Чтобы обеспечить страну бензином на ближайшую перспективу, придется продать душу дьяволу

Фотография - Чтобы обеспечить страну бензином на ближайшую перспективу, придется продать душу дьяволу

Как показывают результаты мониторинга, осуществляемого антимонопольщиками, а также данные государственной статистики, в первом полугодии 2010 года рост оптовых цен на автомобильное топливо отставал от темпов изменения индекса потребительских цен. 

157 0

Как показывают результаты мониторинга, осуществляемого антимонопольщиками, а также данные государственной статистики, в первом полугодии 2010 года рост оптовых цен на автомобильное топливо отставал от темпов изменения индекса потребительских цен, передает газета Литер.

После повышения в апреле цены на топливо стали превышать инфляцию примерно на 3 процента. При этом розница, как никогда, была покладистой. Еще бы, ее ведь теперь регулирует государство. Волатильность оптовых цен существенно более высокая, чем розничных. Колебания составляют до 20 процентов. Судите сами: несколько месяцев назад 80-й бензин и дизтопливо в разгар посевной вдруг подпрыгнули в цене почти на треть. В такой ситуации трудно делать выводы или прогнозы о динамике потребительских цен на нефтепродукты, лишь опираясь на данные о краткосрочной динамике оптовых цен предыдущих периодов.

Казахстанцы помнят бензиновые кризисы прошлого и позапрошлого годов. Да и этот год порадовал. В совокупности антимонопольными органами было возбуждено порядка 40 дел на сумму более полумиллиона тенге. Но урок оказывался не впрок раз от разу. Розница вынуждена идти за оптом вверх. Однако с некоторых пор первых регулирует государство, тогда как вторые вольны делать что им вздумается.

Примерно половина антимонопольных дел – ценовые сговоры. Обычно такие нарушения для антимонопольной практики не характерны. На других товарных рынках доля дел по статье «соглашения, согласованные действия» составляет менее 5 процентов. Может быть, дело в их количестве? Тем не менее уже бывали случаи, когда суды настаивали на том, что фактом, подтверждающим наличие сговора, может быть только соглашение. На практике же это скорее исключение, чем правило. Ибо соглашения чаще всего не бывают письменными, а суды рассматривают исключительно рукописные тексты в качестве доказательств.

Теперь новым законом введено понятие «координация деятельности», применение которого позволяет выявлять согласованные действия, когда одно из лиц не является непосредственным производителем товаров, но имеет возможность «навариваться» на производителях.

Доля нарушений, связанных со злоупотреблением доминирующим положением на рынках нефти или нефтепродуктов, в том числе путем установления монопольно высоких цен, ценовой дискриминации, составляет около 25–30 процентов от общего количества нарушений, зафиксированных на этих рынках. Опыт показывает, что в регионах, где имеется доминирующая компания, в том числе в рознице, уровень цен выше, чем в регионах с развитым уровнем конкуренции. Происходит это потому, что потребители лишены возможности выбора поставщика топлива. Даже в регионах, где нет доминирующей компании, рынки фактически монополизированы двумя-тремя компаниями. Исключением из этого правила являются разве что Санкт-Петербург и Москва.

Между тем современный рынок нефтепродуктов характеризуется ограниченным количеством игроков, которым не надо заключать соглашений о согласованной политике. Вход на рынок для новых участников ограничен. Это рынки с устоявшимися долями его участников, им легко проводить политику, направленную на «выдавливание» с него независимых от них операторов, об этом «Литер» писал неоднократно.

Вообще цена на нефть на внутреннем рынке составляет около 40 процентов от цены на нефть на внешнем рынке, цена на автомобильное топливо – на уровне 70 процентов. Ценовая политика на рынке формируется в основном вертикально интегрированными нефтяными компаниями, оставляя на периферии независимые нефтяные добывающие компании и независимые АЗС. За последние 5 лет доля малых и средних независимых нефтедобывающих компаний сократилась с 13 до 5 процентов. Доля независимых АЗС сократилась примерно с 65 до 50 процентов.

Спасти ситуацию, как в России, могло бы формирование биржевой торговли нефтепродуктами. Так, с момента принятия поправок в законодательство о поставках для государственных нужд, которые были в свое время подготовлены совместно ФАС и МЭРТ, ситуация в этой сфере изменилась кардинально. Поставщики оказались привязанными к государству под страхом ответственности. У нас же пока товарная биржа – инструмент скорее номинальный, нежели реальный.

А следовательно, ждать послаблений в ценах на топливо не стоит. Тем более в рамках интеграционных экономических процессов СНГ ближайшее будущее для автомобилистов страны – далеко не радужное. Через несколько лет модернизация Атырауского НПЗ будет завершена, что позволит обеспечить внутренний рынок нефтепродуктов на 95 процентов. 



Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!