1627

Цены на топливо в Казахстане будут стремиться к российским – эксперт

Эксперт назвал факторы, которые заставляют расти цены на топливо в Казахстане.
Фотография - Цены на топливо в Казахстане будут стремиться к российским – эксперт Фото: ©Арман Мухатов

В ожидании сезонного повышения цен на бензин и дизельное топливо многие задаются вопросами, насколько повысятся цены и почему это происходит. Корреспондент Today.kz узнал, какие факторы влияют на рост цен на бензин в Казахстане.

Аналитик нефтегазового сектора Сергей Смирнов выделил сразу несколько факторов, которые влияют на цены.

"Цены на топливо будут стремиться к равновесию с российскими. Наши нефтеперерабатывающие заводы модернизировали, теперь они выдают продукт качеством "Евро-4" и "Евро-5", то есть его разрешено продавать в России. Наши власти хотели препятствовать оттоку дешевого дизтоплива из страны, потому на него повысили акциз в 18 раз, что привело к скачку цен", – уверен эксперт.

Смирнов также отметил, что на территории стран ЕАЭС к 2025 году планируется создать единый топливный энергетический рынок, и это тоже сильно повлияет на цены.

"Это подразумевает, что и цены во всех странах будут сравнимыми. Но тут есть одно "но": надо менять систему ценообразования на топливо. У нас с Россией они совершенно разные.

Если в России доля сырья составляет 7-10 процентов, а налоги и акцизы – до 50 процентов, то в Казахстане, наоборот, около 50 процентов зависят от сырья и всего 15 процентов приходятся на налоговые сборы

И там, и у нас платит за все потребитель. Вот только там деньги идут в бюджет, а у нас – частным лицам", – рассказал он.

Разумеется, повышение цен на топливо сильно влияет на ценообразование многих продуктов и услуг. 

"Естественно, рост цен повлияет на цены всех продуктов. Власти выделяют аграриям топливо по льготной цене, но сами фермеры утверждают, что им его не хватает, нужно в два-три раза больше. Проблемы и с выделяемыми квотами на кредиты для покупки топлива. У них ограниченный срок действия, и, пока фермер оформляет кредит, проходят все сроки. После этого нефтебазы спокойно могут продать топливо по рыночным ценам. А фермер виноват лишь в том, что не смог вовремя получить кредит. Это приводит к тому, что аграрии вынуждены повышать цены на свою продукцию. В Казахстане большая часть товаров доставляется автотранспортом, и 10-15 процентов от цены приходятся на транспортные расходы. Сами грузовики и фуры тоже заправляются дизтопливом. Это все отражается на стоимости товара", – отметил Сергей Смирнов.

Эксперт считает, что цены на топливо так или иначе будут подниматься, пока не сравняются с российскими.

Загрузка...