Военная помощь, оказываемая Таджикистану, способствует сохранению стабильности и безопасности в Центральной Азии

Фотография - Военная помощь, оказываемая Таджикистану, способствует сохранению стабильности и безопасности в Центральной Азии

Проект Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Таджикистан об оказании безвозмездной военной помощи», одобренный Мажилисом Парламента РК, поступил на рассмотрение Сената.

372 0

Проект Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Таджикистан об оказании безвозмездной военной помощи», одобренный Мажилисом Парламента РК, поступил на рассмотрение Сената.

Сенатор Мухтар Алтынбаев (генерал армии, дважды назначался министром обороны РК) считает решение об оказании безвозмездной военной помощи Таджикистану важным и обоснованным - в контексте союзнических отношений с Таджикистаном и с точки зрения обеспечения безопасности в центральноазиатском регионе.

«Таджикистан для нас - демпферное государство. Наш интерес в том, что чем состоятельнее Вооруженные силы Таджикистана, тем выше уровень безопасности в Центральной Азии. Для нас это очень важно. Вопрос об оказании безвозмездной помощи решен положительно, поскольку экономика этой страны переживает трудный период. Это решение было принято после того, как Президент Таджикистана Эмомали Рахмон в прошлом году обратился с такой просьбой к Верховному главнокомандующему Вооруженных сил Казахстана Президенту Нурсултану Назарбаеву. Следует отметить, что мы выделяем Таджикистану не столько вооружения, сколько различную обеспечивающую технику по перечню, определенному после переговоров на уровне министров обороны. Это - полевые кухни, приборы химической разведки, миноискатели, каски, носилки, фляги и другое. Дело в том, что при развале Союза Таджикистану досталось немного военного имущества. В Казахстане был окружной запас Среднеазиатского военного округа, созданный по принятым в то время нормативам. Поэтому у нас есть возможность оказать помощь Таджикистану, и мы ее оказываем. Это существенная помощь потому, что иначе Таджикистану пришлось бы все это покупать. Для нас эта помощь не связана с бюджетными  затратами. Мы взяли на себя расходы по доставке указанного имущества в Таджикистан, и это будут учебно-тренировочные полеты для нашей авиации. Со всеми соседними странами у нас подписаны соглашения о мире и оказании помощи», - сказал М.Алтынбаев.

Сенатор отметил, что уровень технической оснащенности казахстанской армии намного выше, чем Вооруженных сил Таджикистана. Это достигнуто благодаря постоянной заботе Главы государства. В ходе различных учений, проводимых в рамках Шанхайской организации сотрудничества, Организации Договора о коллективной безопасности, казахстанские подразделения всегда показывают высокий уровень боевой подготовки. Российские эксперты считают казахстанскую армию одной из лучших в СНГ.

Конечно, техническое оснащение армии, поддержание ее боеспособности на высоком уровне зависит от финансирования.

«Бюджет на будущий год определен примерно в 230 миллиардов тенге. В 98-99 годах он составлял 6-7 миллиардов тенге. Даже в 2006 году, когда я сдавал пост министра, бюджет Министерства обороны был в районе 50-60 миллиардов тенге», - отметил М.Алтынбаев.

Благодаря хорошему финансированию успешно решаются вопросы ремонта и закупа военной техники, глубокой модернизации имеющихся вооружений. Решаются и социальные вопросы. В настоящее время происходит развитие Военно-морских сил на Каспии. Прежде на западе и на юге Казахстана, практически, не было войск, поскольку Вооруженные силы Советского Союза были сосредоточены на границе с Китаем. После обретения независимости были созданы региональные командования, и теперь вся территория республики защищена.

М.Алтынбаев считает, что Вооруженные силы предназначены для отражении агрессии извне, но они должны, тем не менее, быть готовы к защите стратегических объектов и в случае возникновения гражданских конфликтов.

«В Кыргызстане громили и военных, и милицию. Сложилась ситуация, когда нужно было защищать военные склады и другие объекты. Ведь под вопросом стоит целостность государства. В таких случаях должны быть защищены самые важные объекты: президентский дворец, парламент, арсеналы и склады, военные объекты, объекты связи. Я считаю, что нужно предусматривать такие варианты. Подчеркиваю - не против народа, но стратегически важные объекты должны быть незыблемы. Любому гражданину оскорбительно, когда во Дворец президента врываются пьяные люди, как это было в Кыргызстане», - отметил сенатор.

В отношении Организации Договора о коллективной безопасности, которая в настоящее время вступает на новый этап своего развития, в соответствии с решениями, принятыми на Саммите в Ереване, М.Алтынбаев заметил, что за время существования этой Организации накоплен негативный опыт - события в Андижане, Баткенские события - который требует осмысления. Необходим пересмотр ряда документов ОДКБ, и нужно создать контингент войск ОДКБ, способный оперативно и эффективно реагировать в случае возникновения угрозы для государств-членов Организации.

«По ОДКБ мы научились только проводить учения. Надо принимать какое-то решение. Или не иметь этого ОДКБ, или создать управляющий орган и какой-то контингент, который в любой момент может выполнить какую-то задачу. Необязательно это должны быть Вооруженные силы. Пусть это будет милиция или полиция. Надо разработать законодательную базу, определить функции этих сил.

Например, когда происходят беспорядки - разбой, мародерство, государство фактически разваливается, как это было в Кыргызстане в июне этого года. Думаю, что настала пора пересмотреть соглашения 10-15 летней давности, когда было относительно спокойно. Другого выхода нет. Вот, смотрите, что произошло в Кыргызстане - агрессии извне не было, а государство почти сошло на нет», - сказал сенатор.

Он, впрочем, отметил, что поскольку ОДКБ не имеет права вводить силы в страну, где произошел внутренний конфликт, лучше всего не доводить дело до таких крайностей, какие происходили в Кыргызской Республике.

«Я хорошо знаю Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан. В советское время я служил три года в Самарканде заместителем командира дивизии. Наши части ПВО стояли в Горно-Бадахшанском районе, в Ферганской долине. Самаркандская дивизия прикрывала и Ош в Кыргызстане, весь этот регион. Потом я служил четыре с половиной года командиром дивизии в Туркмении. Это уже от Каспия, от Азербайджана и до Узбекистана. В зону ответственности дивизии входила и часть Казахстана. Все эти места я объездил, исходил. Поэтому хорошо представляю их рельеф и удаленность. Горный Бадахшан - это очень труднодоступные места. Туда только летом можно проехать. Сейчас Горный Бадахшан контролируется Правительством Таджикистана лишь относительно. Туда без проблем могут проникать боевики из Афганистана. Горные местности вообще трудно контролировать. Например, в Кыргызстан, который граничит с Таджикистаном,  явно проникают и наркоторговцы, и экстремисты. Наверняка у этих группировок есть нацеленность и на Узбекистан. Вот и Ислам Каримов, выступая на сессии ООН, говорил о действиях третьих сил на юге Кыргызстана».

В заключение сенатор М.Алтынбаев еще раз подчеркнул, что помощь, оказываемая нашим Правительством Вооруженным силам Таджикистана, способствует сохранению стабильности и безопасности в Центральной Азии.



Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!