Расчленение Дон Кихота

Фотография - Расчленение Дон Кихота

Фото: krymov.org

История крымовского Донкий Хота – грустная, но светлая, непременно вызывающая сочувствие и располагающая к рефлексии.

1799 0

"Сэр Вантес. Донкий Хот" режиссера Дмитрия Крымова идет на сцене московского театра "Школа драматического искусства" уже больше двенадцати лет. Яркий образец "театра художника", спектакль рассказывает печальную и трогательную историю одиночества человека в толпе.

Текст романа Сервантеса, отрывки из "Записок сумасшедшего" Достоевского и даже фрагмент медицинского освидетельствования Хармса, которому в 1941 году диагностировали шизофрению, - все это послужило литературной основой к спектаклю. И вместе с тем за небольшой хронометраж "Донкий Хота" звучит не больше десятка слов, а актеры "говорят" с публикой языком визуальных образов.

"Приключением отличного человека" назвал Дмитрий Крымов свой спектакль. Отличного от других. В первой сцене "Донкий Хота" актеры выходят поочередно на сцену, вытряхивая опилки – из рукавов, карманов, сумок, полостей тела. Опилки называют метафорическим изображением испанской земли, и в этом персонажи похожи – все они дети этой земли. А Донкий Хот – другой. Он реальный donkey – "осел" – несуразный, неуклюжий, странный.

Актеры, играющие толпу, передвигаются по сцене на коленях, изображая карликов. Фигура Донкий Хота составляется сразу из двух актеров – один сидит на плечах у другого. Каждый в толпе – меньше, чем человек, Донкий Хот – больше, чем человек. Маленькая смешная Дульсинея влюбляется в долговязого очкастого рыцаря, и их роман меняет все: она становится прекраснейшей из женщин, он – возносится в небо.

В спектакле актеры использует массу техник: начиная от детальной проработки костюмов и сценического движения, заканчивая созданием двухмерных декораций в реальном времени, театром марионеток и театром теней.

Эпизод, где появляются тени – самый впечатляющий и страшный в "Донкий Хоте", он моментально объясняет, почему этот спектакль – единственный из немногих, имеющих в мастерской Крымова возрастной рейтинг 18+. Артисты превращают театр теней в натуральный анатомический театр, буквально разделывая тело Донкий Хота, не только отделяя от туловища конечности, но и извлекая из черепной коробки мысли и воспоминания.

Заглавного героя растерзают на кусочки еще раз: его, умирающего, обведут краской по картону, выкрасят силуэт черным, порежут на части, а затем, как воздушного змея, запустят в небо. Однако эта сцена жестокой уже совсем не покажется, в ней Донкий Хот найдет скорее освобождение, чем муку.

Достаточно просто объяснить тот факт, что этот часовой спектакль в репертуаре ШДИ держится уже второй десяток лет и проходит при полных залах. Визуально он может уже казаться не таким изобретательным, каким был в год премьеры, но его тема и настроение не имеет привязки ни ко времени, ни к месту.

История крымовского Донкий Хота – грустная, но светлая, непременно вызывающая сочувствие и располагающая к рефлексии. Все мы кажемся себе немного Дон Кихотами, даже если это совсем не так. Впрочем, когда команда спектакля "Сэр Вантес. Донкий Хот" выходит на поклон, "отличных" в зрительном зале не остается: обаятельность постановки обволакивает всех и каждого без исключения.



Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!