Самрук-Казына подводит итоги года

Фотография - Самрук-Казына подводит итоги года

В соответствии с законом «О Фонде национального благосостояния» определены 3 основные направления деятельности Фонда: 1) производственная и инвестиционная деятельность; 2) стабилизация экономики и финансовой системы; 3) совершенствование системы корпоративного управления.

312 0

В соответствии с законом «О Фонде национального благосостояния» определены 3 основные направления деятельности Фонда:

1) производственная и инвестиционная деятельность;

2) стабилизация экономики и финансовой системы;

3) совершенствование системы корпоративного управления.


Постановлением Правительства Фонд «Самрук-Казына» определен основным оператором Антикризисной программы, в рамках которой из средств Национального Фонда АО «Самрук-Казына» выделено 1 трлн. 87,5 млрд.тенге, из них 486 млрд.тенге на стабилизацию финансового сектора, 360 млрд.тенге на решение проблем на рынке недвижимости, 120 млрд.тенге на поддержку малого и среднего бизнеса, 121,5 млрд.тенге на реализацию инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов.

По состоянию на 1 декабря 2009 года использовано 887,2 млрд.тенге, что составляет более 80% от выделенных средств.

По первому направлению Антикризисной программы – стабилизация финансового сектора - 476 млрд.тенге размещены в 4 крупных системообразующих банках. Одна часть средств предусматривалась на выкуп простых акций банков, другая часть – на кредитование экономики.

Справка: 2 февраля т.г. осуществлена покупка простых акций АО «БТА Банк» в размере 75,1% на сумму 212,1 млрд. тенге.

АО «Народный банк Казахстан» выделено 120 млрд.тенге, из них 60 млрд.тенге на покупку акций и 60 млрд.тенге для финансирования реального сектора экономики. На средства, предусмотренные для покупки акций, 27 марта т.г. выкуплены простые акции в размере 20,9% на сумму 26,9 млрд. тенге, 29 мая т.г. осуществлена покупка привилегированных акций на сумму 33,049 млрд. тенге в количестве 196 232 499 шт.


АО «Казкоммерцбанк» выделено 120 млрд.тенге, из них 84 млрд.тенге для финансирования реального сектора экономики и 36 млрд.тенге для покупки акций. 15 мая была осуществлена покупка простых акций АО «Казкоммерцбанк» в размере 21,2% на сумму 36 млрд. тенге.

Кроме этого, 2 февраля т.г. на депозите в АО «Альянс Банк» было размещено 24 млрд. тенге для последующей покупки акций.


Из средств, выделенных «Казкоммерцбанку» для финансирования реального сектора экономики рефинансированы или профинансированы заемщики, работающие в сфере торговли и промышленности. В рамках данного направления поддержано 27 653 действующих рабочих мест.


За счет средств, выделенных «Народному банку» для финансирования реального сектора экономики были рефинансированы или профинансированы заемщики, работающие в сфере производства продуктов питания, сельского хозяйства и производства и распределения электроэнергии и воды. В рамках данного направления поддержано 15 418 действующих рабочих мест.

Касательно поддержки долевого строительства.

В рамках данного направления Фонд «Самрук-Казына» использует такие механизмы как:

• завершение объектов жилья через банки второго уровня с последующей реализацией жилья «по фиксированной и свободной цене»;

• завершение объектов через выкуп Фондом недвижимости «Самрук-Казына».

По механизму завершения объектов жилья через БВУ на сегодняшний день участвуют пять банков – АТФ банк, Евразийский банк, Цеснабанк, Темирбанк и Альянсбанк, через которые финансируются 13 объектов незавершенного строительства с участием 5 162 дольщиков, в т.ч. 11 объектов в г.Астане и 2 объекта в г.Алматы.

Все эти объекты финансируются через ипотечное кредитование населения по свободной цене, за исключением жилого комплекса «Ахсельент» в г.Алматы, который финансируется через прямое кредитование застройщика с последующей реализацией жилья по фиксированной цене.


В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 марта 2009 года № 265 создан Фонд недвижимости «Самрук-Казына», основными направлениями деятельности которого определены приобретение жилых и нежилых помещений в завершенных строительством или строящихся объектах жилищного строительства, обеспечение эффективного управления указанным имуществом.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31.07.2009 г. №1163 одобрено приобретение Фондом 28 объектов жилищного строительства на общую сумму 110,9 млрд. тенге.


Финансирование объектов незавершенного строительства осуществляется Фондом недвижимости через долевое участие, а также через размещение целевых банковских вкладов, средства которых направляются на кредитование застройщиков.

Фондом недвижимости приняты обязательства по финансированию 21 объекта незавершенного строительства на общую сумму 88,4 млрд.тенге, из них 19 объектов по г. Астана, 2 объекта по Алматинской области. В рамках принятых Фондом обязательств будут решены проблемы 4 738 дольщиков, выкуплено 671,5 тыс.кв.м. общей площади, в том числе 442,5 тыс.кв.м жилых площадей (5 894 квартир), 226,5 тыс.кв.м – коммерческих площадей, 1 023 паркингов.

Фондом недвижимости также приняты меры по стабилизации цен на строительные материалы, повышению казахстанского содержания при закупе застройщиками строительных материалов. Оптимизация издержек и снижение стоимости строительства явились прямым результатом данных мер. На 1 декабря 2009 года заключено 24 меморандума о сотрудничестве с крупными производителями строительных материалов и оборудования, предусматривающие установление верхнего предела цен на период до конца 2010 года. Достигнута экономия в размере 13,4% от первоначальной сметной стоимости строительства объектов, в дальнейшем использовавшаяся для повышения качества строящихся объектов. Доля казахстанского содержания в общем объеме закупок по объектам Фонда составляет 70 %.

Фондом в целях повышения стандартов качества объектов жилищного строительства, возводимых в Казахстане, были разработаны минимальные требования к качеству выкупаемых объектов.

Касательно рефинансирования ипотечных займов.

Особую социальную значимость в рамках Антикризисной программы имела программа по рефинансированию ипотечных займов, направленная на снижение ставок по ипотечным кредитам до 9-11%, проведенная Фондом «Самрук-Казына» совместно с 11 банками-партнерами.


В соответствии с данной программой в банках-партнерах было размещено 120 млрд.тенге. С начала реализации программы осуществлялась ее корректировка, и неоднократно пересматривались сроки реализации. Окончательным сроком реализации стало 1 октября 2009 года.

С начала реализации программы рефинансирования ипотечных займов Фондом «Самрук-Казына» на постоянной основе велась работа с заемщиками. Для решения проблем заемщиков было налажено взаимодействие с банками-участниками программы и АФН. Результатом такого взаимодействия стало совершенствование программы. Необходимо отметить, что программы рефинансирования ипотечных займов не реализуются в рамках антикризисных мер в других странах.

С начала действия программы в банки поступило заявок на сумму 165,4 млрд. тенге, из которых одобрены заявки более 32,9 тыс. заемщиков на сумму 129,5 млрд. тенге, фактически перезаключены договора, или рефинансированы 31,3 тыс. заемщиков на сумму 120,4 млрд. тенге. Таким образом, можно отметить, что изначально поставленная цель – охватить программой не менее 30 тысяч заемщиков, на сегодняшний день уже выполнена. Граждане получили возможность платить в среднем на 30% меньше, чем прежде.

О поддержке малого и среднего бизнеса

Из 117 млрд.тенге, выделенных 12 банкам второго уровня, на 1 июля освоено 133,6 млрд. тенге, фактически получено субъектами малого и среднего предпринимательства более 118,5 млрд. тенге. Значительное переосвоение сложилось за счет собственных средств АО «АТФбанк» (10 млрд.тенге), АО «БТА Банка» (5,1 млрд.тенге) и АО «Казкоммерцбанк» (1,1 млрд.тенге).

Результатами программы смогли воспользоваться свыше 2 550 заемщиков-субъектов МСБ. При этом, 1580 заемщиков смогли рефинансировать ранее полученные кредиты на сумму 67,65 млрд.тенге и 971 заемщиков оформили новые кредиты на сумму 66 млрд.тенге.

В отличие от прошлогодних программ, где свыше 70% средств уходило на рефинансирование кредитов, в рамках новой программы 51% средств было направлено на рефинансирование и 49% на новые проекты. Это является признаком увеличения деловой активности в МСБ.

Полный список заемщиков в разрезе БВУ, регионов и отраслей с самого начала реализации программы размещался на корпоративном сайте Фонда «Самрук-Казына». В рамках данного направления было создано и поддержано 8412 рабочих мест.

Касательно реализации инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов.

В настоящее время на предмет целесообразности финансирования из средств Национального Фонда Республики Казахстан Фондом рассматриваются 33 проекта общей стоимостью 25 789 млн. долл. США на общую сумму запрашиваемой финансовой поддержки 6 763 млн. долл. США. Данные проекты затрагивают сферы энергетики, нефтепереработки, нефтехимии, химии, металлургии, транспорта, телекоммуникации, инфраструктуры, фармацевтики, туризма и др. Основными критериями при рассмотрении проектов являются их экономическая окупаемость, экспортный потенциал, степень мультипликативного эффекта на отрасль.


При реализации указанных проектов на стадии строительства будет создано 46 839 новых рабочих мест, после ввода объектов в эксплуатацию – 10 351 рабочих мест.

В настоящее время Государственной Комиссией по модернизации экономики было принято решение о финансировании трех проектов на сумму более 27,2 млрд.тенге.


Справка: Из средств Национального фонда, предусмотренных на реализацию данного направления, в размере 121,5 млрд.тенге было выделено 115 млрд.тенге путем увеличения уставного капитала АО «Банк развития Казахстана» для последующей реализации инвестиционных проектов. Средства в указанном размере планируется направить на финансирование проектов, одобренных к финансированию уполномоченным органом Банка и Государственной комиссией по вопросам модернизации экономики РК.

Мониторинг целевого использования средств

Контроль за использованием средств, направленных на стабилизацию экономики, осуществляется на внешнем и внутреннем уровнях. На внешнем уровне контроль осуществляется Рабочей группой по осуществлению контроля за использованием средств с участием руководителей правоохранительных и государственных органов. Наряду с этим при Совете директоров Фонда под председательством Министра финансов создан специальный Комитет мониторинга, контроля и анализа, который также проводит системный мониторинг и контроль целевого использования средств.


Генпрокуратурой совместно с другими правоохранительными органами проведена проверка банков, участвующих в стабилизационных программах. По результатам этой проверки внесено представление прокуратуры, по которому в настоящее время приняты меры по устранению нарушений.

Выводы проверок следующие: в целом целевое использование обеспечено. Вместе с тем, имеют место единичные факты злоупотребления со стороны отдельных сотрудников банков.

Кроме государственного контроля, деятельность Фонда подвергается общественному мониторингу. Так, представители Фонда на системной основе участвуют в заседаниях Комитета партийного контроля партии «Нур Отан».


Наряду с этим, по инициативе Фонда создан Общественно-консультационный совет с участием представителей деловых кругов и общественных объединений.

Учитывая, что Фонд «Самрук-Казына» оперирует большим объемом государственных средств, внутри холдинга нами выстроена четкая и многоуровневая внутренняя система контроля за целевым и эффективным использованием денежных средств и сохранностью активов со своевременным проведением необходимых мероприятий.


В структуре Фонда функционирует Департамент аудита и контроля, проверяющий деятельность дочерних компаний, участвующих в реализации стабилизационной программы.

Кроме того, специальный контроль за использованием средств осуществляют сами дочерние компании. К примеру, в Фонде недвижимости создан специальный департамент технического контроля, осуществляющий мониторинг программ по решению проблем на рынке недвижимости, введена специальная штатная единица супервайзера, непосредственно осуществляющего по объектный контроль. Аналогичная работа проводится в рамках поддержки малого и среднего бизнеса, реализации инвестиционных проектов.


Существующая система позволяет дочерним компаниями при выявлении фактов нарушения или нецелевого использования средств, а также злоупотреблений и превышений служебных полномочий самостоятельно проводить необходимые мероприятия, в том числе по возврату средств с привлечением правоохранительных органов.

Таким образом, мониторинг и контроль освоения средств Национального фонда носит системный характер: с момента получения денег из Нацфонда до конечного получателя.

Касательно средств ФСА

В октябре 2009 года Постановлением Правительства РК определены четыре направления использования средств АО «Фонд стрессовых активов» (ФСА) и механизмы по их реализации.

Справка: 1-ое направление предполагает обусловленное размещение средств ФСА в банках второго уровня для рефинансирования займов предприятий обрабатывающего сектора, при этом не только субъектов МСБ, но и крупного бизнеса. На это направление предполагается направить 20 млрд.тенге из средств ФСА при софинансировании со стороны БВУ в размере 8,5 млрд.тенге.


2-ое направление предполагает кредитование лизинговых операций субъектов МСБ в обрабатывающей промышленности по приобретению нового оборудования через банки второго уровня и лизинговые компании. На это направление будет направлено 2 млрд.тенге.


3-е направление предполагает кредитование инвестиционных проектов в обрабатывающей промышленности через Банк развития Казахстана. За счет средств ФСА в размере 20 млрд.тенге и 30 млрд.тенге, привлеченных БРК из др.источников на финансирование инвестиционных проектов будет направлено около 50 млрд.тенге.


Таким образом, на поддержку обрабатывающего сектора экономики предполагается в общей сложности направить 80,5 млрд.тенге, из которых 42 млрд.тенге – государственных средств и 38,5 млрд.тенге – средств из других источников. Следует отметить, что кредитование субъектов обрабатывающей промышленности по всем трем вышеперечисленным направлениям будет осуществляться по конечной ставке для заемщика 8% годовых. Следует отметить, что поддержка предпринимателей по такой низкой ставке осуществляется впервые.

4-ое направление предполагает поддержку проблемных объектов долевого строительства в городах Алматы и Астана. На это направление будет использовано 30 млрд.тенге.

Корпоративное управление

Фондом «Самрук-Казына» принята долгосрочная стратегия развития группы Фонда, в которой определены миссия, стратегические направления, цели и задачи Фонда, направления оптимизации структуры активов Фонда, показатели успешной деятельности Фонда, направления повышения эффективности управления портфельными компаниями и взаимодействия с государством. Для реализации Стратегии разработан и реализуется план действий по выполнению приоритетных программ («дорожная карта»).


В целях планирования и жесткого контроля денежных потоков в холдинге внедрен механизм среднесрочного прогнозирования финансово-экономической деятельности дочерних компаний, что позволяет конкретно оценивать с финансовой точки зрения перспективы развития компаний.

Во всех дочерних компаниях разработаны и приняты Планы действий по совершенствованию системы корпоративного управления.


Советом директоров ФНБ одобрен Кодекс корпоративного управления.

Институт независимых директоров стал важным инструментом корпоративного управления. Независимые директоры включены в составы Советов директоров всех дочерних компаний.

ФНБ «Самрук-Казына» ведет работу по организационной и методологической поддержке дочерних компаний в отношении дальнейшего совершенствования системы внутреннего аудита.

Большое значение придается переходу на новый уровень системы управления человеческими ресурсами. Фондом «Самрук-Казына» создается Корпоративный университет для подготовки высокопрофессиональных специалистов и повышению квалификации по управлению проектами для дочерних компаний.

 


Теги:

самрук

Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!