День икс, или Хроники Таможенного союза

Фотография - День икс, или Хроники Таможенного союза

В странах Таможенного союза, который изначально создавался тремя государствами - Россией, Казахстаном и Беларусью, сегодня должны были вступить в силу новые таможенные пошлины. Организация эта, что понятно даже неспециалисту, изначально ориентирована на интересы Российской Федерации и ее производителей. 

272 0

В странах Таможенного союза, который изначально создавался тремя государствами - Россией, Казахстаном и Беларусью, сегодня должны были вступить в силу новые таможенные пошлины. Организация эта, что понятно даже неспециалисту, изначально ориентирована на интересы Российской Федерации и ее производителей.

Так, средняя таможенная пошлина на ввозимые на территорию союза товары должна составить около 10,6 процента от их стоимости: такой тариф на данный момент установлен официальной Москвой и ныне действует в РФ. Предполагалось, что такая же пошлина после подписания всех необходимых документов распространится по всей территории Таможенного союза.

Однако в самый разгар переговоров неожиданно взбунтовался Минск. Страны так и не смогли согласовать условия ввоза на территорию союза авиационной техники, экспорта в Беларусь российских нефти и нефтепродуктов. Особый вопрос - экспорт иномарок. Именно через Беларусь в Россию ввозится большая часть подержанных автомобилей из Европы. Для поддержки отечественных производителей Москва решила пожертвовать дешевыми авто и установить высокий налог на их ввоз. Сопредельную державу, понятно, это никоим образом не устроило.

Казахстан и требовательная Россия оказались практически у разбитого корыта. Ни сегодня, ни даже на следующей неделе новые таможенные пошлины, по всей видимости, не заработают. Тем более что проект общего на всех таможенного кодекса до сих пор полностью не ратифицирован парламентами трех стран.

Как накануне заявил глава российского правительства Владимир Путин, переход к свободному перемещению товаров на территории трех государств отложен на неопределенный срок.

Ожидается, что страны продолжат консультации на экспертном уровне в течение ближайших двух недель. Договоренность, скрепленная подписями глав трех государств еще в ноябре 2009 года, пока остается лишь на бумаге.

Интерес к Таможенному союзу проявляют многие государства бывшего СССР. В стороне не остается и Кыргызстан, который в отличие, к примеру, от Армении имеет общие границы с одним из членов союза - Казахстаном.

Первого июля с нетерпением и некой обеспокоенностью ждали и в Бишкеке. Была вероятность, что общие таможенные пошлины все-таки будут введены, но только в двух государствах - России и Казахстане. Отечественные экспортеры заранее подсчитали убытки от новых налогов и пришли в ужас: торговать с соседом придется себе в убыток.

Однако в отечественном Министерстве экономического регулирования, где отслеживают процесс создания Таможенного союза с самого начала, кыргызстанским предпринимателям советуют не паниковать и не вводить в заблуждение коллег. Во-первых, на сегодня в странах ЕврАзЭС и СНГ действует соглашение о свободной, то есть беспошлинной торговле. Ни Казахстану, ни России не выгодно расторгать договор, так как Кыргызстан экспортирует в эти страны слишком мало, а импортирует часто и много. Терять пусть и небольшой, но прибыльный рынок никто не собирается.

Во-вторых, экспорт из Кыргызстана в тот же Казахстан, проще говоря, вторичный. Это товар, который отечественные предприниматели закупают в Китае и везут к соседям, пользуясь низкими таможенными ставками. Либеральный режим нашей страны, когда установлен весовой налог и существует упрощенный порядок оформления грузов, спасает и местных, и казахских бизнесменов, которые у себя на родине на одной только «растаможке» просто-напросто разорились бы.

По мнению Самата Кулманбетова, заведующего отделом таможенной политики Минэкономрегулирования КР, в этом плане отечественным бизнесменам беспокоиться не стоит. Как не стоит и переживать по поводу возможного вхождения Кыргызстана в Таможенный союз. Для того чтобы установить на территории нашей страны пошлину ТС, необходимо разрешение Всемирной торговой организации. Но даже если оно будет получено, выгодно ли Кыргызстану удваивать действующую ставку и тем самым отпугивать импортеров? Наверняка нет.

Единственное, что, по мнению специалиста Минэкономрегулирования Самата Кулманбетова, может серьезно задеть кыргызстанцев, - это ужесточение и усиление таможенного контроля на границе с Казахстаном. Дело в том, что с введением единого кодекса в странах Таможенного союза исчезнут границы. Останется только одна - общая на всех. И один из самых тревожных ее отрезков из-за огромных объемов контрабанды - с Кыргызстаном.

Как отмечают в Минэкономрегулирования КР, казахским таможенникам уже дано распоряжение усилить охрану границ. Первые шаги сделаны, и было бы глупо связывать появление окопов и заграждений на кыргызско-казахской границе только лишь с неустойчивой социально-политической ситуацией в нашей стране. Негласное распоряжение Москвы исполняется в Казахстане строго. К слову, так же соседи укрепили контроль и на границе с Китаем.

Впрочем, расстраиваться по поводу усиления охраны границ сейчас стоит, наверное, только кыргызстанским и казахстанским контрабандистам и тем, кто все эти годы их прикрывал.

Тем временем вопрос о работе Таможенного союза, позиции Беларуси и размерах пошлин вновь будет поднят уже 5 июля. Решать его будут главы правительств трех государств, входящих в объединение. Чем закончится эта встреча, сейчас не рискуют предполагать даже в России, представители которой не раз терпели фиаско в переговорах с официальным Минском. 


Теги:

ТС

Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!