Никого не бойся, Нацбанк, никого…

Фотография - Никого не бойся, Нацбанк, никого…

Фото: today.kz

Получение карт-бланша Данияром Акишевым можно считать его большой победой.

3219 0


На заседании правительства Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев высказал беспрецедентную поддержку политике Национального банка РК и лично его председателю Данияру Акишеву. 

"Я смотрю и вижу: чем больше Нацбанк начинает наводить порядок, тем больше нападки на председателя Нацбанка, которого я стопроцентно поддерживаю. Никого не бойся, никого", - сказал Глава государства руководителю Нацбанка. 

Из слов Президента можно было понять, что он в курсе критики действий Нацбанка, не одобряет нападки и даже знает инициаторов. 

"Это делают некоторые акционеры и спонсоры, которые в этом зале сидят. Не газеты или журналисты виноваты, а хозяева. Мы примем меры к хозяевам, которые препятствуют наведению порядка", - гневно произнес Нурсултан Назарбаев. 

Тяжело вспомнить, чтобы Глава государства кого-нибудь так поддерживал, пусть даже и Данияр Акишев некоторое время был помощником Президента. Впрочем, времена, которые переживают экономика и финансовая система республики, – давно таких не было. Главное в том, что бедным быть не тяжело, тяжело привыкать к бедности после нескольких лет богатства.  

Карт-бланш можно считать большой победой Данияра Акишева. При юридической самостоятельности Нацбанка в денежно-кредитной политике, его надзоре за банками де-факто в стране много людей гораздо могущественнее как его одного, так и всего правительства. И не всем нравится нынешняя политика регулятора. А тут Акишев получил, так сказать, финансовый шокпар из рук Президента и его публичное одобрение. 

В Казахстане нет культуры обсуждений серьезных вопросов. Те или иные негативные замечания чаще рассматриваются не по фактам, а скорее по инициаторам критики. Справедливости ради надо отметить, что идеального ничего не бывает, и во всякой критике можно увидеть здравое зерно. Считать себя идеальным – верный шаг в пропасть. 

Кризис-менеджер 

Данияр Акишев пришел в непростое время, после почти годового периода, когда Нацбанк сдерживал курс тенге и доллары с казахстанского рынка откочевывали в Россию. Кроме того, наша банковская система является не только отражением экономики, но и частично копирует политическое устройство. Разница – в квалификации управляющих того или иного банка. Никакой акционер не сможет сделать свой финансовый институт сильным без хорошего менеджмента. Поэтому в начальный период своей деятельности Данияру Акишеву пришлось тушить пожары и спасать плавающий тенге. Как мы все помним, национальная валюта плыла в глубину и за короткий промежуток времени упала более чем на 80 процентов.

Команда Нацбанка справилась с этим, сделав займы в тенге беспрецедентно дорогими для финансовых институтов. Ставки заимствования переваливали за 600 процентов годовых. Это приостановило падение и добавило доверия национальной валюте. Затем, подняв ставки на тенговые депозиты и снизив на долларовые, Нацбанк сумел выровнять валютную структуру депозитов. 

Теперь Нацбанк пытается выстроить кривую доходности по привлечению средств. 

Что это? В предыдущие годы многие государственные и частные компании занимали тенге из ЕНПФ, Нацфонда по практически произвольным и зачастую заниженным ставкам. Сейчас же, торгуя ценными бумагами с разными сроками, Нацбанк позволяет рынку определить, какая доходность должна быть у 10-, 20-, 30-летних облигаций, например. Это один из важных шагов для создания базы рынка ценных бумаг – определение стоимости денег в обозримой перспективе.

Одними из условий для рынка ценных бумаг являются предсказуемая инфляция и курс национальной валюты. Поэтому Национальный банк планирует снизить инфляцию до трех-четырех процентов в год, с чем согласился Президент в своем послании. 

Команда Нацбанка четко видит будущее. Картина может измениться в случае каких-то глобальных экономических или местных политических шоков. 

Вызовом же для Нацбанка является расширение его мандата

Теперь главный банк страны ответственен и за экономический рост. Это непростая задача, потому что у Нацбанка лишь один рычаг – монетарный, то есть выпуск денег и их изъятие. Все остальные рычаги - у правительства. Поэтому теперь Нацбанк вынужден будет уже де-юре согласовывать свои действия с премьер-министром. Если раньше правительство обеспечивало избыток тенге в системе через различные программы развития, то Нацбанк был вынужден изымать ее с рынка, чтобы предотвратить чрезмерный рост инфляции. 

Теперь сторонам придется наконец-то согласовывать свои действия и цифры. Тут лежат риски конфликта между ними. Правительство заинтересовано показывать рост экономики из квартала в квартал, тогда как задачей Нацбанка является стабильность цен и низкая инфляция. А инфляция является составной частью экономического роста. Впрочем, если правительство не будет устанавливать нереальных планов, то есть шанс достижения консенсуса. Пока неясно, какая доля ответственности за экономический рост ляжет на регулятор, но можно прогнозировать, что у него прибавится не только работы, но и разнообразных совместных совещаний с правительством. 

Естественно, при всех стараниях Нацбанка не все у него получается. Самая большая проблема - объединение множества функций под одной крышей. Нацбанк не только занимается денежно-кредитной политикой, но еще и осуществляет надзор за БВУ, который должен всегда стоять особняком, отдельным органом. Кроме того, на Нацбанк возложены функции доверительного управления Единым накопительным пенсионным фондом и Национальным фондом. Такая концентрация функций уже привела к критике по всем фронтам. Например, мало кому нравится, что ЕНПФ закрывает бюджетный дефицит в областях, выкупая заведомо убыточные облигации по 0,1 процента годовых. Вместе с тем управление активами Национального фонда сильно политизировано.

Самую большую волну критики Нацбанк вызвал именно несвойственной ему функцией надзора за коммерческими банками. Практически за каждым из них стоят серьезные группы, поэтому команда Данияра Акишева не сможет быть абсолютно независимой от мнения рынка, а новый курс в денежно-кредитной политике и регулировании банков обязательно ущемляет кого-то в большей степени. 

Следует отметить, что Нацбанк не должен и не имеет права регулировать банки по своему желанию. Дело регулятора – установить правила и обеспечивать их соблюдение. А правила работы банков лишь в малой степени зависят от Нацбанка, так как по большей части финансовому надзору надо постепенно внедрять рекомендации Базеля. Если наши банки хотят продолжать занимать средства на внешних рынках, работать в других странах, то соблюдение базельских норм - это пропуск на мировой рынок. Поэтому стратегической задачей Национального банка остается выделение своих неродных функций в отдельные независимые структуры, передача пенсионных активов в частное управление, как рекомендовал Президент. 

Остается главный вопрос, появившийся после отповеди в адрес "акционеров и спонсоров", - о ком говорил Президент? Внимательно посмотрев видео с заседания, можно сказать, что большинство присутствовавших является акционерами тех или иных крупных компаний. Кто из них? 

У меня еще один вопрос. Удивительно, что при всей важности финансовой системы для развития экономики у нас нет отдельных советников по вопросам финансовой эффективности. Ведь многие наши государственные программы провалены именно потому, что их планировали с большим социально-политическим уклоном без четких финансовых параметров. А с нынешним уровнем государственного долга, большой нагрузкой на бюджет по внешним выплатам уже пора внедрять финоценки экономики. Чтобы случайно не съесть последний кусочек Нацфонда.




Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!