1929

Главные ошибки начинающих стартаперов

Иногда невинная ошибка в стартапе может привести к банкротству.
Фотография - Главные ошибки начинающих стартаперов Фото: Small Business Trends

Наверное, нет такого стартапера или предпринимателя, который никогда бы не ошибался в бизнесе. Ошибки преследуют всех людей и стартаперы тому не исключение. Об основных промахах стартаперов в самом начале их тернистого пути и советах начинающим предпринимателям о том, чего ни в коем случае нельзя делать при открытии стартапа, узнал корреспондент Today.kz

Бизнес-тренер Малик Мусабеков считает, что основными ошибками начинающих стартаперов являются: отсутствие тщательно продуманного стратегического, финансового, маркетингового плана и самого бизнес-плана, который нужен инвестору.

Также ключевой ошибкой он считает неправильный выбор партнеров по бизнесу. "В плане юридической точки зрения люди заключают договора о сотрудничестве о партнерстве. У нас же – все на словах. Когда уже непосредственно открываем бизнес и появляются деньги – начинаются разногласия и ссоры из-за того, что не были прописаны четкие договоренности друг с другом с самого начала. Причина тому – выбор партнера по эмоциям, то есть, как часто бывает, мы выбираем своих друзей в качестве партнеров по бизнесу", – сказал Мусабеков. 

Бизнес-тренер не зря выделяет данную ошибку как ключевую, так как сам прошел через этот опыт.

"Я открывал свой первый бизнес с друзьями. Нам тогда было примерно по 25 лет. Решили открыть туристическую фирму. Друзья поработали в фирме около двух месяцев. В итоге, через месяца 4 мы окончательно обанкротились. Нашей основной ошибкой на тот момент была нехватка опыта и знаний в сфере туризма.  Также свою роль сыграл здесь и психологический фактор. Когда ты открываешь свой бизнес, ты должен быть морально готов работать по 18 часов в день. А мы столько не работали", – добавил бизнес-тренер.

Также Мусабеков отметил, первые полгода нужно быть готовым, что дохода от бизнеса может и не быть. "Мы финансово не планировали наш стартап и попали в финансовую яму. Думали, что доход появится сразу в первые дни, а на деле же, первый клиент появился только в первый месяц. Также мы очень потратились на аренду помещения, закупку мебели, офис. Финансировали за счет кредита в банке, оформляя потребительский кредит. Тогда же ведь не было таких программ по предпринимательству", – отметил бывший стартапер.

По словам Мусабекова, возродить бизнес после банкротства он уже не пытался. Слишком крупной оказалась финансовая яма, в которую он попал, да и мысли его, в основном, были только о том, как погасить кредит.

Людмила Лазарева, бизнес-тренер НПП "Атамекен", писатель, в свое время открыла учебный центр, где преподавала то, что умела делать очень хорошо, а именно курсы по психологии продаж, рукоделие, вышивание и вязание. И вроде бы все хорошо, да вот только одно но – высокая арендная плата за помещение и реклама оставили женщину без каких-либо доходов.

"Первая моя большая ошибка – я искала очень удобное месторасположение аренды в самом центре города. Я заплатила за аренду, рекламу, свет, интернет и, в итоге, у меня ничего не осталось. То есть, по сути я работала на арендодателя, на рекламщиков, на кого угодно, но только не на себя.Чтобы исправить ошибку, я нашла человека со схожими взглядами, и мы с ней поделили офис на две части, работали по очереди по определенным дням. Цена на аренду уменьшилась, и соответственно у меня увеличился доход", – поделилась бизнес-тренер.

Бизнес-тренер Гульмира Багжаева считает, что индивидуальный предприниматель в первую очередь должен понимать нужды и спрос рынка, а потом уже что-то начинать. Багжаева приводит в пример случай одной  ее слушательницы, которая тоже совершила ошибку в стартапе.

"Лидия Иванова, отличная портниха, долгое время работающая в ателье, которое специализировалось исключительно на спецодежде, решила отделиться от ателье и шить сама. Женщина взяла четыре миллиона тенге в кредит. Считала, что все получится, но просчиталась. С ней отказались заключать договор на спецодежду. Сейчас Лидия занимается индивидуальным пошивом, ищет себе новую  клиентуру, чтобы шить им платья, костюмы, так как до этого она же была ориентирована и заточена на спецодежду. Просто для нее этот рынок спецодежды не открылся. А сейчас мы с ней хотим переориентироваться – ищем заказчиков камзолов, свадебных платьев. Для Лидии это непривычно, а кредит гасить надо, поэтому ей пришлось ориентироваться на сбыт и спрос рынка", – отметила Багжаева.

Напомним, редакция Today.kz ранее писала о том, какие стартап-проекты были успешно реализованы в РК. Мы также узнали, как заработать на своем стартапе миллион долларов США.

Необычный проект для себя выбрал известный видеоблогер Алексей Батеев, который ведет блог "Экономика на пальцах". Он хочет создать видеоучебник по математике для учащихся 5-х классов школ.

Продолжение

Прогресс
Победитель и призеры получили право на бесплатное участие в трехмесячной программе международной акселерации GVA.
Загрузка...