Нурсултан Назарбаев: «Хрупкая стабильность в Кыргызстане может в любое время нарушиться»

Фотография - Нурсултан Назарбаев: «Хрупкая стабильность в Кыргызстане может в любое время нарушиться»

Todaz.kz публикует полный текст выступления Президента РК Нурсултана Назарбаева на открытии неформальной встречи Министров иностранных дел государств-участников ОБСЕ, проходящей на высокогорном курорте «Ак Булак» вблизи города Талгар.

219 0

Todaz.kz публикует полный текст выступления Президента РК Нурсултана Назарбаева на открытии неформальной встречи Министров иностранных дел государств-участников ОБСЕ, проходящей на высокогорном курорте «Ак Булак» вблизи города Талгар.

Дамы и господа!

Позади первая половина срока казахстанского председательства.

Мы стремились демонстрировать сбалансированный стиль работы по всем заявленным приоритетам в рамках трех измерений ОБСЕ, в духе объявленного девиза из четырех «Т» - «траст» (доверие), «традишн» (традиции), «транспаренси» (транспарентность) и «толеранс» (толерантность)», - такими словами начал свое выступление Президент Казахстана.

Нурсултан Назарбаев: «Хрупкая стабильность в Кыргызстане может в любое время нарушиться»

Мы последовательно и активно продвигали тезис о том, что понятие европейской безопасности выходит далеко за континентальные рамки.

Как следствие, сегодня ОБСЕ уже прочно оперирует понятиями евро-атлантической и евразийской безопасности.

Нурсултан Назарбаев: «Хрупкая стабильность в Кыргызстане может в любое время нарушиться»

В рамках «процесса Корфу» нам удалось добиться прогресса в выявлении консенсусных сфер для дальнейшей работы.

Все это создает хорошие условия для укрепления доверия и реагирования на общие вызовы.

Нами последовательно продвигаются переговорные форматы по урегулированию «затяжных» конфликтов в зоне ответственности ОБСЕ. Активно работает Специальный представитель по «затяжным» конфликтам.

Проведена серия встреч с президентами Азербайджана, Армении по проблемам Нагорного Карабаха.

Казахстан поддерживает усилия Президента России Дмитрия Медведева по урегулированию азербайджано-армянского конфликта.

Серьезным тестом на эффективность нашей Организации стал политический кризис в Кыргызстане.

В отношении Кыргызстана уже много сказано в прессе и на различных политических саммитах. Хотел бы остановиться лишь на некоторых аспектах развития ситуации.

Главными причинами двух государственных переворотов за последние 5 лет стали неразвитость экономики, бедность населения, слабость властной вертикали и неустойчивость демократических институтов в период становления государственности.

Согласованные с мировыми лидерами усилия Казахстана предотвратили опасность широкомасштабной гражданской войны в этой стране.

Состоявшийся референдум, утвердивший новую Конституцию и Президента Кыргызстана на переходный период, ответил лишь на небольшую часть вопросов относительно будущего этой страны.

Хрупкая стабильность может в любое время нарушиться.

Тем более что сейчас в жизни этой страны наступает весьма ответственный момент, который характеризуется обострением политической борьбы в канун выборов в парламент республики.

Народ Кыргызстана на этом этапе должен всерьез задуматься о перспективах своей страны.

В результате выборов гражданам предстоит сформировать такую власть и все ее ветви, которая не повторит ошибок прошлого, обеспечит проведение необходимых реформ, прежде всего, в экономике и социальной сфере.

Председательство Казахстана действовало в рамках своей компетенции, обеспечивая необходимое взаимодействие ОБСЕ с ООН и Европейским Союзом.

Это стало первым опытом совместного эффективного урегулирования конфликта на постсоветском пространстве.

Нурсултан Назарбаев: «Хрупкая стабильность в Кыргызстане может в любое время нарушиться»

Специально созданная группа специалистов Правительства Казахстана вместе с кыргызской стороной определила неотлагательные меры поддержки. Стройматериалы для разрушенных домов, топливо для ТЭЦ - эта срочная помощь будет оказана нами в объеме десяти миллионов долларов. Россия и Узбекистан также оказали помощь, но этого не достаточно.

Для оказания финансовой и донорской помощи Кыргызстану намечено проведение двух международных конференций в июле и августе текущего года.

Ожидаемый значительный дефицит бюджета и острая нехватка средств на восстановление разрушенной инфраструктуры суммарно оценивается приблизительно в 1 миллиард долларов.

Сегодня мы обращаемся к вашим странам поддержать и принять участие в работе предстоящих форумов.

Мы сделали свой непростой выбор и в качестве Действующего председателя ОБСЕ предложили провести Саммит Организации в Астане в конце текущего года.

Встреча на высшем уровне не только придаст мощный импульс адаптации ОБСЕ к современным вызовам и угрозам, но и повысит авторитет самой Организации, усилит ее роль в архитектуре европейской и евразийской безопасности.

Как Вам известно, подавляющее большинство стран-участниц ОБСЕ твердо поддерживает идею проведения встречи в верхах в 2010 году. Сегодня важно определиться по ее содержательному наполнению.

Хотелось бы представить вам мое видение - почему имеется необходимость созыва нового Саммита ОБСЕ.

Первое. Еще совсем недавно сложившийся мировой порядок казался стабильным и прочным.

Но современные угрозы и вызовы - войны и конфликты, природные, техногенные и экономические катаклизмы, сотрясающие мир, обнажили и обострили имеющиеся уязвимые места в существующих системах безопасности и в интегрированной мировой экономике.

Но в еще большей мере они показывают, что решать глобальные проблемы только в рамках сложившихся объединений и старых подходов уже недостаточно.

Это показали даже те одиннадцать лет, что прошли после саммита ОБСЕ в Стамбуле.

Кризис системы международных отношений вполне очевиден.

Из него, как из любой кризисной ситуации, имеются два выхода: восстановление слегка видоизмененной формы прежнего порядка или осмысленное формирование нового.

На первом направлении предпринимаются не всегда конструктивные, но в целом достаточно активные усилия государств.

На втором направлении незаметно никакого движения.

Мы должны максимально использовать предстоящий Саммит для того, чтобы открыть путь к достижению той цели, которую мы представляем себе для Евро-атлантического, Евразийского и мирового сообщества на основе общих принципов и ценностей.

Существует вторая причина, по которой мы должны обсуждать будущее пространства от Ванкувера до Владивостока, а по сути огромного Евроазиатского субконтинента. Она заключается в том, что далеко неконструктивные идеи могут выйти на первый план.

А их сейчас витает множество - это, например, национализм и религиозный экстремизм, сопровождаемые терроризмом, наркоторговлей, транснациональной преступностью и другими бедами современности. Пущенная на самотек ситуация в любом регионе непременно отразится и в странах американского, европейского континентов, во всем глобально зависимом мире.

Большое значение имеет планируемая сегодня неформальная встреча глав и высоких представителей восьми крупнейших международных организаций, включая Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).

Необходимо признать, что уже невозможно вырабатывать одну политику для Европы и совсем другую - для Азии.

Нурсултан Назарбаев: «Хрупкая стабильность в Кыргызстане может в любое время нарушиться»

В долгосрочном плане стабильность на этом пространстве можно будет укрепить путем создания трансъевроазиатской системы безопасности.

Отрадно, что прошедший в рамках третьего Саммита СВМДА в Стамбуле первый институциональный форум СВМДА и ОБСЕ заложил основу для построения такого трансконтинентального пояса безопасности в будущем.

Второе. В результате мирового финансово-экономического кризиса в глобальном мироустройстве происходят тектонические сдвиги, и этот процесс еще далеко не завершен.

Первая волна глобального кризиса сдвинула все основания мира, которые до этого казались стабильными и незыблемыми. Сегодня мы уже говорим о второй его волне.

Существуют различные сценарии будущего, в чем-то совпадающие, в чем-то принципиально отличающиеся.

Но общей, целостной картины посткризисного мира сегодня еще нет.

Положение усугубляют общие вызовы, такие как проблемы экологии, климата, неравенства и продовольственной безопасности и так далее.

Иными словами, в глобальной повестке посткризисного развития - новая модель финансово-экономического мироустройства.

Нужно создать такую глобальную систему регулирования и надзора за финансовыми рынками, которая обеспечит недопустимость дефектного искажения мировой валюты, спекулятивных перетоков «воздушных» ресурсов и кредитования потребления развитых стран развивающимися.

Для создания более стабильной макроэкономики потребуется введение единой наднациональной валюты.

Нурсултан Назарбаев: «Хрупкая стабильность в Кыргызстане может в любое время нарушиться»

Непосредственно в рамках нашей Организации кризисная и антикризисная проблематика была впервые обсуждена на недавнем Астанинском экономическом форуме.

Полагаю, что ОБСЕ должна уделять большее внимание развитию экономико-экологического измерения. Боннская декларация и Маастрихтская стратегия ОБСЕ требуют адаптации к изменившимся условиям и создания «Маастрихт плюс».

Я убежденный сторонник глубоких и последовательных интеграционных процессов на Евроазиатском субконтиненте, и считаю, что необходимо разработать единый документ, отражающий основные принципы и направления Евразийской интеграции.

Этот документ должен учитывать посткризисные реалии и тенденции развития мира на средне- и долгосрочную перспективу.

Интеграция Европы и Азии будет иметь положительное влияние на экономическое развитие и социальное благополучие не только Евроазиатского субконтинента, но и всего посткризисного мира.

Третье. У всех без исключения стран накопилось немало проблем в сфере этнической и религиозной толерантности.

Сегодня в зоне ответственности ОБСЕ назрела острая необходимость в культурном, цивилизационном и межрелигиозном диалоге.

Казахстан, как многонациональное и поликонфессиональное государство, приверженное идеям межкультурного и межцивилизационного диалога, выступает за активное использование потенциала ОБСЕ для эффективного преодоления национализма, религиозной нетерпимости, расизма, ксенофобии и антисемитизма.

Тематика толерантности в широком контексте будет в центре внимания Казахстана не только в рамках ОБСЕ, но и в ходе нашего председательства в Организации Исламская конференция в 2011 году.

Успешные итоги прошедшей в конце прошлого месяца в Астане Конференции ОБСЕ высокого уровня по толерантности и недискриминации подтверждают важность обмена опытом в области межнационального и межконфессионального согласия.

Полагаю, что мы вместе должны проанализировать серьезные сдвиги в политике толерантности за последние десятилетия и выйти на общий документ с условным названием «ОБСЕ: К толерантности в новом десятилетии».

Таким образом, наполнение «второй» и «третьей» корзин, а именно вопросы наднациональных антикризисных инноваций, евроазиатской экономической интеграции и тематика толерантности могли бы войти в повестку дня предстоящего Саммита ОБСЕ.

Четвертое - проблемы Афганистана. Нет никакого сомнения, что нужна новая стратегия ОБСЕ в отношении Афганистана. Необходимо повышать международные усилия по реабилитации этой страны.

Важное значение имеет одобренная на международной конференции в Лондоне инициатива, предусматривающая поэтапную передачу ответственности за обеспечение безопасности в Афганистане местным властям.

Заслуживает поддержки и курс Кабула на прекращение в стране кровопролития путем реинтеграции в мирную жизнь представителей всего спектра политических сил, включая Талибан. Как бы к этому не относиться, но они являются коренными афганцами, составляют интегральную часть населения. И им, в том числе, жить дальше в своей стране и строить уже мирную жизнь.

Особой потребностью Афганистана является создание штата квалифицированных кадров для различных отраслей экономики этой страны.

Поэтому в Казахстане начата реализация образовательной программы по обучению афганских граждан в вузах нашей страны стоимостью в 50 миллионов долларов.

В соответствии с ней с 2010 по 2018 годы в Казахстане будет обучена тысяча афганских студентов.

Мы убеждены, что, предоставив афганской молодежи возможность получить качественное образование, мы внесем важный вклад не только в процесс реабилитации этой страны, но и в сокращение распространения идеологии экстремизма и терроризма.

Одной из главных забот международного сообщества остается борьба с производством и трафиком наркотиков из Афганистана.

И здесь весьма эффективным методом, кроме уже применяемых, может быть разработка и реализация специализированных программ для сельского хозяйства страны, которые бы стимулировали вытеснение посевов опиумного мака.

Выработка практических рекомендаций и плана совместных действий требует широкого осмысления проблем Афганистана.

Поэтому тематика Афганистана в контексте транснациональных угроз также заслуживает своего обсуждения на предстоящем Саммите.

Наша встреча проходит в канун основополагающей исторической даты в летописи ОБСЕ.

1 августа исполнится ровно 35 лет со дня подписания Хельсинкского заключительного акта - одного из наиболее значимых международно-правовых документов XX века, способствовавшего окончанию «холодной войны» и демократизации международных отношений.

Проведение Саммита глав государств ОБСЕ в 2010 году дает уникальный шанс продемонстрировать нашим народам и мировому сообществу эволюцию Организации «от Хельсинки до Астаны».

Мы не можем изменить прошлое. Но мы обязаны извлечь из него уроки и определить наше общее видение будущего.

ОБСЕ должна доказать, что она была эффективна не только во времена "холодной войны", но и сегодня остается активно развивающейся структурой, тесно вплетенной в живую ткань современной глобальной политики и экономики.

Проведение данного саммита стало бы данью уважения нашему народу, который первым закрыл ядерный полигон и полностью отказался от ядерного оружия. Кроме того, это стало бы объединяющим фактором европейской и азиатской частей ОБСЕ.


Теги:

назарбаев

Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!