Роль Казахстана в обеспечении мира и безопасности в Центральной Азии

Фотография - Роль Казахстана в обеспечении мира и безопасности в Центральной Азии

Казахстан пришел к руководству ОБСЕ в весьма непростое время. Системные вызовы, который повлек за собой глобальный финансово-экономический кризис, терроризм и экстремизм, гуманитарные и экологические катастрофы, конфликты на межэтнической и межрелигиозной почве, события в Кыргызстан – это далеко не полный перечень вызовов современной цивилизации, борьба с которыми требует приложения максимума усилий со стороны таких многосторонних институтов, как ОБСЕ. 

280 0

Казахстан пришел к руководству ОБСЕ в весьма непростое время. Системные вызовы, который повлек за собой глобальный финансово-экономический кризис, терроризм и экстремизм, гуманитарные и экологические катастрофы, конфликты на межэтнической и межрелигиозной почве, события в Кыргызстан – это далеко не полный перечень вызовов современной цивилизации, борьба с которыми требует приложения максимума усилий со стороны таких многосторонних институтов, как ОБСЕ.

Для рассмотрения актуальных вопросов регионального сотрудничества стран Центральной Азии, проблем региональной безопасности, инициатив Казахстана в международных и региональных структурах безопасности, в Алматы состоялась Международная научно-практическая конференция «Роль Казахстана в обеспечении мира и безопасности в Центральной Азии».

Организаторами конференции выступили Министерство культуры РК, АО «Фонд духовного развития народа Казахстана» и Европейский информационный центр при Казахском национальном университете имени аль-Фараби.

В работе конференции приняли участие представители государственных органов, дипломатических миссий, ведущие казахстанские и зарубежные эксперты из России и Таджикистана.

Программа конференции состояла из двух организационных форм – пленарного заседания и трех специальных секций, где были рассмотрены такие темы как: «Центральная Азия: региональные параметры безопасности», «Председательство Казахстана в ОБСЕ в контексте вопросов обеспечения безопасности в Центральной Азии» и «Интересы центральноазиатских государств и перспективы регионального сотрудничества».

В своем приветственном слове президент Фонда духовного развития народа Казахстана Алмаз Нуразхан процитировал слова Президента РК Нурсултана Назарбаева: «Наш Президент в своем послании народу Казахстана подчеркивает, что Казахстан в полной мере осознает свою роль ответственного участника региональных и общемировых экономических процессов и безупречно выполняет ее на протяжении всех лет своей независимости. Наступивший 2010 год является важной вехой в укреплении внешнеполитического имиджа РК. Решение о председательстве Казахстана в ОБСЕ является признанием международным сообществом успехов нашей родины, ее достойного вклада в обеспечение региональной и глобальной безопасности».

«В ходе создания эффективных механизмов обеспечения региональной безопасности необходимо выработать систему анализа, оценки и угроз национальным интересам, и в этом должны активно принимать участие не только государственные структуры, но и общественные и неправительственные организации», - добавил Алмаз Нуразхан.

С Алмазом Нуразханом согласилась модератор пленарного заседания Куралай Байзакова, которая считает, что наша научная общественность не так часто идет на опережение. И уже настало время делать долгосрочные прогнозы в обеспечении стабильности и безопасности нашей страны и всего нашего региона.

«В свете последних событий в соседних странах, я хочу отметить что, прогнозные функции науки требуют сегодня особого внимания», - сказал в своем приветственном слове Шарипбек Амирбеков, директор Института по проблемам безопасности и сотрудничества при КазНУ им. Аль-Фараби.

Директор Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Булат Султанов в своем докладе «Новые вызовы и угрозы безопасности в Центральной Азии» сказал, что такие события как террористические атаки в Москве и последние волнения в Кыргызстане со всей очевидностью показывают, что ситуация в центральной Азии и прилегающих регионах вызывает большое беспокойство.

«На наш взгляд, проблемы нашего региона тесно связаны с проблемами современного глобального мира и для нас уже очевидно, что мировая система международных отношений вступила в новую фазу своего развития, основным проявлением которой является трансформация всей структуры геополитических и геоэкономических отношений», - сказал Булат Султанов.

Господин Султанов, считает, что в Казахстане не может не вызывать серьезного беспокойства превращение средней Азии в зону распространения традиционных и нетрадиционных угроз - в первую очередь терроризма, религиозного экстремизма, наркотрафика, нелегальной миграции, приобретших долгосрочный характер.

«Причина этого заключается в незавершенности политического процесса реформирования и сложной социально-экономической ситуации в странах региона с одной стороны, географическом соседстве, зонами политической нестабильности, латентных и локальных конфликтов в Афганистане, Пакистане, Кавказе, Уйгуро-автономном районе и Тибете с другой стороны», - добавил Булат Султанов.

Также он считает, что мощным генератором терроризма и экстремизма является сложные социально-экономические и политические процессы, происходящие в развивающихся странах ближнего и среднего востока, южной Азии. Поскольку центральная Азия представляет собой единый обширный регион, включающий в себя страны со схожими экономическими, географическими, историческими, религиозными и культурными чертами, противодействие стран региона современным вызовам и угрозам может иметь три уровня. Первый и самый главный уровень - внутри каждой отдельно взятой страны, второй - в рамках региона в целом и третий уровень –с участием сопредельных с регионом стран, в первую очередь с Россией и Китаем.

«Почему наиболее важным вопросом безопасности является ее обеспечение в каждой отдельно взятой стране, видно на примере Кыргызстана. Потому что если будет создана конкурентоспособная экономика, если будет проводиться активная социальная политика, если на базе экономических реформ будут проходить современные политические реформы, то будет укрепляться общественное согласие и не будет почвы для распространения идей терроризма и экстремизма, которые проникают в наш регион из стран южной Азии», - пояснил Булат Султанов.

Второй уровень безопасности, который в своем докладе озвучил директор КИСИ при Президенте РК – это координация усилий стран Азии для нейтрализации угроз и вызовов, поскольку сегодня ни одна страна региона, ни имеет достаточных сил и средств для обеспечения региональной безопасности в экономической, социальной, политической, экологической и в других областях.

«Третий уровень, на мой взгляд, - это возможное обеспечение безопасности в результате координации деятельности межгосударственных объединений и в первую очередь СВМДА, ШОС, ОДКБ. Обеспечение третьего уровня безопасности невозможно без союзнических отношений с Россией и стратегического сотрудничества с Китаем. Необходимо конструктивное взаимодействие с США, странами ЕС, а также с такими организациями, как ОБСЕ и НАТО. При этом необходимо учитывать, что по мере экономического роста России и Китая, их политические амбиции будут возрастать. Все больший интерес к нашему региону проявляет Турция, Иран, Саудовская Аравия, Индия, Япония и Южная Корея. Конкуренция между великими региональными державами за влияние в нашем регионе будет усиливаться на фоне стремления установить контроль над запасами нефти и газа и других полезных ископаемых, а также над потенциальными маршрутами транспортировки энергоносителей», - сказал в своем докладе Булат Султанов.

Из доклада генерального директора ИАЦ МГУ им. М.В. Ломоносова Алексея Власова на тему «Председательство Казахстана в ОБСЕ и проблемы безопасности Центральноазиатского региона», стало ясно, что задачи, стоящие перед Казахстаном в рамках председательства в ОБСЕ, представляются настолько сложными и многоаспектными, что едва ли можно четко разделить их на проблемные блоки.

«Вот тема локальных конфликтов, вот проблемы транспортных коммуникаций, вот вопросы Центрально-азиатской безопасности и т.д. Все эти составляющие складываются в общую картину необходимости Казахстану как стране-председателю ОБСЕ модерировать многосторонний диалог в условиях, когда новые правила игры на международной арене определены не в достаточной степени точности, скорее напротив, интересы главных центров силы в области геополитики и геоэкономики по Центральной Азии могут системно расходиться», - сказал Алексей Власов.

Алексей Власов считает, что для экспертов очевидно: год председательства Казахстана – срок явно недостаточный для того, чтобы в пределах этого временного промежутка успешно разрешить все конфликтные вопросы.

«Неизбежно встает вопрос: чего, прежде всего, может достигнуть Казахстан? Полагаю, что консенсуса в отношении общей повестки дня по вопросам безопасности в Центральной Азии», - поясняет генеральный директор ИАЦ при МГУ им. М.В. Ломоносова.

Алексей Власов уверен, что все процессы безопасности Центральной Азии следует рассматривать с точки зрения афганской темы, которая, как уже становится очевидно, будет играть определяющую роль не только в нормализации ситуации на границах центрально-азиатского региона, но и шире, с позиции интересов европейской или евразийской безопасности. Поскольку проблема наркотрафика, центром которого, безусловно, является Афганистан – это головная боль не только для Таджикистана или Казахстана, но и в равной степени Европейского Союза и России.

«Предложение президента Казахстана Нурсултана Назарбаева по урегулированию афганского конфликта можно рассматривать как пример «нового подхода» к обеспечению всеобъемлющей безопасности. Речь идет, прежде всего, о развитии экономического, гуманитарного сотрудничества с Афганистаном, совершенствовании дорожно-транспортной системы страны, инвестировании во взаимовыгодные проекты на территории Афганистана. Развитие транспорта и логистики даст афганским компаниям доступ на рынок стран Центральной Азии. Через Казахстан открывается также доступ для афганских товаров в Китай. Для афганской экономики этот фактор важнее любой внешней помощи от стран-доноров, поскольку проблема транспортировки афганских товаров всегда была важной», - поясняет Алексей Власов.

Алексей Власов объясняет, что только через расширение пространства взаимного доверия можно достичь амбициозной цели – превращения Центральной Азии в регион стабильного и устойчивого развития.

«Без соединения усилий государственной власти с общественными институтами решить эту задачу в обозримом будущем вряд ли удастся, и хочется верить, что именно Казахстан сможет сделать решающий шаг на пути эффективного объединения этих усилий», - такими словами закончил свой доклад генерального директора ИАЦ МГУАлексей Власов.

Директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев в своем докладе «Влияние фактора председательства Казахстана в ОБСЕ на вопросы межгосударственного взаимодействия в Центральной Азии» отметил, что после слияния в 2005 году организации Центрально-Азиатское сотрудничество с Евразийским экономическим сообществом в Центральной Азии нет устойчивого интеграционного образования с участием стран данного региона.

Многостороннее же сотрудничество между четырьмя центрально-азиатскими республиками в рамках ЕврАзЭС, СНГ и других межгосударственных организаций в силу ряда причин не находит своего полноценного выражения, считает Андрей Чеботарев.

«Таким образом, Казахстан как председатель ОБСЕ фактически не воспринимается в рамках Центральной Азии как выразитель и представитель общерегиональных интересов. Поэтому характер отношений к действиям и инициативам Астаны в контексте ОБСЕ со стороны других центрально-азиатских государств во многом зависит от конъюнктуры их взаимоотношений с ней на двустороннем уровне», - сказал директор ЦАИ «Альтернатива».

В частности, как считает Андрей Чеботарев, это проявилось в ходе прошедшего 16-17 марта этого года официального визита президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Узбекистан. Согласно официальному сообщению, целью этой поездки было конструктивное и предметное обсуждение ряда узловых вопросов сотрудничества двух стран, включая обеспечение региональной безопасности, совместное и рациональное использование водных ресурсов Центрально-азиатского региона, реализацию различных экономических проектов.

«Нисколько не умаляя значимости этих вопросов, тем не менее, можно предположить, что одним из главных мотивов визита казахстанского президента было склонение Ташкента к поддержке инициативы Астаны о проведении в этом году саммита ОБСЕ. Тем более, если принять во внимание заявление министра иностранных дел Узбекистана Владимира Норова на 17-м заседании Совета министров иностранных дел стран – членов ОБСЕ, которое прошло 1-2 декабря 2009 года в Афинах, о том, что его страна относится к указанной инициативе довольно скептически», - поясняет Андрей Чеботарев.

Так или иначе, считает Андрей Чеботарев, взяв на себя в контексте председательства в ОБСЕ задачи по содействию в урегулировании конфликтов на Южном Кавказе и в других «горячих точках», Казахстану теперь предстоит проявить свои соответствующие способности в родном Центрально-азиатском регионе.

«И оттого, насколько он сумеет здесь подняться над своими собственными национальными интересами и максимально мобилизовать инструментарий ОБСЕ для содействия стабилизации ситуации в Кыргызстане, будет зависеть рост его авторитета, в том числе в глазах соседних государств. Соответственно с этим можно будет в дальнейшем оценивать возможности Казахстана для привлечения остальных центрально-азиатских республик в поддержку его инициатив в рамках ОБСЕ, в том числе связанных с содействием процессу урегулирования затяжного военно-политического конфликта в Афганистане», - учитывает Андрей Чеботарев.

По итогам заседаний было принято решение на основе заслушанных докладов, выступлений и высказанных мнений авторитетных ученых, экспертов разработать практические рекомендации по вопросам Председательствования Казахстана в ОБСЕ в 2010 году.

Впервые в истории ОБСЕ председательствующей страной становится центрально-азиатское государство бывшего Советского Союза. Председательство Казахстана является объективным свидетельством успехов страны за 18 лет независимости в строительстве экономически сильного и динамично развивающегося демократического государства. Решение государств-участников ОБСЕ в пользу председательства Казахстана демонстрирует стремление самой Организации к обновлению и адаптации к современным реалиям.

В этой связи важнейшей задачей казахстанского председательства является всемерное укрепление Организации, содействие повышению ее эффективности и способности адекватно реагировать на современные вызовы и угрозы. 


Теги:

обсе

Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!