Миф о малом бизнесе

Экономика
726
Как государственное стимулирование малого бизнеса может вредить предпринимательству. 

Как государственное стимулирование малого бизнеса может вредить предпринимательству.

Моя колонка про малый бизнес породила больше комментариев, чем обычно. Не имея возможности ответить на все вопросы и возражения, остановлюсь на тех, что показались мне наиболее существенными.

Прежде всего, о цели заметки. Я уже когда-то писал о том, какую угрозу для потребителя создает желание, чтобы в конкуренции выигрывали «хорошие парни», скажем «отечественные товаропроизводители». Среди таких «хороших парней», ради которых не жалко ограничить конкуренцию, есть и «малый бизнес», и он нередко старается этим воспользоваться. Заметка направлена против государственных мер подобного рода.

Некоторые комментаторы указали, что малый бизнес не является исключительным случаем антиконкурентной ментальности и что крупный бизнес ничуть не лучше. Я согласен с этим мнением. В споре между Айн Рэнд, которая считала большой бизнес преследуемым меньшинством американского общества, и Мюрреем Ротбардом, который считал большой бизнес привелигированной группой, заказчиком и выгодоприобретателем государственного регулирования, я скорее на стороне Ротбарда. В американском обществе, которое далеко отклонилось от принципа равенства и неприкосновенности прав и которое законодательством раздроблено на множество групп с особыми правами и обязанностями, ущемление большого бизнеса в некоторых вопросах не свидетельствует о том, что его представители находятся внизу социальной иерархии. То же самое верно и для России.

Малый бизнес отличается от крупного не особой антиконкурентностью, а особым мифом. У каждой группы, желающей защиты от конкуренции, он свой, и, если не ограничиваться общими для всех случаев соображениями про ценность конкуренции, обсуждать надо каждый в отдельности. В основе мифа о малом бизнесе лежат необоснованные представления о его роли в других странах и обсуждение статистически нетипичных примеров такого бизнеса.

Корректная статистика, как мне кажется, разрушает наиболее существенные части этого мифа. Данные о развитии малого бизнеса в различных странах подсказывают, где магистральная дорога, а где проселочная. В развитых странах малый бизнес развит меньше, и с течением времени его роль снижается.

Данные о существенном превышении заработков наемных работников по сравнению с самозанятыми сравнимой квалификации показывают не только более низкую производительность типичного малого бизнеса. Они говорят и о мотивации типичного предпринимателя — готовность жертвовать заработком указывает на наличие существенных неденежных выгод, связанных, видимо, в первую очередь с ощущением независимости и отсутствием босса. Это явление, родственное дауншифтингу. Ничего плохого в этом нет. В конце концов я и сам, как представитель малого консультационного бизнеса, совершаю подобную жертву. Реалистичный взгляд на мотивы типичного малого предпринимателя плох только одним: под него тяжело получить деньги. Под «программу развития малого предпринимательства» правительство может дать деньги, под «программу развития дауншифтинга» — едва ли.

Некоторые комментаторы оспорили правомерность противопоставления производительности в малом и крупном бизнесе, считая малый бизнес просто стадией развития крупного. Следуя этой логике, ошибочно говорить, что взрослые лучше детей, так как это те же объекты, только в разные моменты времени.

Если говорить о малом предпринимательстве в целом, эта точка зрения мне не кажется убедительной. С одной стороны, многие малые бизнесы — точнее, большинство малых бизнесов — никогда не станут крупными и даже не ставят перед собой такой задачи. В этих условиях «краткосрочные», «временные» характеристики малого бизнеса значат по крайней мере не меньше, чем его гипотетическое существование в качестве крупного. С другой стороны, деловые предприятия могут начинаться с любого размера, совсем не обязательно малого. В этой ситуации едва ли удачно говорить о стадиях.

Однако идея стадий становится продуктивной для выработки государственной политики, если проводить терминологическое различение между «представителями малого бизнеса» и «предпринимателями», где последних от первых отличает не размер, а главная цель ведения бизнеса — получение прибыли и рост компании. То, что нужно предпринимателю, во многом отличается от того, к чему призывают во имя развития малого бизнеса. Он нуждается в том, чтобы выжить, вырасти и получить плоды своего успеха, тогда как подавление государством крупного бизнеса ставит эти цели под сомнение. 

Согласны ли вы с тем, что в Алматы нужно ввести платный въезд?
34 %

Да. Это улучшит ситуацию с пробками в центре

13 %

Нет. Это только лишний повод содрать деньги с людей

5 %

Да. Но если только въезд будет бесплатным для тех, кто живет вне города, а работает в нем

20 %

Нет. Это нарушение моего права на свободу передвижения

28 %

Оставлю свой вариант в комментариях

Комментарии

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить

{{ bodies[news_open].title }}

{{ bodies[news_open].rubric }}
{{ bodies[news_open].views_count }}
{{ bodies[news_open].preview }}
Согласны ли вы с тем, что в Алматы нужно ввести платный въезд?
34 %

Да. Это улучшит ситуацию с пробками в центре

13 %

Нет. Это только лишний повод содрать деньги с людей

5 %

Да. Но если только въезд будет бесплатным для тех, кто живет вне города, а работает в нем

20 %

Нет. Это нарушение моего права на свободу передвижения

28 %

Оставлю свой вариант в комментариях

Комментарии

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить