853

Партнерские отношения: особенности ГЧП в разных странах мира

Насколько развиты отношения между государством и частным бизнесом в Великобритании, США, России и Японии?
Фотография - Партнерские отношения: особенности ГЧП в разных странах мира Фото: delovoi-etiket.ru

Идея государственно-частного партнерства не нова, с давних времен государство привлекало для реализации своих проектов частный капитал. В США и Европе власти давно уже работают с бизнесом и с помощью ГЧП было реализовано немало крупных проектов. Корреспондент Today.kz разобрался, какие особенности ГЧП есть в Великобритании, России, США и Японии.

Исследователи делят развитие ГЧП в мире на три этапа.

На первой стадии, на которой в данный момент находится большинство стран мира, идет только формирование законодательной базы и стандартов для ГЧП.

На второй стадии идет уже расширение деятельности ГЧП: создание департаментов в министерствах, создание новых моделей, увеличивается количество проектов, стимулируются источники финансирования, ГЧП используется для развития сектора услуг. На этой стадии в данный момент находится большинство стран Европы, Канада, США и Япония.

На третьей стадии пока находятся только несколько стран мира. Это Австралия, Великобритания и Ирландия. На этом этапе уже идет совершенствование моделей ГЧП,  страны оттачивают механизмы участия государства в проектах, просчитывают систему рисков и готовят специалистов этой сфере. Сами проекты становятся более долгосрочными, для финансирования привлекаются средства из пенсионных и паевых фондов.

Выбор основного направления развития ГЧП зависит от уровня социально-экономического развития и приоритетных задач каждой конкретной страны или региона. Общая тенденция такова, что ГЧП в основном используют для реализации инфраструктурных объектов в транспортной сфере. Но есть свои нюансы. Как показывают исследования, в более развитых странах Европы и США значительная часть проектов ГЧП касаются здравоохранения и образования. В развивающихся странах наиболее часто ГЧП используется для строительства и реконструкции автодорог. Также значительная часть проектов приходится на другие отрасли, такие как ЖКХ, оборона, туризм и развлечения. Это объясняется тем, что чем выше уровень производительности труда, медицинского обслуживания, образования и социальной защиты, тем чаще ГЧП применяется в сферах здравоохранения и образования.

Фото -

Фото: pixabay.com

Россия

В России особенностью ГЧП является тот факт, что пока в стране отсутствует четкая нормативная база. Основа уже заложена несколькими законами о ГЧП, но пока наш северный сосед все еще в поисках оптимальных форм сотрудничества. Да и в самой схеме пока главенствует именно государство, а не частный бизнес.

Как показала мировая практика, схема ГЧП особенно эффективна при реализации транспортной и социальной структуры. Для России это актуально. И именно поэтому первыми и самыми крупными проектами ГЧП в России стали именно проекты в области строительства автодорог.

Наиболее ярким таким примером может служить Западный скоростной диаметр – дорога вокруг Санкт-Петербурга. В нее было вложено более 200 миллиардов рублей, и пока эта дорога себя не окупила, несмотря на то, что она является платной.

Еще одним крупным проектом ГЧП в России является строительство автомагистрали Москва-Санкт-Петербург М-11, а также строительство мостов в Республике Удмуртия через реки Каму и Буй. Да и большинство других крупных проектов так или иначе связаны со строительством.

Это подтверждает, что пока в России схема ГЧП только получает развитие.

Фото -

Фото: ronin.ru

Великобритания

В Старом свете уровень развития ГЧП уже давно перешагнул стадию зарождения. Считается, что наиболее развита система сотрудничества государства и частного бизнеса в Великобритании и Ирландии.

Хотя в Европе значительную часть ГЧП все равно занимают сферы строительства автодорог и инфраструктуры, большая часть проектов приходится на образование и здравоохранение. Так, немалую долю имеет сектор оказания социально значимых услуг.

Пожалуй, самым ярким примером сотрудничества государства и частного бизнеса в Европе может служить строительство знаменитого Евротоннеля, который еще в 1994 году соединил Великобританию с континентальной Европой. По разным источникам на его строительство было потрачено до 10 миллиардов фунтов стерлингов (около 13 миллиардов долларов). И значительная часть из этой суммы – частные вложения.

Фото -

Фото: onthegotours.com

США

Что касается заокеанских стран, то и там система ГЧП хорошо развита. В США реализуется множество проектов по данной схеме. Есть четкое понимание ГЧП и его функции. Так, основные права собственности при договоре ГЧП в США неизменны: государство остается собственником, даже после передачи объекта в управление частной компании. Отношения регулируются на федеральном уровне (если это общенациональная программа) или же местными исполнительными актами.

Помимо простого финансирования из бюджета, государство может оказать поддержку и другим способом, специально предусмотренными для физических лиц: налоговыми льготами, скидками на обучение в колледже и т. п.

Особенностью можно назвать, что большинство программ ГЧП на внутреннем рынке США реализуется местными компаниями.

В качестве примера можно привести лишь следующий факт: независимое федеральное агентство "Национальный фонд развития наук" финансирует до 20 процентов всех научных исследований в университетах и колледжах на федеральном уровне. Именно этот фонд является основным источником финансирования науки в математике, вычислительной технике и социальных науках.

Япония

В Японии сформировалась своя, особая модель взаимоотношений между государством и бизнесом. Ее особенностью можно назвать постоянный диалог, поиск взаимовыгодных решений, готовность учитывать позиции сторон и поиск единой позиции для общенациональных интересов. Иными словами – государство учитывает интересы бизнеса, а бизнес учитывает общенациональный интерес.

Ведущая роль в реализации проектов ГЧП отведена местным исполнительным органам. Они заинтересованы в привлечении частного бизнеса. В подтверждение этого во всех 47 префектурах страны присутствуют специальные подразделения по вопросам развития ГЧП.

Так что в Японии ГЧП применяется во многих сферах инфраструктуры: от строительства дорог (как автомобильных, так и железнодорожных) до ЖКХ, муниципального жилья, социальных объектов и здравоохранения.

Министр национальной экономики Казахстана Тимур Сулейменов назвал самые обделенные ГЧП отрасли экономики.

Сами бизнесмены признают, что без государственных проектов работать сложно, но не все из них готовы работать в ГЧП.

Тем временем в Казахстане уже было реализовано несколько успешных проектов  акционерным обществом "Региональный центр ГЧП".

Загрузка...