Цены на бензин в Казахстане поднимутся и потянут за собой все товары – эксперты

Фотография - Цены на бензин в Казахстане поднимутся и потянут за собой все товары – эксперты

Иллюстративное фото

Изменение правил на топливном рынке России рикошетом ударит по кошелькам казахстанцев.

4361 0

Скорое повышение цен на бензин и дизельное топливо предсказал казахстанский экономист Арман Байганов. В своем блоге он объясняет это стоимостью автомобильного топлива в России. По его данным, литр самой популярной марки АИ-92 у северных соседей стоит 33-34 рубля, что в пересчете на нашу валюту составляет от 172 до 177 тенге. Солярка соответственно – 99 тенге.

"Как видно, стоимость бензина в России дороже на 36,5 процента, а по дизтопливу и того больше - на 73,7 процента, а это очень много. Что это значит для Казахстана? Учитывая наличие прозрачных границ в рамках Евразийского экономического союза, это (повлечет за собой - Прим. автора) очередное подорожание бензина и дизтоплива в скором времени. Производимые в Казахстане бензин и дизтопливо будут разными путями поставляться в Россию, тем самым создавая дефицит топлива у нас в стране", – пишет Байганов.

По его мнению, правительству придется поднять стоимость дизельного топлива, чтобы снизить диспропорцию в ценах между странами. Известный эксперт по нефтяному рынку Сергей Смирнов согласен с этим прогнозом, но отмечает, что приведенные цифры отражают ценники на заправках, а не у оптовиков. Тем не менее, с учетом того, что российское автотопливо занимает от 30 до 40 процентов отечественного рынка, влияние соседей на ситуацию в республике очевидно.

"С 1 июня россияне переходят на выпуск топлива по стандарту Евро-5. Естественно, чем выше качество, тем дороже. И это тоже внесет свой вклад в повышение цен, я думаю. Сейчас в России пытаются сдерживать рост стоимости бензина, но оптовые цены постоянно растут. Соответственно, будут расти и розничные цены", – говорит Смирнов в интервью Today.kz.

Специалист добавил, что есть еще один фактор –  так называемый "большой налоговый маневр". Россия изменила структуру ценообразования на собственные товары и наступила на те же грабли, по которым уже много лет ходит Казахстан.

"В результате они получили ситуацию, в которой сырье выгоднее вывозить за рубеж, чем поставлять на НПЗ. То есть примерно так же, как у нас: когда нефть идет на экспорт, цена выше, и еще государство возвращает НДС. А если продаешь на нефтеперерабывающий завод внутри страны, то ты платишь НДС. Получается, что невыгодно поставлять на переработку в Казахстане", – констатирует Сергей Смирнов.

Компенсировать повышение стоимости российского бензина за счет внутреннего производства Казахстан не сможет, поскольку программа модернизации НПЗ фактически провалена. По плану ее должны были завершить в 2015 году, говорит эксперт. Сейчас под вопросом даже 2018 год. Так что, заключает Смирнов, рост цен на отечественных заправках вполне вероятен. Отвечая на вопрос о последствиях, авторитетный экономист Магбат Спанов напоминает, что ГСМ – важная составляющая в ценообразовании любых товаров. В том числе и продовольствия.

"ГСМ и коммунальные услуги – вот эти два направления у нас запускают инфляцию. Впрочем, я думаю, что цены на бензин повысятся незначительно. Думаю, что государство будет контролировать этот вопрос", –  рассуждает Спанов.

В то же время, по его словам, корреляция между стоимостью автотоплива и потребительских товаров в Казахстане во многом связана не с экономическими, а скорее психологическими причинами. В итоге это означает, что даже если правительство не даст ценам на бензин и солярку сильно прыгнуть вверх, то это вовсе не гарантирует, что власти смогут сдержать ценники в продуктовых магазинах и на базарах.



Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!