Топливный дефицит: когда НПЗ Казахстана обеспечат нас бензином?

Фотография - Топливный дефицит: когда НПЗ Казахстана обеспечат нас бензином?

Фото: today.kz

Модернизация нефтеперерабатывающих заводов идет уже несколько лет, однако никак не окончится.

7927 3


В последние дни в Казахстане вновь поднялся вопрос с дефицитом автомобильного топлива. Первые вести о нехватке бензина поступили из центральной части Казахстана – Жезказгана, Сатпаева и Улытауского района Карагандинской области.

Как сообщал 4 сентября аким Жезказгана Батырлан Ахметов, к тому времени в городе в резерве имелся лишь десятидневный запас бензина – его перестали отпускать даже по талонам. А замакима Карагандинской области Алмас Айдаров тогда же отметил, что причиной дефицита топлива стало закрытие нефтеперерабатывающих заводов в Атырау и Павлодаре на плановый ремонт.

Традиционный сезонный дефицит

Спустя полмесяца, 22 сентября, проблемы с покупкой топлива начались и на востоке Казахстана – в Семее АИ-92 начали отпускать по талонам. Причем купить этот вид бензина – самый популярный в стране – можно было лишь на маленьких заправках. Качество, по словам автолюбителей, было плохим.

Жители Петропавловска тогда утверждали, что АИ-95 они не видели две недели, а когда он вновь появился на табло АЗС, то его стоимость увеличилась на пять тенге – до 165 тенге за литр. Более того, в сентябре два раза увеличивался в цене АИ-92. Теперь литр обходится водителям в 150 тенге.

Топливо заметно подорожало в стране еще 11 сентября. К примеру, на АЗС сети "ҚазМұнайГаз" стоимость литра бензина АИ-92 с начала августа повысилась на три тенге – до 144. Бензин марки АИ-95 подорожал также на три тенге – до 158 тенге, дизельное топливо стоит 144 тенге за литр.

На заявления о дефиците отреагировали в министерстве энергетики. Замглавы этого ведомства Магзум Мирзагалиев признал, что нехватка в некоторых областях РК есть, но о дефиците говорить нельзя.

"Действительно, в ряде регионов у нас нехватка на некоторых автозаправках и станциях. Мы об этом в курсе. Но при этом говорить о дефиците нельзя. То есть на некоторых АЗС была небольшая нехватка этого бензина. Из России бензин завозится, мы работу со своими коллегами из РФ проводим. Поэтому мы не ожидаем проблемных вопросов, связанных с нехваткой бензина", - рассказал Мирзагалиев.

Air Astana не хватило керосина

Однако 25 сентября о нехватке топлива заговорили не только автолюбители в длинных очередях на АЗС, но и в авиаотрасли. В этот день пресс-служба компании Air Astana распространила заявление о том, что регулярное авиасообщение в Казахстане находится под угрозой срыва.

Как сообщалось в пресс-релизе, основные поставщики авиакеросина из России не подтвердили поставки на октябрь. В авиакомпании также отметили, что Казахстан уже много лет на 70 процентов зависим от импорта из РФ, в то время как поставки носят "нецикличный и негарантированный характер".

В свою очередь, в Минэнерго посоветовали компании Air Astana быть осторожнее с заявлениями и заметили, что ситуация на рынке нефтепродуктов оценивается как благоприятная.

Что происходит на казахстанских НПЗ

Во всех указанных случаях в нехватке топлива обвиняли казахстанские нефтеперерабатывающие заводы, которые стоят на ремонте. Какова ситуация на них?

Как сообщается в Национальном энергетическом докладе Казахстана за 2017 год, всего в стране действуют три крупных нефтеперерабатывающих завода, а также 32 мини-НПЗ.

Совокупная заявленная мощность трех крупных НПЗ Казахстана сейчас составляет 15,35 миллиона тонн продукции в год. Хотя на этих заводах в той или иной мере присутствуют мощности глубокой переработки нефти, в целом там применяются относительно простые технологии.

Совокупная мощность 32 малых НПЗ составляет 6,5 миллиона тонн в год, но в 2016-м на них было переработано лишь около 450 тысяч тонн сырья. И хотя депутаты парламента призывали подключить мини-НПЗ к выпуску бензина, это попросту невозможно – только на одном из этих предприятий есть установка для производства светлых нефтепродуктов.

При наличии таких мощностей в нефтеперерабатывающей отрасли появился выраженный перекос в сторону производства мазута (остаточного нефтяного топлива), что не соответствует внутреннему спросу на нефтепродукты.

Три НПЗ, по данным Ассоциации KAZENERGY, покрывают лишь около 85 процентов внутреннего спроса на нефтепродукты, еще около 15 процентов спроса удовлетворяется за счет импорта. В основном из России.

При этом в ответе на официальный запрос Today.kz в министерстве энергетики отметили, что отдельно по бензину импортозависимость составляет 30 процентов.

Решить проблему должна модернизация НПЗ, которая сейчас подходит к концу. Обновление мощностей должно повысить мощность трех заводов, чтобы их суммарный выпуск мог покрыть потребности внутреннего рынка.

К слову, программа модернизации была принята еще в 2009 году и, по планам, должна была завершиться в 2015-м. На дворе тем временем 2017-й, и лишь к его концу обещают закончить обновление установок на двух из трех заводов.

Атырауский НПЗ должен наладить выпуск 1,6 миллиона тонн бензина уже к концу ноября этого года.

По Шымкентскому НПЗ также закончена модернизация – по данным Минэнерго, небольшой рост уже есть и по бензину, и по дизельному топливу. Но основной прирост стоит ожидать только в следующем году. После монтажа установки каталитического крекинга, который планируют окончить во второй половине 2018 года, производство бензина может вырасти в 2,5 раза.

Павлодарский НПЗ после проведения текущей модернизации сделает акцент на возобновление выпуска авиакеросина. Но там потребуется дополнительное время на сертификацию.

Широко обсуждались ранее и планы по строительству четвертого нефтеперерабатывающего завода. Однако и в национальном энергетическом докладе, и в минэнергетики отмечается, что после завершения модернизации существующих НПЗ это будет лишним.

Рост потребления может превысить предложение лишь после 2025 года. "Рациональным решением в этом случае будет поэтапное увеличение нефтеперерабатывающих мощностей, в том числе строительство нового НПЗ", - заметили в министерстве энергетики.

Редакция Today.kz предлагает читателям принять участие в опросе, выбрав один из вариантов ответа на вопрос либо высказав мнение в комментариях под статьей.

Прекратятся ли когда-нибудь в Казахстане проблемы с дефицитом топлива?
Да, модернизация НПЗ решит все проблемы
Да, когда заработает общий топливный рынок ЕАЭС
Нет, пока правительство не сделает топливный рынок либеральнее
Нет, спрос всегда будет опережать предложение
Мне это не интересно, я пешеход
Предложу свой вариант в комментариях



Загрузка...

Комментарии (3)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!


Айгерим Тукушева 26 сент. 15:08

НИКОГДА

Ответить


Владимир 1 окт. 18:43

Айгерим Тукушева, верно. Никогда. Потому что заводы работают исключительно на бизнес и им невыгодно продавать нефтепродукты на внутреннем рынке: нужно платить налоги.

Ответить


Айнур 4 окт. 23:19

Сегодня в г. Алматы ОСТРО ощущалась нехватка топлива. Не удалось заправиться ни в Helios, ни в Казмунайгаз, ни в RP - посему как отпускают исключительно по талонам. Ситуация совсем не БЛАГОПРИЯТНАЯ, как пишут.

Ответить