Как будет идти "перезагрузка" финансового сектора в РК - мнения экспертов

Фотография - Как будет идти "перезагрузка" финансового сектора в РК - мнения экспертов

Иллюстративное фото

Почему Президент раскритиковал работу Нацбанка и финансовых институтов Казахстана.

2438 18

В Послании народу Казахстана Нурсултан Назарбаев объявил "перезагрузку" финансового сектора страны. Глава государства заявил, что в Казахстане необходимо окончательно избавиться от "плохих" кредитов, а собственники банков должны нести ответственность за убытки. Больше всего "на орехи" от Президента досталось Национальному банку РК: Назарбаев отметил, что финрегулятор должен ужесточить надзор за действиями финансовых организаций, иначе "зачем нужен такой госорган"?

Еще один больной вопрос, который поручили решить Данияру Акишеву раз и навсегда: валютные ипотечные займы, выдача которых была запрещена до 1 января 2016 года, но тем не менее производилась. 

И, как вишенка на торте финансового сектора, вывод акций Фонда национального благосостояния "Самрук-Қазына" на IPO.

О том, насколько выполнимы поручения Главы государства и насколько позитивно финансовый сектор казахстанской экономики воспримет перезагрузку, редакция Today.kz узнавала у экспертов.

По мнению финансового консультанта Расула Рысмамбетова, поручения Президента вполне реальны и выполнимы, но болезненны.

"Есть два пути выполнения поручений Президента: ручной и рыночный. Ручной заключается в принятии конкретных предписаний регулятора и правительства. Рыночный - в изменении условий среды, в которой работают финансовые учреждения так, чтобы сделать невыгодным несоблюдение регуляторных норм", - отметил он.

Одним из наиболее сложных этапов "перезагрузки", по мнению эксперта, будет очистка банковского портфеля от "плохих" кредитов. И у наших банков на это есть несколько причин.

"Очистка банковского портфеля от "плохих" кредитов может быть сложной, потому что экономика Казахстана не в лучшей форме и часть плохих кредитов образовалась у банков по объективным причинам: падение платежеспособного спроса, несколько девальваций, активная конкуренция, - которые усложнили рынок для корпоративных и индивидуальных клиентов банков. То есть если сейчас банки начнут списывать все проблемные кредиты подряд, они могут упустить потенциальную выгоду от восстановления предприятий в процессе роста экономики, если он случится", - прокомментировал Рысмамбетов.

Кстати, есть в появлении "плохих" кредитов и вина государства.

"Второй важной причиной образования "плохих" долгов послужила активная поддержка бизнеса государством. Субсидированные процентные ставки, надежда на помощь государственных структур снизили требования для компаний в части качества бизнес-планов. В таких условиях, когда кончается период субсидирования банковской ставки, большинство компаний становятся убыточными", - отметил эксперт.

По его словам, очистка балансов банков - процесс не единовременный и зависит не только от них самих.

"В банковской деятельности очистка балансов является регулярным и постоянным процессом. Банки сами очень заинтересованы в избавлении от "плохих" кредитов, и барьером часто служит скорее налоговый кодекс, чем какие-то скрытые интересы банков и их акционеров", - сказал Рысмамбетов.

По словам эксперта, чтобы расширить кредитование в Казахстане, нужно в первую очередь заинтересовать самих казахстанцев банковскими займами.

"При улучшении экономической ситуации быстро решится вопрос расширения кредитования: больше людей и компаний поверят в будущее, и их оптимизм поможет в увеличении объема кредитования", - отметил финансовый консультант.

А вот с "ежовыми руковицами" Нацбанка все далеко не так просто. 

Ужесточить надзор за деятельностью финансовых институтов, по мнению эксперта, в нынешних реалиях крайне сложно, если не утопично.

"Тяжело представить, чтобы Нацбанк лишал лицензии банки, когда в его акционерах, например, находятся те, кто в силах организовать увольнение если не главы Нацбанка, то точно его подчиненных, ответственных за надзор. Неформальные контакты и "телефонное право" никто не отменял. Боюсь, тогда Главе государства придется ежеквартально принимать председателя Нацбанка и по результатам его доклада вызывать к себе своих подчиненных и требовать от их банков дисциплины", - сказал Расул Рысмамбетов.

Но в общем и целом его ожидания от "перезагрузки" финансового сектора вполне оптимистичны.

"Изменения, которых требует Президент, логичны, и многие участники рынка их давно ждут. Отдельно отмечу закон и банкротстве физических лиц, который ждут как банки, так и их клиенты", - подытожил Рысмамбетов.

С мнением Расула Рысмамбетова частично согласен директор Центра прикладных исследований "Талап", бывший вице-министр по инвестициям и развитию РК Рахим Ошакбаев.

По его словам, корень всех зол банковской сферы Казахстана кроется именно в слабом надзоре за деятельностью  финансовых организаций.

"Если вы внимательно читали Послание, то увидели, что Президент четко говорил про слабый надзор и про необходимость ответственности как акционеров и руководства банков. Я прочитал это как определенную критику в адрес Национального банка по части крайне низкой эффективности надзора. Можно только приветствовать эти акценты, которые сделал Глава государства в части "перезагрузки" финансового сектора, потому что ключевая, по большому счету, проблема всех проблем банковского сектора - это безнаказанно слабый и безответственный надзор", - сказал эксперт.

По его словам, никто в Казахстане не знает реальное качество ссудного портфеля банков. И это несколько затрудняет окончательную ликвидацию "плохих" кредитов.

"Сейчас, по сути, Национальный банк накачивает банки второго уровня ликвидностью, чтобы они выполняли пруденциальные нормативы, но никто не знает реальное качество ссудного портфеля банков. 

Для того чтобы завершить "зачистку" банковского портфеля, необходимо понять, насколько он "грязный". 

Такой информации нет. На практике уже были примеры, когда отчетность говорила об одном качестве определенного ряда банков, а потом оказывалось, что на самом деле свыше 90 процентов активов у них - "плохие". Хотя по официальной отчетности их было не так много", - отметил Ошакбаев.

При этом, по словам эксперта, Нурсултан Назарбаев уже поручал финансовому регулятору провести независимую оценку ссудного портфеля.

"Не думаю, что Нацбанк будет что-то менять, потому что Глава государства уже поручал Нацбанку сделать независимую оценку качества ссудного портфеля. Почти два года прошло - Нацбанк ничего не сделал в этом отношении. Поэтому я думаю, что это поручение со стороны Главы государства будет проигнорировано в очередной раз", - прокомментировал эксперт.

Зато в части создания IPO мнение Рахима Ошакбаева более позитивно. Возможно, в Казахстане, наконец, будет создан собственный фондовый рынок.

"Я надеюсь, что эта наша очередная попытка "завести" фондовый рынок увенчается успехом, выражаю умеренный оптимизм. Потому что это (ФНБ "Самрук-Қазына" - Прим. автора) крупнейшая компания Казахстана, но здесь вопрос в том, какой пакет акций будет выводиться на IPO. Мне кажется, чем больше пакет,  тем лучше, и есть надежда, что в рамках МФЦА "Астана" на базе английского права эти IPO будут сделаны, и все, что следует за статусом публичной компании: более квалифицированное компетентное управление, более высокая транспарентность, защита прав - все за этим последует", - подытожил эксперт.

Напомним, Послание Главы государства было опубликовано Акордой 10 января.



Загрузка...

Комментарии (18)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!


Aiteke 10 янв. 18:27

Важное решение для всего Казахстана!

Ответить


Гау 10 янв. 18:46

Помогите тем у кого валютные кредиты. Прошу примите решение по программированию по старому курсу. Скоро отбирают квартиру. Никто не бежит от выплаты. Просто по текущим курсу уже не возможно. Суд исполнитель и банки не будут смотреть на единственное жилье или наличие ребенка. Ждем и просим помощи!

Ответить


Максат 10 янв. 19:16

Да, это один из важных пунктов сегодняшнего послания. Думаю у 80% казахстанцев есть кредиты. Много нового лично для себя вывел

Ответить


Лера 10 янв. 19:16

и правильно, нужно что то делать с этим и уже давно пора. супер

Ответить


кирилл 10 янв. 19:17

да, прозрачность банковской системы важна для казахстана.

Ответить


Лаура 10 янв. 19:18

люди когда берут кредит должны знать все тонкости. тут нужно усовершенствовать систему. тогда и люди будут без проблем обращаться, зная что все чисто.

Ответить


Аслан 10 янв. 20:37

#ЗаявлениеПослание Что можем делать кроме того как критиковать?! Сколько можно только сеять один негатив? Почему просто не приложить усилия для реализации всех этих направлений. Ведь Глава государства конкретизировал основные задачи IV технологической революции. Просто хочется написать высказывание Д.Кеннади, которую он произнёс в 1961 году на своей инаугурационной речи «Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя, а спроси что ты можешь сделать для своей страны» Аслан КАБЕГЕНОВ

Ответить


Жан 11 янв. 15:35

Қазақстан үшін маңызды шешім!

Ответить


Шолпан 11 янв. 15:37

Жолдаудың ең маңызды бөлігі

Ответить


Хан 11 янв. 15:38

Негізі баяғыда қолға алу керек еді осыны. Бірақ қазір де кеш емес! Супер!

Ответить


Маруа 11 янв. 15:39

Халық үшін ең тиімді жолдар қарастырылып келеді қай мәселеде болмасын

Ответить


Жансая 11 янв. 15:41

Қайда барсаң негатив... адамдардың ниеті не болып кеткен

Ответить


Dar 12 янв. 2:02

Финансовому сектору страну действительно необходима перезагрузка, нужно все подчистить и исправить.

Ответить


Hel 12 янв. 2:04

Президент прав, финансовый сектор главная составляющая для страны и нужно всегда следить за правильной работой

Ответить


Momi 12 янв. 2:04

Конечно, поручения выполнимы и реальны, приложить максимум усилий и результат не заставит себя долго ждать!

Ответить


Aka 12 янв. 2:04

Если надзор за деятельностью финансовых организаций ужесточиться, то и банковская система восстановится

Ответить


Дядя 12 янв. 2:05

Я надеюсь, что все поручения президента будут добросовестно выполнены, ведь все они осуществимы

Ответить


Гау 22 янв. 16:57

Новости и поправки которые сегодня обговариваются совсем не предусмотрено перевести в тенге валютные ипотеки .. в том что вырос основной долг у валютных ипотечников не только вина физ лица. То что хотят порюправки в закон.. не решат проблемы.. посчитайте хоть один кредит и посмотрите итог

Ответить