Четыре музы и один пирог

Фотография - Четыре музы и один пирог

Фото из открытых источников

Рецензия на спектакль "Причины жить" театра-студии "Дом Культуры".

2060 0

Театральная студия "Дом Культуры", открытая в Алматы пять лет назад, представила первый репертуарный спектакль.

Актрисы Елена Набокова, Елена Тайматова, Елена Вовнова и позднее присоединившаяся к ним Наташа Дубс придумали историю, главными героинями в которой стали музы первой трети прошлого века: поэтесса Марина Цветаева, актриса, жена Сергея Есенина и Всеволода Мейерхольда Зинаида Райх, возлюбленная Владимира Маяковского Лиля Брик и спутница Поля Элюара и Макса Эрнста, муза Сальвадора Дали, Гала Дали.

У четырех персонажей спектакля нет фамилий, героини к самим себе и друг у другу обращаются по именам: Марина, Зина, Лиля, Галя. Они просто сидят на одной кухне, обсуждают мужей, детей, друзей, финансы, время. Режут салат, запекают курицу с черносливом, заворачивают в штрудель яблоки с корицей, выпивают. Каждая из них за время действия проживает целую жизнь: от раннего детства до последних дней.

Режиссер "Причин жить" Виктор Немченко не работал в театре двенадцать лет. Занятые в спектакле актрисы не выходили на сцену немногим меньше. Но и долгий перерыв в работе, и более чем неспешный период подготовки спектакля, бесспорно, стоили получившегося результата.

"Причины жить" - спектакль мультимедийный. «Главы» в нем отбиваются видеороликами с пластическими импровизациями актрис, а происходящее на сцене дублируется трансляцией на мониторе – съемку ведут сами героини при помощи смартфона. Музыку к спектаклю создали участники узбекской группы Omnibus – ее, хоть и не живьем, а в записи, тоже много. Но зрение и слух – не единственные зрительские чувства, на которые влияют создатели спектакля. Кухня-декорация оказывается вполне реальной, и запах готовящейся еды сопутствует диалогам и монологам все три часа действия.

Помимо бытового уровня, в спектакле есть и метафизический. Не будет спойлером, если рассказать, как каждая героиня (а касательно их биографий никакого вымысла в тексте спектакля нет) уходила из жизни: все они – женщины более чем известные. Цветаева, Райх, Дали и Брик в "Причинах жить" как будто проходят через чистилище, каясь, исповедуясь и молясь. Они озвучивают свои причины – жить и умереть – и у всех по-своему случается выбор в сторону мирского или потустороннего.

Четыре грандиозные актрисы, каждая из которых разыгрывает собственный моноспектакль (благо трехчасовой хронометраж дает возможность реализоваться всем), соединяются в нерушимый творческий ансамбль, они дополняют друг друга, подчеркивают лучшее друг в друге. Они называют друг друга именами древнегреческих Муз: Эрато, Каллиопой, Мельпоменой. Но в точности типажу конкретной Музы ни одна не соответствует. Но все – музы (именно так, с маленькой буквы, в обобщенном смысле), все творцы и все легенды.

Вовнова (Цветаева), Тайматова (Брик), Набокова (Дали) и Дубс (Райх) визуально не имеют много сходства с героинями, но в течение спектакля, кажется, приобретают стопроцентное портретное сходство. Переживания прототипов накладываются на актрис в том числе и внешне, и оторваться от такого преображения невозможно. Гипнотически действует пластика героинь, движения – от танцевальных до каких-то хозяйственных, а композиция спектакля, который перемежается, как ударами в бубен, видео- и музыкальными вставками, воспринимается практически как камлание.

"Причины жить" - спектакль мистический, несомненно, трагический и высокохудожественный. Но вместе с тем – уютный, приятный, теплый и "домашний". Как режиссеру, художнику, музыкантам, актрисам удалось соблюсти этот баланс, не до конца ясно, но «Причины жить», при всех перечисленных качествах, одинаково далек и от зауми, и от формата «Секса в большом городе» (как признался Немченко, скатиться туда боялись больше всего).

И если "Дом Культуры" и дальше намерен держать уровень не ниже "Причин жить", но на это команде вновь понадобится пять лет, все, кто видел спектакль, не раздумывая, согласятся подождать.




Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!