Ахико, которого не было

Фотография - Ахико, которого не было

Фото из открытых источников

Рецензия на спектакль "Ақтастағы Ахико" казахского драмтеатра имени Ауэзова.

1857 0

В драматическом театре имени Мухтара Ауэзова в Алматы премьера: спектакль "Ақтастағы Ахико" ("Ахико из Актаса") специально к юбилею независимости страны поставил режиссер Асхат Маемиров. Пьесу написала штатный драматург театра Мадина Омарова, в основу текста легла реальная история японца Тецуро Ахико, юношей попавшего с Сахалина в Карлаг и так и прожившего всю жизнь в поселке Актас Карагандинской области.

Тецуро Ахико – личность в Казахстане едва не легендарная. Ему уже под 90 лет, он по-прежнему живет в Актасе, у него 11 внуков и пять правнуков. Несколько раз Ахико Тецуро был в Японии, встречался с оставшимися в живых родственниками и даже однажды пытался остаться насовсем в Саппоро. Но в итоге все равно вернулся в Казахстан. "Япония – далекая любимая родина. Актас – близкий родной дом", - говорил он потом в интервью.

Более чем насыщенную биографию казахского японца авторы спектакля попытались уложить в полуторачасовой спектакль. В итоге инсценированы были только несколько эпизодов: захват пленных на Сахалине, допрос, Карлаг, встреча с Катей, первая поездка в Японию. Причем в части сцен персонаж самого Ахико никакого значения не имел.

"25-летию независимости посвящается" – такая пометка значится на всех визуальных материалах к спектаклю. И в результате сам спектакль больше говорит о периоде (важном и тяжелом) в истории нации, нежели судьбе (сложной и интересной) главного героя. История Ахико в спектакле стала больше собирательной, нежели личной: и выходила его и его будущую жену одна и та же казахская апашка, и куртом его в заключении кормили, спасая от голода, и в Японию он в первый раз якобы уехал юношей и вернулся, чтобы жениться и осесть.

Художественный вымысел в угоду идеологической цели привел к тому, что персонажи в пьесе стали ходульными и плоскими, утратив свою уникальность и перестав быть честными. И хотя монолог в конце спектакля герой произносит практически документальный, его к нему привели совершенно другие перипетии.

Главную роль в "Ақтастағы Ахико" играет Дулыга Акмолда, один из ведущих артистов ауэзовского театра. Своего героя актер проживает с умеренным пафосом – так происходит с любым легендарным персонажем, о котором ведется речь со сцены казахской драмы. Выдающейся в спектакле ни одну актерскую работу не назовешь: характерами ни драматург, ни режиссер чересчур не озаботились – и для труппы много работы тоже не осталось.

Наиболее творческим оказался подход к спектаклю художника-постановщика Камиллы Курманбековой. Молодая художница с весомым опытом работы в современном театре и кино привнесла в спектакль тенденциозность. Так, хотя видеоарт в спектаклях театра Ауэзова используют нередко, он наконец оказался уверенно встроенным в декорации. Главным объектом на сцене было голое "дерево желаний", которое, благодаря проекции, эпизод за эпизодом преображает сценическое пространство.

Но самой мощной оказывается сцена, где художник ограничивает пространство для актеров: металлическая конструкция на уровне занавеса оставила от планшета буквально полметра, и на этой кромке и развернулась вся история персонажа в Карлаге. Вертикальные клетки-камеры, по которым актеры передвигались, подтягиваясь, теснота, отсутствие цвета – атмосфера эпизода затмила собой и текст, и актеров, и режиссуру.

Финал спектакля, лирический, но патетический, напоминает эпизод из советского следующего партийной линии кино. Однако говоря об идеологии прошлого века и осуждая ее, авторы "Ақтастағы Ахико" в результате создали продукт, наглядно демонстрирующий идеологию наших дней. А там, где начинается идеология, очень мало места остается для искусства.




Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!