После IPO нацкомпании перестанут быть "кормушкой" для детей "агашек" - эксперт

Фотография - После IPO нацкомпании перестанут быть "кормушкой" для детей "агашек" - эксперт

Фото: today.kz

Марат Толибаев поделился мнением о приватизации КТЖ, КМГ и Air Astana.

2026 0

Бывший вице-министр сельского хозяйства РК, а ныне известный предприниматель и блогер Марат Толибаев в беседе с корреспондентом Today.kz поделился своими размышлениями об особенностях казахстанской приватизацииЭксперт проанализировал список (смотреть документ "Целевые индикаторы реализации Комплексного плана приватизации на 2016-2020 годы") выставленных для передачи в конкурентную среду объектов госсобственности. В особый ряд он поставил крупнейшие отраслевые национальные компании, которым уготована "особая судьба" – IPO.

В их числе, напомним, семь корпораций, реализация пакетов акций которых предусмотрена путем продажи на фондовой бирже: "НК "Қазақстан Темiр Жолы", "НК "КазМунайГаз", "Национальная атомная компания "Казатомпром", "Самрук-Энерго", Национальная горнорудная компания "Тау-Кен Самрук", "Казпочта", "Air Astana".

Марат Толибаев оценил шансы на успех кампании.

Қазақстан Темiр Жолы: IPO как возможность искоренения коррупции

В продаже инфраструктурного гиганта, который обеспечивает железнодорожное сообщение в стране и входит в разряд стратегических объектов, эксперт не видит никаких угроз для экономики и безопасности Казахстана. Более того, он уверен, что переход компании в частные руки поможет искоренению в ней коррупции. "Не секрет, что коррупция имеет место быть, начиная от проводников и заканчивая диспетчерами на станциях. Только личная заинтересованность частных акционеров в доходах компании сможет побороть это зло", - высказал уверенность Толибаев, подчеркнув, что монопольное положение предприятия на рынке делает его лакомым куском для инвесторов.

"Конкурентов нет. Обороты огромные. Повышение цен на доли процентов сразу превращается в большую прибыль", - отмечает эксперт, предлагая усилить надзор антимонопольного органа за ценообразованием.

Для повышения привлекательности компании для инвестора бизнесмен рекомендует провести разделение грузовых и пассажирских перевозок: "Тарифы утвердить с учетом последней девальвации. Такой уровень цен даст новым собственникам временной лаг для получения достаточной выручки для операционной деятельности и инвестиций. Но при этом антимонопольный орган должен иметь достаточные полномочия с целью проверок целевого использования выручки и выполнения инвестиционных планов".

"КазМунайГаз": IPO означает "НЕТ" для сотен детей и племянников "агашек"

Компания, по словам Марата Толибаева, выглядит бриллиантом в плеяде приватизируемых предприятий. Однако, именно ее приватизация вызывает больше всего споров.

Предприниматель указывает, что устранения требуют последние лазейки в законодательстве для получения инвесторами сверхприбыли.

"Речь идет о трансфертных ценах. Для непосвященных объясню. Допустим, нефтяная компания добывает в Казахстане нефть и продает ее за границу по 20 долларов за баррель своей аффилированной компании, зарегистрированной где-нибудь в оффшорной зоне. Потом эта аффилированная компания продает эту нефть конечным покупателям за 100 долларов за баррель. Формально казахстанская компания продает нефть по себестоимости и не имеет прибыли в Казахстане, следовательно, не платит налоги. А вот ее аффилированная компания получает огромную прибыль на территории офшорной зоны, но тоже не платит налоги, потому что в оффшорах льготные условия. Вся эта схема называется трансфертным ценообразованием. Если законодательство нефтяной страны четко отрегулировано, то применить такую схему невозможно или очень трудно. Например, я уверен, что в Норвегии нефть добывают полностью легально и прозрачно. Если это так, то абсолютно безразлично, кому принадлежит нефтяная компания. Она сполна платит налоги в бюджет страны, где добывает нефть", - поясняет эксперт.


Он уверен, что приватизация "КазМунайГаз" автоматически исключит доступ к "кормушке" для сотен детей и племянников "агашек".

"Эти "паразиты" получают огромные зарплаты за бесполезную работу по перекладыванию бумажек, и, по сути, через них действительно те самые "агашки" паразитируют на доходах национальной компании, а, значит, на нашем национальном достоянии. Внутренняя коррупция в "КазМунайГазе", о которой ходят легенды и которая стала источником благосостояния многих ее клерков, будет искоренена. Частные акционеры мигом избавятся от лишнего "груза". Все, что мешает компании получать прибыль, будет сокращаться", - считает Толибаев.

В случае публичной продажи компании власть над этим гигантом будет утеряна. Компания перестанет быть также обязательным спонсором социальных проектов, указывает бизнесмен, что также относит к плюсам приватизации.

"Склонять к спонсорству станет невозможным. Больше не будут строиться стадионы и корты, футбольные площадки и больницы, больше не будут спонсироваться артисты и спортсмены. Руководители частной компании не будут ходить на совещания к министру и даже в правительство. Власть над этим гигантом будет утеряна. Так же, как утеряна, вернее, никогда и не была полной власть администрации Белого дома над компанией Chevron или власть королевы над British Gas. Лично для меня, как гражданина страны, такое положение устраивает больше, чем нынешнее: с паразитами, спонсорством, откатами, офшорами", - считает бизнесмен.

Air Astana: Не верю в разорение после IPO

Бизнесмен не разделяет опасения казахстанцев, которые предполагают, что продажа в частные руки приведет к банкротству компании и снижению качества работы.  

"Я просто не верю, что в мире найдутся такие люди, которые купят нашу устоявшуюся, прибыльную авиакомпанию за большие деньги, чтобы развалить ее. Не верю. Я больше верю в то, что придет инвестор, который будет с удовольствием получать прибыль и вкладывать часть ее в авиакомпанию, чтобы еще больше увеличить свою прибыль", - говорит Толибаев и призывает к регулированию тарифной политики на авиалиниях.


"Казахстанское законодательство должно четко регулировать вопросы утверждения тарифов на внутренних монопольных направлениях; выдерживать паритет международных рейсов с иностранными авиакомпаниями; следить за соблюдением требований безопасности и выполнением инвестиционных планов авиаперевозчиком", - видит в качестве возможных мер контроля эксперт.

В качестве еще одной меры безопасности от непредвиденных ситуаций он предлагает государству оставить за собой блокирующий пакет акций.

Все вышесказанное эксперт относит и к вновь созданной авиакомпании Qazaq Air. 



Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!