Сергей Злотников: «Банки в не развитых странах, не должны быть как прачечные»

Фотография - Сергей Злотников: «Банки в не развитых странах, не должны быть как прачечные»

На вопросы редакции Today.kz, касающиеся коррупции в Казахстане и борьбы с нею, мы попросили ответить исполнительного директора общественного фонда «Транспаренси Казахстан», члена научно-экспертного совета Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью, Сергея Михайловича Злотникова. 

223 0

На вопросы редакции Today.kz, касающиеся коррупции в Казахстане и борьбы с нею, мы попросили ответить исполнительного директора общественного фонда «Транспаренси Казахстан», члена научно-экспертного совета Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью, Сергея Михайловича Злотникова.

- Сергей Михайлович, расскажите, как ведется борьба с коррупцией в Казахстане, есть ли продвижения?

- Судя по количеству привлеченных к ответственности людей и возбужденных против подозреваемых дел, статистика конечно повышается. Органы работают, но вот говорить о каких-либо успехах, я считаю, преждевременно. Во-первых, никакими статистическими данными уровень коррупции не измеряется. Любой криминолог, занимающиеся вопросами предупреждения преступности, скажет, что коррупция - это латентная сфера. Во-вторых, практически отсутствуют превентивные меры. К сожалению, кардинально проблемы не решаются, как хотелось бы. Допустим, событие вокруг «Казатомпрома» - это не только лишь вопрос с ним конкретно связанный, а вопрос в том, что никто не проанализировал, какое вообще количество у нас оффшорных компаний в добывающей промышленности. А ведь эта сфера требует наведения порядка. Нужны превентивные меры, нужен парламентский контроль, нужен эффективный партийный контроль. В том числе со стороны правящей партии. Необходима реальная защита свидетелей. И жертв сообщивших о фактах коррупции. На сегодня у нас не созданы условия для защиты человека, дающего показания против коррупционных правонарушений.

- Может быть, следует мотивировать людей вознаграждением за дачу показаний против коррупционных преступников? Что нужно для эффективной работы?

- Самое важное вознаграждение - это чтобы люди видели результат. Чтобы они видели изменения в своей жизни. Может, какая-то мотивация и нужна или ужесточение мер. Безусловно, нужно привлекать преступников к ответственности, возбуждать уголовные дела, но я уже устал повторять, что уголовный кодекс - очень плохой институт, а проводимых гражданско-правовых, превентивных мер и нормальной аналитической работы, я считаю, у нас недостаточно. Нужен эффективный контроль со стороны самого общества. А также правоохранительных органов и парламента, потому что борьба с коррупцией не должна вылиться во вседозволенность. Сейчас есть определенная боязнь в даче и получении взяток. Но, к сожалению, говорить о каком-то участии общества в борьбе и предупреждении коррупции у нас нельзя.

- Ведется ли государством профилактика среди населения Казахстана по созданию атмосферы неприятия к коррупции? И что для этого нужно сделать?

- Я считаю, что профилактика практически не проводится. Эти сферы требуют дополнительного изучения, начиная от деятельности дорожной полиции и заканчивая таможней. Нужно сначала разобраться в причинах и лазейках в законах, для коррупционных правонарушений. После этого, подготовить соответствующие записки и доклады, которые должны быть заслушаны в парламенте. Правительство должно будет впоследствии выработать соответствующие меры по устранению коррупционных правонарушений в правоохранительной практике и законодательной сфере.

- Можно ли искоренить коррупцию в Казахстане за год, если бросить на это все силы нашего государства?

- Я думаю, что о полном искоренении коррупции нельзя говорить вообще, потому что как только возникло государство, возникла и сама коррупция. Но вот говорить о какой-то минимизации можно. Но одними силами государства, без участия граждан это будет «сизифов труд». Нужно менять сознание людей. Ну и срок конечно для этого очень маленький.

- Хорошо ли у нас работает судебная система?

- Она очень много вызывает нареканий. Пока у нас не будут нормальные суды, то перекладывать ответственность на борьбу с коррупцией на Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовой полиции) или на какой-нибудь другой орган бессмысленно. Один из наших опросов показывает, что чуть ли не половина судей принимают свои решения, согласовывая их с вышестоящим начальством. Я считаю, что уже исчерпал свой смысл привлечения судей к уголовной ответственности. Здесь надо говорить о гражданско-правовой ответственности не только судей, но и работников правоохранительных органов. Если по их вине кто-то потерял свой бизнес или кто-то был не правосудно осужден, то они должны заплатить из своего кармана за это. И это действует гораздо эффективнее, чем любое уголовное наказание. Если проследить всю цепочку, то получается, что кто-то условное наказание получает, а кто-то еще на суде все разводит. Нужно судьям дать независимость, но и также спрос с них ужесточить. Добавлю что, процент коррупции в судах очень высок, особенно по гражданским делам.

- Сергей Михайлович, на ваш взгляд, какая сфера у нас наиболее коррумпирована?

- Если говорить в общем, то это те сферы, в которых сосредоточено много бюджетных средств и есть отсутствие контроля и наоборот. Еще много коррупции там, где много полномочий по выдаче лицензий и разрешительных документов. Последние исследования показывают, что традиционно попадает в пятерку по коррумпированности - министерство образования и министерство здравоохранения. Я не знаю, кто за предыдущий год первое место занимает, пока еще не объявили, но вот известно, что министерство финансов второе место. Там судят по количеству задержанных в тех или иных сферах. Хотя я считаю, что причины кроются в других вещах. Как показывает опыт других стран, то коррупция закладывается еще при формировании бюджета. То есть, правильно составил бюджет, значит, обеспечил свое поколение. Даже в парламенте может быть коррупция. Мелкие взяточники это лишь верхушка айсберга. Я считаю, что нельзя в одном министерстве держать функции разработки и утверждения бюджета. Сам разработал и сам принял. Нет никакого смысла. Например, миграционную полицейскую функцию держать в системе МВД. Должно быть гражданское ведомство, а МВД должно контролировать. А таможня, какое отношение имеет к министерству финансов? Тут тоже должен быть отдельный орган, который контролирует, например КНБ.

- Не считаете ли вы что наше правосудие слишком лояльно к коррупционным ворам?

- Я считаю, что чем жестче наказание, тем больше преступности. Ведь для людей малообразованных жестокое наказание может и подействует, но не на грамотных. Должна быть не жестокость, а неотвратимость наказания. И не должно быть селективности, когда закон для одних работает, а для других нет. У нас же могут посадить не заслуженно и не того, кого нужно. А почему бы и не отсидеть, считают многие коррупционные воры, если к примеру, его миллионы уже ушли в оффшоры куда-нибудь. Отсидит, а после выйдет из тюрьмы уже миллионером.

- Как Вы считаете, не будет ли эффективнее предложить амнистию экономическим преступникам взамен на репатриацию ими вывезенных ранее капиталов из Казахстана?

- У нас уже две амнистии были, одна в 1999 году, вторая пару лет назад. Глава государства Нурсултан Назарбаев всех предупредил три года назад, что больше никаких амнистий не будет. Зачем каждые два-три года объявлять амнистию? Хватит. Я лично противник этого. Нужно всю систему делать прозрачной и привлекать на это инвестиции, потому что все средства наоборот выводятся, а не вводятся в Казахстан. Нормальная государственная система, в том числе антикоррупционная, привлечет действия добросовестных инвесторов, в том числе и казахстанских. У инвестора должно быть право собственности, а не легализация бизнеса. Ему нужны гарантии, что никто его бизнес не отберет.

- Создание таможенного союза может повлечь за собой новую коррумпированную среду?

- Для противодействия коррупции в таможенном союзе, есть межправительственный договор. Все это работает. Есть Минское и Кишиневское соглашение, есть ряд конвенций, к которым Казахстан присоединился. Я думаю благодаря этому, здесь будет проще контролировать коррупционную деятельность. Но конечно при общих проявлениях системы, какая-то коррупция все равно да будет.

- Будет ли судебный процесс, по делу бывшего председателя правления АО Альянс Банка Ерика Султанкулова, арестованного недавно в ОАЭ, открытым?

- Тут все зависит от того, кто его задержал и возбудил против него уголовное дело. Если его задержали по линии Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью финансовой полиции, то у них не бывает закрытых процессов. Другое дело, что все-таки какие-то системные выводы нужно делать на счет этого. Мне кажется, что бардак в каждом отдельном банке это общее проявление беспорядков во всей системе. Когда мы говорили, что у нас банковская система лучшая, на самом деле это все было не так. У нас была построена своеобразная «пирамида», когда брали кредиты под маленькие проценты на западе и раздавали под большие проценты у нас. Доходило до того, что кредит можно было взять из любого киоска на улице. Пусть посмотрят, какие залоговые аукционы любой банк тогда проводил. У прокуратуры и сейчас и раньше были всегда широкие полномочия для проверки всех субъектов соблюдения законности без всяких возбуждений дел. И этим никто тогда не воспользовался. Возможно, что создание в Министерстве финансов комитета по контролю финансового мониторинга сейчас будет каким-то образом контролировать эту сферу, с точки зрения отмывания денег. В развитых странах, в которые Казахстан хочет попасть, проводятся анти оффшорные меры по отмыванию денег. Банки в неразвитых странах не должны быть как «прачечные», через которые происходит отмывание денег.

- Какие исследования планирует в будущем провести Фонд «Транспаренси Казахстан»?

- Мы занимаемся общей выработкой и стратегией на уровне государства. Я думаю, что дальше будем заниматься проблемой Центров обслуживания населения. Для себя мы видим данную область как приоритетную для исследования уровня коррупции. Также планируем сделать серьезное исследование в системе государственных закупок.  


Теги:

коррупция

Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!