Система управления рисками совершенствует налоговое администрирование

Фотография - Система управления рисками совершенствует налоговое администрирование

В рамках реализации программы совершенствования налогового администрирования на 2010-2011 годы налоговая система вышла на качественно новый этап развития, приближающийся к международной практике.

267 0

В рамках реализации программы совершенствования налогового администрирования на 2010-2011 годы налоговая система вышла на качественно новый этап развития, приближающийся к международной практике.

В частности, принят Новый налоговый кодекс, внесены изменения и дополнения в Закон «О частном предпринимательстве», внесены коррективы в Налоговый кодекс в части внедрения системы управления рисками.  В соответствии с ними разработаны и утверждены критерии оценки степени рисков. Кроме того, данные нормы приведены  в соответствие с Законом Республики Казахстан  «О государственном контроле и надзоре в РК».

Согласно Закона Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан»,  регулирующим  общие правовые основы государственного контроля и направленного на защиту прав и законных интересов лиц, в отношении которых осуществляется государственный контроль, периодичность проверок определяется по системе оценки рисков. Согласно статьи 13 настоящего Закона в зависимости от степени риска государственные органы, в т.ч. налоговые,   относят  проверяемых субъектов к группам высокого, среднего либо незначительного риска и определяют для них периодичность проведения плановых проверок, но не чаще:  одного раза в год - при высокой степени риска;  одного раза в три года - при средней степени риска;  одного раза в пять лет - при незначительной степени риска.

Именно система управления рисками (СУР) позволяет на уровне камерального контроля определять налогоплательщиков,  подпадающих в категорию риска и подлежащих документальным проверкам согласно  статьи 625 Налогового кодекса.  Также СУР  используется при осуществлении налогового контроля для подтверждения суммы превышения налога на добавленную стоимость, подлежащего возврату  и  определения права на упрощенный порядок возврата суммы превышения налога на добавленную стоимость. В соответствии со статьей  274 Налогового кодекса  упрощенный порядок возврата превышения налога на добавленную стоимость заключается в осуществлении возврата налога на добавленную стоимость без предварительного проведения налоговой проверки.

Безусловно,  у налогоплательщиков возникают вопросы, связанные с необходимостью  введения СУР, его преимуществ для развития предпринимательства, определение критериев и методика расчета.

СУР  представляет собой  комплекс мероприятий, проводимых с целью оценки  вероятности неисполнения и (или) неполного исполнения налогового обязательства налогоплательщиком, которые могут нанести ущерб государству. СУР также  включает меры,  применяемые органами налоговой службы в целях выявления и предупреждения риска. На основе результатов оценки рисков осуществляется дифференцированное применение форм налогового контроля.

Суть этого нововведения состоит в том, что  частота проведения налоговых проверок,  а также применение права налогоплательщиков на упрощенный порядок возврата суммы превышения налога на добавленную стоимость, напрямую зависима   от соблюдения  налоговой политики налогоплательщиком. Если налогоплательщик  имеет  значительное число нарушений и минимальные расходы по налогам  и другим обязательным платежам в бюджет, такое предприятие будет проверяться чаще,  а с незначительным  уровнем  риска – реже.

СУР выстроена на основе присвоения определенного балла в зависимости от нарушений, которые выявляются в автоматическом режиме с в информационной системе, с исключением участия человеческого фактора при формировании плана проверок.

В рамках внедрения системы управлениями рисков и в целях реализации  Закона   Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан»  совместным приказом Министра финансов РК от 16 сентября 2011 года № 468 и и. о. Министра экономического развития и торговли РК от 16 сентября 2011 года № 302 утверждены критерии оценки степени рисков для частного предпринимательства по выполнению норм налогового законодательства и других законодательств, контроль  за исполнением которых возложен на налоговые органы.

Критерии  разработаны для определения  степени риска налогоплательщиков  и   отбора действующих налогоплательщиков в разрезе регионов для проведения плановых налоговых проверок.

Следует  отметить, что данные критерии не распространяются на  некоммерческие организации,  организации, осуществляющие деятельность в социальной сфере,  индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы,  юридических лиц, применяющих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации.

В соответствии с рекомендациями   Всемирного  банка    налоговыми органами разработаны баллы по критериям риска, которые суммируются для определения общего суммарного итога по всем критериям. Результаты общего суммарного итога по всем критериям риска используются для определения и дифференциации  налогоплательщиков по степени рисков.

Всего методикой исчисления определено 7 критериев риска, которые и выявляют неблагонадежность  налогоплательщиков,  в том числе:

1) коэффициент налоговой нагрузки  налогоплательщика ниже среднеотраслевого значения коэффициента налоговой нагрузки;

2) осуществление сделок с лжепредприятиями, бездействующими налогоплательщиками и с предприятиями, регистрации которых судами признаны недействительными, а также сделок без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность в зависимости;

3) выписка счетов-фактур при представлении налоговой отчетности по корпоративному подоходному налогу или налогу на добавленную стоимость с нулевыми показателями или с расхождениями;

4) соотношение фонда оплаты труда к совокупному годовому доходу:

5) соотношение активов налогоплательщика к совокупному годовому доходу:

6) если руководитель или (и) учредитель, индивидуальный предприниматель является руководителем или (и) учредителем бездействующих налогоплательщиков, лжепредприятий и предприятий, регистрация которых судами признаны недействительными, а также налогоплательщиков, сделки которых признаны без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность;

7) снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах два и более раз в году.

Отбор налогоплательщиков на проведение плановой налоговой проверки внутри одной группы риска осуществляется по принципам наибольшего  совокупного годового дохода и  наибольшей сумме присвоенных баллов.  В случае одинаковых сумм  баллов и дохода, в план проверок включается налогоплательщик, имеющий наибольший не проверенный налоговый период.

Крупные налогоплательщики, подлежащие мониторингу, включаются в план налоговых проверок, независимо от применения критериев оценки степени рисков. Их отбор осуществляется по  налоговому периоду, не охваченному проверкой 4 и более лет с приоритетом  крупных налогоплательщиков, имеющих наибольший размер совокупного годового дохода.

На основании результатов мероприятий системы оценки рисков ежегодно составляется план проведения налоговых проверок, утверждаемый приказом Министра финансов Республики Казахстан и размещаемый на официальном интернет-ресурсе Генеральной прокуратуры Республики Казахстан в срок до 25 декабря текущего календарного года.

Введенная впервые в налоговом законодательстве  СУР позволит усилить контроль над предприятиями с высокими налоговыми рисками, уменьшить затраты времени на проведение налоговых проверок на местах и увеличить отдачу от них, повысить их эффективность. Кроме того определение по СУР налогоплательщиков является объективным доказательством исполнение их конституционного долга.

Действенность методов СУР  – это   обеспечение позитивности налогообложения, которое  является подлинным отражением экономической и политической зрелости общества. Вместе с тем основополагающим приоритетом в  деятельности  органов  налоговой службы  является приоритет  защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также социально-экономической, политико-правовой, организационно-управленческой систем государства, который в соответствии ст. 5 Закона Республики Казахстан «О  борьбе с коррупцией» определен основным принципом борьбы с коррупцией.

Главный специалист ОНАЮЛ

Налогового управления по

Сарыаркинскому району

Налогового департамента по г. Астана

Мариям Хамдиева


Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!