Ерлан Аскарбеков: Скоро бензин перестанет быть рыночным товаром

Фотография - Ерлан Аскарбеков:  Скоро бензин перестанет быть рыночным товаром

Фото из личного архива

Конец эры углеводородного топлива предрекает знаменитый казахстанский PR-специалист.

6155 0

Что объединяет информацию о том, что в Испании создали новые аккумуляторы на основе графеновых технологий, в Германии покупателям субсидируют приобретение электромобилей, а в Узбекистане запустили газохимический комплекс? Все вместе это говорит о скором завершении эпохи бензиновых двигателей, а значит, углеводородное топливо станет ненужным, считает известный казахстанский пиарщик Ерлан Аскарбеков. В интервью Today.kz он поделился своим мнением о том, что новая экономическая эра принесет Казахстану и готовы ли мы к ее наступлению.

– Вы специалист в области PR, а не экономики. Почему же, на Ваш взгляд, пришло время бить тревогу?

– Работа приучила меня к тому, что сначала нужно сделать огрубленный макроэкономический анализ, политический анализ того или иного проекта. Поэтому, не будучи по образованию экономистом, я тем не менее очень давно полюбил аналитику, полюбил читать отчеты тех же экономистов, юристов, социологов, политологов. Я - их профессиональный читатель. Без этого качественного PR быть не может.

– И что же именно Вас обеспокоило?

– Это был Google, который сообщил мне про вот эту испанскую компанию Graphenano. Графен - это потрясающее вещество с действительно удивительными свойствами. За его открытие двое английских ученых получили Нобелевскую премию. Одно из свойств графена заключается в том, что он может быть суперконденсатором. Вы все их видели, это так называемые переносные зарядки для мобильных  телефонов – пауэрбанки. Просто пока они делаются не на графене, а на другом веществе.

Но графен потрясающе эффективен. Многие страны бросили большие силы на его изучение и производство. В этой гонке преследовалась одна цель – удешевить производство. Это как с алюминием, производство которого тоже поначалу было дорогим.

Ситуация такая, что в октябре 2014 эта испанская фирма объявила о сокращении стоимости производства фактически в 10 раз. Это радикальное снижение цены. Далее они вошли в консорциум с китайцами. И еще был заголовок, что опытные образцы батареи были настолько эффективны, что якобы два серьезных немецких автопроизводителя взяли их на испытания. Насколько я понимаю немецкий менталитет, они бы в жизни не поехали в Испанию, если бы сомневались в эффективности.

Во втором релизе от 21 марта 2016 года, который я увидел на днях, испанцы обещают к концу этого года начать массированное производство разных видов этих суперконденсаторов по низкой цене. Я так понял, что стоимость будет такая же, как у самого обычного литий-ионного аккумулятора, но он будет в несколько раз меньше по массе и примерно в восемь раз более емким.

– Соответственно, производство электромобилей станет дешевле?

– Дело даже не в этом. Потребительские качества электромобилей сейчас уже фактически сравниваются с бензиновыми машинами. Получается, что Вы сможете проехать до тысячи километров на одном заряде, а зарядка будет происходить за восемь минут от самой обычной розетки.

То есть далее я иду логически – двигатели внутреннего сгорания станут не нужны, и бензин перестанет быть рыночным товаром. А ведь бензин составляет две третьих, ну процентов 60 от рынка нефти. Сама нефть, конечно, не исчезнет из экономики. Это в первую очередь касается нефтехимии,  авиакеросина и дизельного топлива. Но сам бензин утратит свою важность. Не за один день. На это понадобится 10–15 лет.

– Есть еще одна новость. Германское правительство и автоконцерны пришли к соглашению о выплате премий по три тысячи евро каждому покупателю электромобиля.

– Понятно. Это то же самое, что их правительство сделало с рынком солнечных панелей – простимулировало его. Эта информация один в один ложится в мое видение. Значит, неформально правительство Германии уже в курсе.

– Что это все значит для Казахстана?

– Если мы не построим нефтехимию… Через 10–15 лет будет уже совсем поздно. Пока раскачаешь производство, выйдешь на рынки сбыта, наладишь устойчивый режим. Крайняя точка – через пять лет у нас должны стоять несколько нефтехимических, газохимических и углехимических производств, диверсифицированных по разным месторождениям, разным регионам и продукции. Короче, как говорят в бизнесе, это все нужно было еще вчера, а если еще точнее, то позавчера.

– Вы верите, что это произойдет?

– Чудеса бывали, в том числе и в казахстанской истории. Во времена джунгарского нашествия мы потеряли 13/14 нашей территории. Не хотелось бы, чтобы мы за 300 лет не сделали никаких выводов. Это не обязательно именно в такой форме вооруженная агрессия. Это может быть экономическая и культурная деградация. Но зачем доводить до крайней степени?

Предупреждающий голос прозвучал. Хорошо, я – не экономист, не нефтяник, я – пиарщик. Может быть, я не имею права рассуждать об этом. Ну, тогда проверьте эти данные, съездите к испанцам, выясните, что это такое.

Пусть бензин станет ненужным, но пластмассы разные все равно нужны мировой экономике. Недавно промелькнула новость о том, что наши братья узбеки руками корейцев создали уже второй газохимический комплекс и скоро запустят третий. Это к вопросу о невозможности создания газохимического комплекса под Атырау.

Там рентабельность сотни процентов. Это безумно выгодно – заниматься нефтехимией, газохимией и углехимией. Почему мы этим не занимаемся? Или вот металлы. Почему мы их до сих пор продаем их в виде чушек? Не надо делать казахские компьютеры, не надо делать казахские микросхемы. Достаточно наносить нашу медь на нашу кремниевую подложку и продавать в ту же Юго-Восточную Азию. Даже это даст многократно более высокую прибыль. У нас на это было 25 лет.

Еще раз повторяю, да, я – всего лишь пиарщик, гуманитарий. Пожалуйста, перепроверьте  мои слова, разберитесь, что происходит. Как мы докатились до того, что какое-то колебание одного товара ввергает всю страну, весь бюджет в такую лихорадку?

– Еще недавно Toyota запустила серийное производство автомобиля на водородных ячейках.

– Это конкурирующая технология. Скорее всего, она проиграет. Японцы не хотят сидеть на месте и спешат с довольно опасным и капризным водородом. Причем они развивают сеть и водородных и электрических заправок. У них сейчас электрических заправок стало больше, чем бензиновых. Изюминка графеновой технологии в том, что вы сможете заряжаться у себя в гараже. Просто от розетки.

Что касается Казахстана, то мы по-прежнему полностью зависим от цен на нефть, у нас толком не диверсифицированная экономика. У нас нефтехимия провалена. Писали, по-моему, о четырех или о семи миллиардах долларов, обещали, что газохимия стартует в 2009 году, в 2011-м, в 2015-м, но сейчас у нас 2016 год, и такое чувство, что там до сих пор там нулевой цикл. Углехимии до сих пор в стране нет. Нефтехимию построили частники, маленький завод в Павлодаре, который, судя по их заявлениям, уже окупился. Поэтому вопрос в том, сможем ли мы быстро добиться в этой сфере результатов? Теоретически – да, но практический опыт подсказывает, что мы рискуем опять провалить...




Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!