Станислав Чуев: Air Astana может потерять монополию на некоторых маршрутах

Фотография - Станислав Чуев: Air Astana может потерять монополию на некоторых маршрутах

Фото: ©Арман Мухатов

Финансовый аналитик спрогнозировал, как будет проходит приватизация авиакомпании.

3566 0

Акции компании Air Astana считаются очень привлекательными для размещения на фондовом рынке и должны стать удачным примером программы приватизации. О том, насколько авиаперевозчик готов к IPO в рамках приватизации и сколько может стоить компания, корреспонденту Today.kz рассказал начальник управления анализа долговых инструментов Halyk Finance Станислав Чуев.

- Какова, по Вашей оценке, стоимость авиакомпании? Исходя из каких данных можно провести расчеты?

- Справедливая стоимость Air Astana составляет 75-88 миллиардов тенге. Несмотря на значительное ухудшение экономической ситуации  в  Казахстане, авиакомпания смогла зафиксировать чистую прибыль по  результатам 2015 года  как с учетом дохода от курсовой разницы, так и без него. На 31 декабря 2015 года ее парк состоял из  30 турбореактивных  воздушных судов, из которых девять осуществляют перевозки на коротких направлениях и 21 - на длинных. С 2012-го по 2014 год компания приобрела одиннадцать воздушных судов на условиях финансовой аренды с фиксированной процентной ставкой. Срок аренды по каждому воздушному судну составляет двенадцать лет с возможностью выкупа по номинальной цене в конце срока  аренды. Эти активы имеют балансовую стоимость 81,3 миллиарда тенге.

- Как Вы оцениваете готовность компании к IPO?

- Я думаю, что Air Astana является одной из самых подготовленных к выходу на IPO  компаний, участвующих в программе приватизации. Она демонстрирует профессиональный подход, регулярно публикуя аудированные финансовые и годовые отчеты. Выход на IPO, скорее всего, произойдет после запуска Международного финансового центра в Астане в  2018 году. Основной вопрос, который предстоит решить на пути к IPO - потенциальная структура акционеров и связанные с ней  требования обязательной контролирующей доли владения государством и обязательства по контрактам лизинга. Главной  неопределенностью является доля акций, которая будет предложена  рынку. В данный момент иностранному инвестору принадлежит 49 процентов компании.

- Где будут торговаться акции компании?

- Акции Air Astana, как мы предполагаем, будут торговаться как на местном рынке ценных бумаг, так и  за рубежом. Ожидание по  пакету акций будет зависеть от спроса на момент выхода на IPO, но его размер сможет заинтересовать крупных инвесторов. Было бы целесообразно ускорить процесс публичного размещения акций Air Astana в целях популяризации программы приватизации в глазах профессиональных участников финансового сектора и населения  Казахстана. Несмотря на, возможно не самый благоприятный в финансовом отношении момент для продажи доли в компании, этот шаг может стать важным индикатором успешности усилий правительства по реформированию экономики.

- Как Вы считаете, оставит ли государство контроль над компанией?

- В нашем понимании приватизация должна означать продажу части государственной доли в компании - 51 процент ("Самрук-Қазына"), так как продажа доли, и так принадлежащей иностранному  инвестору (49 процентов - BAE Systems), не соответствует поставленной задаче по снижению государственного участия в экономике Казахстана. Однако, по словам  руководства Air Astana, существует требование, предусматривающее преимущественное владение и эффективный контроль над пакетом акций Казахстаном. Это часть международных двусторонних соглашений, согласно которым компании предоставляется право осуществлять полеты за рубеж. К примеру, в 2002 году компания работала как совместное предприятие с равным распределением пакета акций между государством и BAE Systems. Тогда Россия и Китай отказались предоставлять коммерческие права на перевозки до того момента, пока казахстанская сторона не выкупила еще 1 процент акций у BAE Systems. Опираясь на данные требования, в конце 2015 года даже было заявлено, что Air Astana не будет участвовать в программе приватизации и выводе на IPO. Однако позднее на правительственном уровне было подтверждено ее участие.

- Какие возможны риски при снижении участия государства в управлении компанией?

- Есть опасения, что снижение государственного участия увеличит риски падения доходов и снижения справедливой стоимости компании в результате возможной потери статуса национального авиаперевозчика. К тому же, возможны изменения условий осуществления перелетов в определенные страны и потери монопольного права по перевозкам по некоторым маршрутам.

- Каков прогноз по развитию компании и рынка на 2016 год?

- В 2016 году руководство авиакомпании ожидает, что рынок авиаперевозок останется слабым вследствие подавленного спроса на услуги авиакомпаний в ответ на неблагоприятную экономическую ситуацию. Тем не менее эффективный контроль расходов и низкий уровень цен на нефтепродукты позволит относительно безболезненно преодолеть сложный период до ожидаемого в 2017 году восстановления спроса.



Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!