Ситуацией с "Банком Астаны" могут заняться правоохранительные органы – эксперт

Фотография - Ситуацией с "Банком Астаны" могут заняться правоохранительные органы – эксперт

Фото из открытых источников

Как политика банка повлияла на его стабильность.

19802 0


"Банк Астаны" признал дефицит ликвидности и ввел ограничения на выдачу наличности до 1 июня 2018 года. Сейчас банк ждет одобрения займа экстренной ликвидности от Национального банка РК и ведет переговоры с потенциальными инвесторами. Финансовые эксперты рассказали корреспонденту Today.kz, что, по их мнению, происходит с "Банком Астаны" и какого развития событий стоит ожидать.

Директор Центра прикладных исследований "Талап" Рахим Ошакбаев отметил, что заявление банка свидетельствует об острейшем кризисе ликвидности.

"Банк говорит о том, что ведет переговоры со стратегическими инвесторами, будет просить экстренную ликвидность у Национального банка, но вопрос в том, что, мне кажется, для подавляющего большинства клиентов этого банка произошедшее стало большой неожиданностью. Смотрите, 17 апреля управляющий директор банка дает радужное интервью в журнале Forbes, что "Банк Астаны" опережает поставленные цели и пришел к показателям в 800 тысяч клиентов. Подавляющее большинство этих 800 тысяч клиентов, я так понимаю, розница, и они пострадали. То есть у них ограничен доступ к их собственности, к их деньгам. Это колоссальная цифра", - сказал Ошакбаев.

По словам эксперта, к такой ситуации могла привести политика банка по привлечению новых клиентов.

"Почему это произошло? На мой экспертный взгляд, в свое время банк проводил достаточно агрессивную и эффективную политику по привлечению физических лиц – клиентов тем, что он, по сути, первым на рынке презентовал дебетовые карточки с начислением вознаграждения на средний остаток – до 13,2 процента эффективная ставка, годовая – 14 процентов и 1,2 процента – кэшбэк. Плюс они были новаторами в той части, что дебетовые карточки можно было выпустить по телефону. И 800 тысяч клиентов – это последствия этой новаторской программы. Но насколько она жизнеспособна? То есть 13,2 процента годовых (эффективная ставка) начислять по среднему остатку средств на текущих счетах - это намного выше, нежели у других банков. Вы знаете, что банки первой тройки-пятерки не начисляют вознаграждение, то есть они очень сильно обременили свою ресурсную базу, она стала дорогая. Закономерный вопрос может возникнуть к надзорным органам. Для надзорных органов, мне кажется, это должно было быть очевидным", - рассказал Ошакбаев.

Как подчеркнул эксперт, заем экстренной ликвидности у Национального банка сможет помочь клиентам.

Но такое решение не является панацеей от всех проблем банка и не отменяет вопросов к финрегулятору 

"Если вы посмотрите текущую финансовую отчетность банка, то он выполнял все пруденциальные нормативы, уровень NPL составляет приемлемые 6,6 процента на 1 апреля. Отсюда большой вопрос к надзорным органам: если отчетность, которая публикуется на сайте Национального банка, не дает никаких оснований полагать пользователям услуг этого банка об ухудшающемся финансовом положении, и тут раз - совершенно внезапно - проблемы по обязательствам перед физическими лицами. Это еще раз говорит о том, что  ситуация с банковским надзором так и не исправилась. Даже для меня было неожиданно, какие-то несколько сотен тысяч тенге на карточке у меня, по сути, заморожены. Я не знаю, как Национальный банк поведет себя в этой ситуации, выдаст он заем или нет, но получается, что проблемы в банковским секторе абсолютно далеки от исчерпания, несмотря на крайне дорогостоящую программу оздоровления финансового сектора, которая была реализована в прошлом году. Еще я думаю, что возможны риски, связанные с тем, чьи деньги застряли в этом банке, возможно, что окажется, что были большие вложения квазигоссектора", - отметил Рахим Ошакбаев.

Другой эксперт, финансовый консультант Расул Рысмамбетов, говорит о том, что подобные ограничения по выдаче ликвидности не всегда означают, что банк упадет.

Ограничения логичны в сложный период, и теперь все будет зависеть от переговоров. Отмечу, что, если все клиенты придут разом и снимут свои средства, не выдержит ни один банк в мире. Главное для клиентов, что банк участвует в Казахстанском фонде гарантирования депозитов и средства клиентов до 10 миллионов тенге защищены

По его мнению, у казахстанских банков основополагающей проблемой является бизнес-модель, которая не всегда учитывает риски работы в волатильной и ресурсозависимой экономике.

"Насколько можно сделать вывод из отчетности "Банка Астаны" и новостей, не менее половины ссудного портфеля зависит как раз от сейчас снижающихся отраслей: торговля, горнорудные компании и строительство. Конечно, стабилизационный заем поможет "Банку Астаны", однако, на мой взгляд, перед выдачей экстренной ликвидности Национальный банк должен убедиться, что "Банк Астаны" пересмотрел свою бизнес-модель и понимает свои макроэкономические и отраслевые риски – чтобы эффект был долгосрочным", - высказал свою точку зрения Рысмамбетов.

Сейчас, как он дал понять, сложно оценить реальность привлечения инвесторов в банк, так как переговоры носят конфиденциальный характер.

Расул Рысмамбетов также оценил перспективы переговоров "Банка Астаны" с рядом банков второго уровня и госинститутами развития касательно переуступки прав требования и рефинансирования ссудного портфеля банка с целью получения ликвидных средств. Финансовый консультант отмечает, что потенциал есть у любых переговоров, все будет зависеть от качества активов банка на текущий момент.

"Насколько мне известно, переговоры увенчались успехом у других кризисных банков. Мне кажется, что при подобных переговорах основная нагрузка будет лежать на административном ресурсе банка. Почти у всех банков есть те или иные проблемы, почти все госинституты (нацкомпании) испытывают регуляторные проблемы с размещением средств в проблемных банках. Поэтому, на мой взгляд, ключевая краткосрочная роль будет у государственных институтов, а долгосрочный эффект все же будет зависеть от пересмотра бизнес-модели руководством "Банка Астаны", - подытожил Рысмамбетов.

Свое видение почти кризисной ситуации в "Банке Астаны" озвучил и старший аналитик Альпари (Россия. – Прим. автора) Вадим Иосуб. Беды банка, сказал он, заключаются в низком качестве кредитных портфелей. Проблемы могут состоять и в завышенной оценке залогов, в первую очередь недвижимости в виде бизнес-центров, квартир и земельных участков.

"Пока не известно, идет ли речь просто об отвратительном риск-менеджменте и планировании денежных потоков, или дело в преднамеренном выводе капитала, кредитовании близких к менеджменту и акционерам заемщиков. Вероятно, это может стать предметом изучения правоохранительных органов. Ссылки на некие внешние причины в ситуации, когда на внешних рынках нефть марки Brent торгуется устойчиво выше 73 долларов США за баррель, относительно высоки цены на другие сырьевые и сельхозтовары, выглядят не очень убедительно", - заявил Вадим Иосуб.

Нацбанк, по его словам, вероятнее всего, поможет "Банку Астаны", но это будет спасение вкладчиков, а не акционеров. Речь идет о том же гарантировании депозитов, о котором говорил Расул Рысмамбетов, – суммы до 10 миллионов тенге.

Следующей очередью для спасения могут стать вклады, превышающие эти суммы. Получат ли помощь клиенты банка – юридические лица, вопрос пока открытый

Он упомянул, кстати, банки, которые, возможно, будут защищены на случай вероятных будущих катаклизмов. Эксперт привел три банка, которые работают в РК, – "дочки" российских банков.

"Ситуация с ними вполне устойчива. В первую очередь речь идет о "Сбербанке", "Альфа-Банке" и "Банке ВТБ". На это есть несколько причин. С одной стороны, эти банки используют бизнес-процессы и процедуры, "обкатанные" годами в материнских российских структурах. С другой стороны - даже если теоретически допустить возникновение проблем у их казахстанских дочек, они будут поддержаны краткосрочной ликвидностью, а при необходимости – и наращиванием капитала со стороны материнских структур", - резюмировал Вадим Иосуб.

Напомним, ранее сообщалось, что "Банк Астаны" больше не проводит расходные операции с текущих счетов, депозитов и платежных карт для физических лиц. Кроме того, кредитные карты не доступны для проведения расходных операций. Также невозможно провести какие-либо операции по системам Western Union, "Лидер" и "Золотая корона".

Расходные кассовые операции с текущих и сберегательных счетов для юридических лиц банк также не проводит.

"Банк Астаны" принес извинения своим клиентам за причиненные неудобства.




Загрузка...

Комментарии (0)

  • Авторизация
  • Регистрация
  • Забыли пароль?