2165

Как общаться с коллекторами – памятку для заемщиков подготовили в Нацбанке РК

Какие долги имеют право взыскивать коллекторы, сколько раз в день они могут звонить людям, и куда жаловаться, если вы не довольны их работой
Фотография - Как общаться с коллекторами – памятку для заемщиков подготовили в Нацбанке РК Иллюстративное фото

Что необходимо знать заемщику, если к нему обратилось коллекторское агентство. Памятку для граждан распространила пресс-служба Национального банка РК, передает Today.kz.

Первое, что необходимо помнить и проверить, – коллекторское агентство вправе осуществлять деятельность только после прохождения учетной регистрации в Национальном банке и включения в Реестр коллекторских агентств. Со списком организаций, работающих по закону, можно ознакомиться в разделе на сайте Нацбанка.   

Требовать погасить кредит коллекторы могут начать, лишь имея договор взыскания задолженности. Это возможно только при наличии в договоре банковского займа (или о предоставлении микрокредита) права банка и микро-финансовой организации (МФО) на привлечение третьих лиц. 

МФО запрещено привлекать коллекторское агентство для взыскания задолженности по договору, заключенному с физическим лицом и обеспеченному залогом в виде жилища, – сообщили в Нацбанке

С согласия заемщика банки и МФО могут уступить право требования, или "продать" заем, коллекторскому агентству. В таких случаях коллекторское агентство становится новым кредитором, и обязано соблюдать условия уступленного договора, законодательные требования и ограничения, предъявляемые к банкам и МФО. 

Банки могут уступить права требования только при наличии у заемщика просрочки по договору займа более 90 дней, а по ипотечному займу физического лица – более 180 дней. МФО вправе уступать права требования при наличии просрочки более 90 дней

Пока с должником работают коллекторы, банкм и МФО запрещено обращаться с иском в суд о взыскании его задолженности, требовать выплаты вознаграждения, комиссий и иных платежей, начислять в указанный период неустойку

"Сотрудник коллекторского агентства при первичном контакте с должником обязан представиться, сообщить наименование кредитора и контакты агентства, номер учетной регистрации в Реестре коллекторских агентств, информацию о задолженности. Взаимодействие коллектора с должником разрешается в период с 8:00 до 21:00 в будни, не более одного раза при личном контакте по инициативе коллекторского агентства и не более трех посредством телефонных переговоров", – напомнили нормы закона в Нацбанке. 

Кроме того, коллекторскому агентству категорически запрещено применять недобросовестные действия при взаимодействии с должниками, такие как, угроза, оскорбление, шантаж, введение в заблуждение, а также разглашать коммерческую или иную охраняемую законами Республики Казахстан тайну. 

В Нацбанке сообщили, что 2018 году в отношении коллекторских агентств было применено пять санкций в виде наложения и взыскания административных штрафов и 14 ограниченных мер воздействия 

В случае, если коллекторским агентствами нарушены ваши права, можно обратиться в Национальный Банк либо его территориальные филиалы. Для консультации граждан работают общественные по адресу: Алматы, улица Айтеке би, 67 либо по телефону: 8 (727) 2 788-104 (внутренний номер 5399); Астана, улица Бейбитшилик, 21, телефон: +7 (7172) 70 33 33. 

Контактная информация об общественных приемных Национального банка в других городах доступна по ссылке

Заемщики могут также обратиться напрямую к начальнику управления по защите прав потребителей финансовых услуг Александру Терентьеву по телефону: +77011110471, электронному адресу: tal@nationalbank.kz либо на личной странице в Facebook.  

Напомним, с 2017 года деятельность коллекторских агентств регулируется положениями Закона РК "О коллекторской деятельности". Госрегулирование и контроль за их работой осуществляется Нацбанком.