного периода прошлого года. При этом, в августе импортировано 61 тыс. тонн и в сентябре 39,4 тыс. тонн, что меньше аналогичных периодов прошлого года на 20,6% и 71,4% соответственно.

В результате чего объем поставок бензина на внутренний рынок в сентябре по сравнению с сентябрем прошлого года сократился на 81,3 тыс. тонн, или на 23,4% (с 347,5 тыс. тонн до 266,2 тыс. тонн).

В сентябре импорт бензина по сравнению с августом сократился на 35%, в том числе по бензину А-80 на 182%, Аи-92 на 52%, Аи-96 на 2,7%.

Более того, отмечено повышение цен на импортируемый бензин у российских поставщиков, к примеру, средняя стоимость бензина А-80 в сентябре по сравнению с августом увеличилась на 8,2%, Аи-92 на 9,7%, Аи-96 на 3,4%, Аи-98 на 3,3%.

Следует также отметить, что цена импортируемого бензина А-80 из России без учета таможенных платежей, НДС, акциза и иных затрат в среднем на 35% выше, чем оптовые цены отечественных поставщиков, Аи-92 – на 19%. В результате на внутреннем рынке образовался дефицит, что привело к повышению цен на нефтепродукты на внутреннем рыке.

АЗК проводится работа по стабилизации рынка ГСМ. Так в результате принятых мер агентства и акимата Южно-Казахстанской области ситуация с ценами ГСМ в этом регионе стабилизировалась, и в настоящее время цены в ЮКО вернулись на уровень цен июля. В настоящее время территориальными подразделениями агентства проводятся расследования в отношении субъектов рынка, действующих на рынке нефтепродуктов на предмет соблюдения норм антимонопольного законодательства.

Нами ежедекадно анализируются объемы переработки нефти, производства нефтепродуктов, отгрузки нефтепродуктов в регионы республики от НПЗ. Еженедельно проводится мониторинг цен на ГСМ в разрезе регионов республики с анализом причин колебания цен, отслеживается реализация ГСМ по талонам на предмет обоснованности и недопущения создания искусственного дефицита.

Территориальными подразделениями агентства еженедельно проводятся встречи с региональными поставщиками нефтепродуктов с целью недопущения создания искусственного дефицита на рынке ГСМ и ограничения конкуренции на этом рынке.

 

- Считаете ли вы, что главной целью агентства является обеспечение справедливой цены или создание условий, при которых невозможен или затруднен сговор между производителями и продавцами ГСМ?

 

- На АЗК возложены задачи по созданию необходимых условий для развития добросовестной конкуренции, по борьбе с ценовыми сговорами, недобросовестной конкуренцией, злоупотреблениями доминирующим и монопольным положением. Законодательством закреплены предпосылки для дальнейшего развития конкуренции на товарных рынках. Справедливая цена является следствием создания условий для развития конкуренции на товарных рынках.

Любой субъект рыночных отношений преследует цель получение максимального дохода, и при развитой конкуренции ему сложно будет устанавливать «несправедливую» цену. Наличие справедливой цены на достаточно конкурентном рынке делают затруднительным возможность появления сговора субъектов.

К примеру, существование небольшого количества субъектов на оптовом рынке ГСМ стимулирует эти субъекты к ценовому сговору, а также мерам  избежания государственного регулирования. Представим, что в Казахстане вместо существующих трех НПЗ будут действовать 10 НПЗ, а вместо 10 субъектов, которые контролируют свыше 70% оптового рынка, будут действовать 50 субъектов, то в таких условиях возможности ценового сговора со всеми субъектами минимальны.

 

- Каким образом возможно регулирование цен и постоянства предложения на оптовом рынке?

 

- Для урегулирования поставок и цен на ГСМ в долгосрочной перспективе необходимо принимать системные меры. В целях экономической безопасности, целесообразно рассмотреть вопрос о модернизации отечественных НПЗ для переработки отечественной нефти. Но для этого требуются соответствующие ресурсы и государственная поддержка. Самое главное, необходимо составить оптимальный баланс рынка ГСМ, который не будет допускать возможные факты дефицита ГСМ и повышения цен.

Также важно ведение регионального баланса ГСМ с учетом региональных особенностей.

 

- Какие действия предпринимает АЗК для увеличения доли независимых АЗС от крупных поставщиков?

 

- Агентством на постоянной основе проводится работа по созданию условия для развития конкуренции на рынке ГСМ, в том числе постоянный анализ ситуации данного рынка.

В Казахстане функционируют всего три НПЗ, у которых имеются аффилированные оптовые и розничные поставщики ГСМ. Эти предприятия включены в реестр  доминантов и их цены регулируются АРЕМ.

Цены указанных доминантов значительно ниже, чем субъектов -  не доминантов, и, соответственно, они имеют огромные объемы реализации и занимают доминирующее положение на рынке. Таким образом, независимые АЗС в большинстве случаев не в состоянии конкурировать с крупными поставщиками.

Для создания более доступного и прозрачного рынка ГСМ в настоящее время  министерством энергетики и минеральных ресурсов разработан проект закона «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов», который предусматривает в целом развитие данного рынка, в том числе,  исключение непродуктивных посредников.

Кроме того, в целях развития конкуренции на рынке ГСМ и стабилизации ситуации принято решение о создании в агентстве экспертного совета по развитию конкуренции на рынке с участием государственных органов и субъектов рынка ГСМ, который будет функционировать уже с ноября 2009 года.

 


Теги:

гсм

Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!