Правительство Казахстана разработало план по противодействию теневой экономике

Фотография - Правительство Казахстана разработало план по противодействию теневой экономике

431 0

Министр экономики и бюджетного планирования РК Ерболат Досаев представил сегодня на заседании правительства актуализированный Комплексный план противодействия теневой экономике в Республике Казахстан на 2014 – 2015 годы.

В целом актуализированный план правительства состоит из 60 мероприятий.

«В 2014-2015 годы борьба с теневой экономикой предусматривает реализацию мер общесистемного характера, а также мер по сокращению теневого производства в отраслях экономики. Общесистемные меры направлены на борьбу с уклонением от уплаты налогов и таможенных платежей, развитие безналичных платежей, эффективное управление государственными финансами, совершенствование бизнес-среды и совершенствование оценки теневой экономики с учетом мировой практики», - сказал министр.

Досаев пояснил, что «меры по сокращению теневого производства в отраслях экономики предусматривают снижение теневого оборота в отраслях с наиболее высокой долей теневой экономики. Это торговля, сельское хозяйство, транспорт, операции с недвижимым имуществом и промышленность».

В частности, в рамках борьбы с уклонением от уплаты налогов и таможенных платежей предлагается рассмотреть введение специального НДС-счета, что приведет к исключению возможности использования схем по уклонению от уплаты НДС, соответственно, отсутствию целесообразности создания лжепредприятий.

«Одной из эффективных мер противодействия теневой экономике является внедрение электронных счетов-фактур на обязательной основе для всех плательщиков НДС, что сократит издержки бизнеса и позволит оперативно выявлять факты выписки фиктивных счетов-фактур, замены или их подделки», - уточнил министр.

По его оценке, реализация предлагаемых мероприятий позволит вывести из теневого оборота порядка 1,1 трлн. тенге.

Для борьбы с лжепредпринимательством, предусматривается принятие мер законодательного характера по ужесточению требований при постановке на учет по НДС.

Предусматривается получение налоговыми органами от уполномоченных организаций информации о наличии и движении денежных средств и ценных бумаг по налогоплательщикам, имеющих налоговую задолженность более 3 месяцев.

Для улучшения таможенного администрирования, предусмотрено заключение соглашений с другими государствами по предварительному электронному информированию между таможенными службами государств по всем видам товаров и транспортных средств.

Для стимулирования безналичных платежей планиурется принять меры законодательного характера по вопросу обязательной установки POS-терминалов в сфере торговли и обслуживания и расширения обязательного применения контрольно-кассовых машин с SIM-картами.

В целях снижения объемов обналичивания денег планируется введение обязательного уведомления при осуществлении крупных платежей в наличном порядке клиентами банка второго уровня, установление лимита на снятие наличных денег с банковских счетов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

«Ожидаемым результатом от принятия мер будет рост объема безналичных платежей не менее 5% в год», - отметил Досаев.

В сфере управления  государственными финансами, с целью своевременного выявления нарушений и принятия соответствующих мер в рамках Плана планируется внедрение системы управления рисками при планировании бюджетных расходов.

В рамках повышения эффективности управления, использования государственных средств и активов государства будет создан правовой механизм внедрения системы государственного аудита и выработка рекомендаций.

Кроме того, начало работы Единого организатора по государственным закупкам позволит снизить количество нарушений при планировании и выделении бюджетных средств.

Предусмотрен ряд мер по повышению контроля при осуществлении госзакупок в квазигосударственном секторе.

В целях совершенствования бизнес-среды в рамках Плана предусматривается расширение системы саморегулирования качества предоставляемых услуг бизнесом.

В рамках совершенствования оценки теневой экономики будет продолжена работа по совершенствованию статистической оценки теневой экономики.

В 2014 году планируется принятие Методики оценки объемов незаконной деятельности и теневой экономики по видам экономической деятельности.

Наряду с общесистемными мерами в Плане предусмотрены конкретные меры по снижению размеров теневого сектора в отраслях экономики.

В сфере торговли предусмотрено внесение законодательных мер по обязательному поэтапному переводу торговых рынков на современный формат. Предлагается включение строительства торговых объектов в перечень приоритетных отраслей экономики для привлечения инвестиций и сферы строительства инфраструктуры торговли в Программу «Дорожная карта бизнеса-2020».

Также предлагается ужесточение административной ответственности за стихийную торговлю при одновременном увеличении коммунальных торговых площадей.

В сфере сельского хозяйства предлагается создание условий и стимулирующих мер по формализации населения занятого в сельском хозяйстве, а также ужесточить ответственность работодателей крестьянских и фермерских хозяйств, а также других сельскохозяйственных предприятий за найм работников без заключения трудовых договоров.

Планируется формализация экономической деятельности в сельском хозяйстве, в том числе через развитие сельхозкоопераций. Для стимулирования развития сельхозкоопераций будут предусмотрены меры субсудирования и финансовой поддержки сельхозкоопераций. Кроме этого, предусмотрено расширение сферы оказания государственных услуг в АПК в электронном формате.

В сфере транспорта в рамках Плана будет усилен контроль на линии в отношении лиц, осуществляющих свою деятельность без регистрации и ответственность за отсутствие товарно-транспортной накладной и акта замера при перевозке грузов.

Также будет продолжено развитие и внедрение «е-билетирования» и программно-аппаратного комплекса «Мобильный терминал проводника» для фиксации и учета билетов.

В сфере операций с недвижимым имуществом предлагается законодательно ужесточить ответственность физических лиц, предоставляющих жилье в наем и получивших имущественный доход, к уплате сумм индивидуального подоходного налога и постановке на регистрационный учет в налоговых органах.

В сфере промышленности в рамках Плана предусмотрено:

- утверждение Перечня документов, подтверждающих легальность происхождения нефти, поступающей на переработку на НПЗ, и Правил и требований к контрольным приборам учета на НПЗ, нефтебазах и АЗС;

- разработка процедуры отзыва паспорта производства, внесение в паспорт производства регламента на производство нефтепродуктов соответствующего национальным стандартам;

- введение нормы, предусматривающей исключение посредников по поставке нефти на НПЗ от недропользователя до НПЗ до одного колена, а также по аналогии и для мини-НПЗ.

Для борьбы с нелегальным оборотом алкогольной продукции в настоящее время в парламент внесен законопроект, направленный на ужесточение условий производства и торговли алкогольной продукции, ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.

 


Загрузка...

Комментарии (0)

  • Авторизация
  • Регистрация
  • Забыли пароль?