Почему казахстанские учителя и врачи не ощущают роста зарплат?

Экономика
10992
В правительстве считают нецелесообразным менять систему расчета заработных плат.

В Казахстане считают нецелесообразным менять систему расчета заработных плат для бюджетников – переходить с базового должностного оклада (БДО), который не менялся с 2011 года, на минимальный размер месячной заработной платы, который ежегодно индексируется с учетом инфляции. Эти изменения, как отметили в Правительстве РК, приведут к увеличению окладов работников социальной сферы на 69,4 процента, и при этом надо учитывать состояние бюджета. Об этом сообщается в ответе премьер-министра на депутатский запрос о системе оплаты труда госслужащих, передает корреспондент Today.kz.    

Депутаты, обращаясь с запросом к главе кабмина, отметили, что с переходом на новую систему оплаты труда в 2016 году, которая предусматривала повышение зарплат работников здравоохранения в среднем на 28 процентов, а образования и науки – до 29 процентов, реальный оклад бюджетников в 2017 году вырос в среднем всего на 4,5 процента. 

"По факту получается, заработная плата работников образования, здравоохранения и социальной сферы не увеличилась, а уменьшилась. Таким образом, несмотря на то, что задача повышения реального уровня оплаты труда гражданских служащих названа в послании Президента одной из приоритетных, она не исполнена", – подчеркнули парламентарии в запросе.

Они отметили, что некоторые отдельные работники получают чуть больше двух долларов в день, что по международным стандартам ниже черты бедности.

"По международным нормам бедность наступает за чертой, если человек располагает в месяц суммой менее 150 долларов, учитывая не только питание, но и расходы на коммунальные платежи, проезд и так далее. Заработная плата отдельных гражданских служащих в вышеуказанных сферах составляет 83-85 долларов, или 55-57 процентов от минимальной суммы, за чертой которой, по международным стандартам, наступает бедность", – аргументировали свою обеспокоенность народные избранники.

Нынешняя картина сложилась, пишут они, из-за низкого уровня БДО. Этот показатель, пояснили депутаты, не менялся последние семь лет и составляет 17 697 тенге, что ниже прожиточного уровня почти на 40 процентов.

"Неоднократное повышение уровня оплаты труда работников социальной сферы сводилось к увеличению коэффициентов, применяемых для исчисления должностных окладов. Однако принятые меры никак не отразились на увеличении реального размера заработной платы работников социальной сферы. Соответственно, поручения нашего Президента исполнялись неэффективно", – недвусмысленно заявили депутаты в своем запросе.

В этой связи мажилисмены предложили заменить показатель базового должностного оклада для расчета заплат на минимальный размер месячной заработной платы (МЗП). При таком подходе, по их мнению, труд будет оцениваться более объективно, так как он станет регулироваться реальными факторами и индексироваться ежегодно с учетом уровня инфляции.

В Правительстве РК в ответ сообщили, что подобные изменения могут привести к одномоментному увеличению заработной платы гражданских служащих на 69,4 процента.

"Учитывая большую нагрузку на государственный бюджет при изменении БДО, полагаю целесообразным вопросы повышения оплаты труда работников бюджетной сферы рассматривать поэтапно, с учетом темпов экономического развития страны и возможностей республиканского бюджета", – говорится в ответе правительства за подписью премьер-министра.

По приведенным расчетам, при замене БДО на МЗП как показателя расчета заработных плат из бюджета страны  дополнительно потребуется около 875,6 миллиарда тенге (В 2019 году МЗП, по прогнозу, составит 29 981 тенге). А с учетом ежегодного роста на четыре процента в 2020 году – 961,1 миллиарда тенге, в 2021 году – почти триллион тенге, в 2022 году – 1,1 триллиона тенге.

Вместе с тем, как отметили в правительстве, с переходом на новую систему оплаты труда в 2016 году из республиканского бюджета на повышение зарплат дополнительно было выделено 290,8 миллиарда тенге.

Согласны ли вы с тем, что в Алматы нужно ввести платный въезд?
34 %

Да. Это улучшит ситуацию с пробками в центре

13 %

Нет. Это только лишний повод содрать деньги с людей

5 %

Да. Но если только въезд будет бесплатным для тех, кто живет вне города, а работает в нем

20 %

Нет. Это нарушение моего права на свободу передвижения

28 %

Оставлю свой вариант в комментариях

Комментарии

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить

{{ bodies[news_open].title }}

{{ bodies[news_open].rubric }}
{{ bodies[news_open].views_count }}
{{ bodies[news_open].preview }}
Согласны ли вы с тем, что в Алматы нужно ввести платный въезд?
34 %

Да. Это улучшит ситуацию с пробками в центре

13 %

Нет. Это только лишний повод содрать деньги с людей

5 %

Да. Но если только въезд будет бесплатным для тех, кто живет вне города, а работает в нем

20 %

Нет. Это нарушение моего права на свободу передвижения

28 %

Оставлю свой вариант в комментариях

Комментарии

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить