Нужны ли гастарбайтеры Казахстану?

Фотография - Нужны ли гастарбайтеры Казахстану?

Сегодня без гастарбайтеров уже нельзя представить ни нашу экономику, ни наше общество. Гастарбайтеры строят не только промышленные, технические объекты нефтегазовых комплексов в Западном Казахстане, административные и офисные здания в Астане, Алматы, других городах. Они строят и жилые дома, дачи, небольшие магазины, пристройки для малого бизнеса, ремонтируют квартиры простых граждан, укладывают дороги в годах, торгуют на рынках. 

603 0

Сегодня без гастарбайтеров уже нельзя представить ни нашу экономику, ни наше общество. Гастарбайтеры строят не только промышленные, технические объекты нефтегазовых комплексов в Западном Казахстане, административные и офисные здания в Астане, Алматы, других городах. Они строят и жилые дома, дачи, небольшие магазины, пристройки для малого бизнеса, ремонтируют квартиры простых граждан, укладывают дороги в годах, торгуют на рынках. Как воспринимают казахстанцы гастарбайтеров? Какова роль трудовых мигрантов в развитии страны? Какая политика в вопросе привлечения иностранной рабочей силы востребована?

Кто такие гастарбайтеры? Дословно, гастарбайтер – гостящий работник (от нем. Gastarbeiter). В Германию во времена экономического бума 1950-1960-х годов хлынули сотни тысяч временных рабочих из Турции. Именно в 1960-1970-е годы потоки трудовых иммигрантов из стран Азии, Африки и Латинской Америки в страны Западной Европы приобрели огромные масштабы. И тогда же термин гастарбайтеры стал международным, гастарбайтерами стали называть временных иностранных рабочих, занятых преимущественно на тяжелых, непрестижных работах не только в Германии, но и в других странах мира.

Легальная и нелегальная трудовая миграция

Каковы масштабы трудовой иммиграции в Казахстане? Действительно ли угрожающи потоки нелегальной миграци в общем объеме прибывающих в страну трудовых иммигрантов? 

 

Сведения о временном пребывании иностранцев в РК за 12 месяцев 2009 года*

 

 

страны

зарегистрировано

Всего

По служебным делам

На работу

По частным делам

туризм

 

Всего

1 166 959

93 027

38 339

1 030 753

4 840

 

Граждан СНГ

1 036 484

41 554

10 385

983 116

1 429

1

Кыргызстан

28 846

2 136

235

26 414

61

2

Россия

588 398

20 856

5 768

560 817

957

3

Таджикистан

10 965

426

188

10 351

0

4

Узбекистан

351 882

11 102

1 325

339 407

48

5

Другие

56 393

7 034

2 869

46 127

363

 

Граждан дальнего зарубежья

130 475

51 473

27 954

47 637

3 411

6

КНР

48 285

12 444

5 027

30 226

588

7

Турция

33 761

20 132

6 973

5 950

706

8

ФРГ

3 234

638

197

2 189

210

9

Другие

45 195

18 259

15 757

9 272

1 907

* Источник: Данные МВД РК


 

 

Большинство временных мигрантов из стран СНГ формально приезжают по частным делам, из стран Дальнего зарубежья – по служебным делам и на работу. Тем не менее, плановые проверки миграционной полицией строек, других объектов показывают, что значительная часть гастарбайтеров не имеют разрешения на работу, формально пребывают в стране по частным делам или вообще без визы. Со странами СНГ безвизовый режим и граждане из стран СНГ могут пребывать в Казахстане определенный срок, не регистрируясь в миграционной полиции.

Масштабы нелегальной иммиграции вероятно значительны. В 2006 году в период легализации было выявлено 164,5 тыс. иностранных граждан, незаконно осуществлявших трудовую деятельность на территории республики. Из них, из Узбекистана – 71,1%, Кыргызстана – 14,5%, России – 6,5%, Таджикистана – 2,8%, другие страны – 4,9%.

В 2007 году в ходе профилактической операции «Мигрант», было выявлено 10 446 иностранцев, нарушивших установленные правила пребывания в республике, в том числе 9 916 граждан СНГ и 530 – дальнего зарубежья. Соотношение «ближних» и «дальних» нелегальных мигрантов показательно.

Согласно разным методикам, численность выявленной нелегальной иммиграции составляет лишь несколько процентов от всех нелегалов.

Нарушения миграционного законодательства, правил пребывания иностранцев в РК происходят в основном со стороны: 1) мигрантов, 2) регистраторов – сотрудников подразделений миграционной полиции, КСК, турфирм, гостиниц, 3) работодателей. На постсоветском пространстве речь часто всего ведут о нарушении законодательства в отношении мигрантов со стороны работодателей, заинтересованных в дешевой рабочей силе.


Восприятие казахстанцами трудовых мигрантов*

(*Данные социологического исследования, проведенного Казахстанским институтом социально-экономической информации и прогнозирования по заказу Фонда Первого Президента Республики Казахстан. Выборка республиканская квотированная, 1400 респондентов, сроки проведения исследования - май-июнь 2010 года.)

Население Казахстана в целом характеризует безразлично-негативное отношение к трудовым мигрантам, прибывающим в страну.

При этом, оценки казахстанцев значительно разнятся в зависимости от того, из какой страны прибыли гастарбайтеры. Наиболее позитивное отношение у казахстанцев к трудовым мигрантам из России, и гораздо менее к тем, кто приехал на заработки из Турции, Китая других стран мира. При этом, в региональном разрезе наиболее негативное отношение к трудовым мигрантам, приехавшим на заработки из Дальнего зарубежья характерно для жителей Атырауской области.

Как Вы относитесь к нижеперечисленным группам мигрантов?

Трудовым мигрантам, приехавшим на заработки из др. стран мира - Турции, Китая др.

Положительно 15,0%

Отрицательно 40,0%

Безразлично 26,6%

Затруднились ответить 18,4%

Трудовым мигрантам, приехавшим на заработки из стран ЦА

Положительно 15,4%

Отрицательно 31,9%

Безразлично 36,8%

Затруднились ответить 15,9%

Трудовым мигрантам, приехавшим на работу из России

Положительно 27,8%

Отрицательно 19,8%

Безразлично 35,1%

Затруднились ответить 17,3%

В своем большинстве жители Казахстана вообще не контактируют или очень редко взаимодействуют с трудовыми мигрантами из других стран (81,4%). Частые и постоянные контакты с прибывающими на заработки трудовыми мигрантами из других стран характерны для 12,3% казахстанцев.

Чаще всего жители Казахстана общаются с трудовыми мигрантами в случае необходимости. При этом, 14,2% из них негативно оценивают свой опыт общения с трудовыми мигрантами из других стран, испытывают дискомфорт при общении с ними и стараются избегать подобного общения.

Более четверти, или 27,5% казахстанцев полагают, что в их населенном пункте могут обостриться отношения между коренными жителями и трудовыми мигрантами из других стран. При этом конфликтный потенциал отношений между коренными жителями и трудовыми мигрантами превышает конфликтность других сфер взаимоотношений, таких как отношения между бедными и богатыми, населением и властями, между людьми разных национальностей и вер, а также отношений между коренными между коренными жителями и мигрантами (приезжими) из других регионов Казахстана.

Сегодня седи казахстанцев нет единого мнения о том, способствуют ли трудовые мигранты развитию страны. Так, практически равнозначны две группы поддерживающих и отвергающих точку зрения о том, что трудовые мигранты из других стран способствуют более успешному развитию страны.

Согласны ли Вы с тем, что трудовые мигранты из других странспособствуют более успешному развитию страны?

Из других стран Да 15,0%

42,9%

Скорее, да 27,9%

Нет 23,8%

40,7%

Скорее, нет 16,9%

Затруднились ответить 16,3%

 

Казахстанцы достаточно четко различают положительные и отрицательные стороны прибытия трудовых мигрантов из зарубежья.

Так, среди положительных сторон прибытия трудовых иммигрантов названы следующие:

• Они работают там, где не хотят работать местные – 68,0%

• Дешево и качественно ремонтируют квартиры, строят дачи/дома – 49,3%

• Привозят в город дешевые товары и продукты – 32,8%

• Пополняют наше население молодыми энергичными людьми – 20,6%

• Привносят этническое и культурное разнообразие – 18,2%

• Показывают пример культурного поведения – 6,3%

К негативным сторонам потока гастарбайтеров в страну, населением отнесены следующие:

• Они занимают рабочие места, нужные нашему населению – 46,2%

• Они понижают уровень зарплаты, соглашаясь на самую низкую – 42,4%

• Они торгуют некачественными товарами и продуктами – 30,3%

• От них антисанитария и болезни – 27,9%

• Занимаются криминальными делами – 27,4%

• Побираются, нищенствуют – 23,0%

• Они повышают цены на жилье – 17,8%

В этом отношении показательны мнения, выявленные в фокус-группе, организованной в г.Алматы, по вопросу, может ли мегаполис справиться без трудовых мигрантов:

• «Полно понаехало. Обошлись бы без них. Навалом своих безработных, они бы пошли на эти работы, есть и с образованием. Много безработных в городе».

• «Я бы не сказала, что все алматинцы пошли бы с удовольствием на все мало оплачиваемые работы, а те идут на все условия, надо где-то жить и чем-то питаться. Нет, мигранты нужны, они идут на работу, на которую городские не пошли бы. Но они едут и едут. Их очень много лишних незанятых. Настолько бесконтрольны, контроль должен быть, сейчас их больше половины города, слов нет, они нужны, но не в таком количестве».

• «Миграция это явление не новое, была всегда, и раньше были студенты и все приезжие в Алматы и рабочие тоже были, но они были учтены, и устроены в общежитиях, контролируемы, и разбоев и грабежей не было. Теперь этого нет».

Что нам дают трудовые мигранты

Таким образом, отношение к трудовым мигрантам, прибывающим в Казахстан среди местного сообщества можно охарактеризовать как неоднозначное. Тем не менее, стоит четко учитывать все плюсы и выгоды, которые могут принести стране трудовые мигранты. В их числе:

1.Гастарбайтеры в основном занимают рабочие места, которые не привлекают казахстанцев. И польза от гастарбайтеров будет только увеличиваться. Если в предыдущие годы предложение рабочей силы росло, то сейчас предложение будет уменьшаться.

2. Невысокая численность экономически активного населения в Казахстане также является одной из причин заинтересованности Казахстана в трудовых мигрантах.

3. Смысл имеет выделить отдельно высококвалифицированных трудовых мигрантов, в которых на сегодняшний день страна испытывает дефицит. В данном контексте следует отметить, что Казахстан объективно заинтересован, чтобы в страну приезжали не на временные заработки, а для того, чтобы устраивать здесь свою жизнь или тем более развивать инновации.

Минусы трудовой миграции

К причинам негативного восприятия трудовой миграции в Казахстане, обычно, относят следующие:

1. Трудовые мигранты занимают экономические ниши, которые могли бы занять коренные жители того или иного региона.

Мнение о том, что квалифицированные специалисты из числа коренного населения также могли бы занимать те ниши, которые сегодня зачастую занимают гастарбайтеры, отчасти имеет под собой основу. Тем не менее, стоит помнить, что именно спрос рождает предложение. Гастарбайтеры устремляются в крупные города, где есть востребованность в их труде. Востребованность в гастарбайтерах, их труде высока, особенно в условиях продолжающегося процесса урбанизации Казахстана. Местное население, казахстанцы не рвутся на тяжелую и относительно низкооплачиваемую работу.

Кроме того, следует учитывать, что привлекать дешевую рабочую силу выгодно не только работодателям, но и покупателям, потребителям, поскольку повышение оплаты трудовым мигрантам влечёт и рост цен на соответствующие товары и услуги.

2.Неконтролируемые потоки мигрантов представляют угрозу социальной стабильности.

Действительно, незарегистрированный мигрант – это отсутствие медицинской страховки, отсутствие поступлений налогов, взносов в пенсионный фонд, произвол работодателей при выплате зарплаты, нарушение условий труда, КЗоТ, а самое главное незарегистрированный мигрант – это ограничение какого-либо контроля трудового, любого иного социального взаимодействия мигрантов со стороны властей.

3. Тезис - трудовые мигранты получают заработную плату, намного превышающую оплату казахстанцев.

Не факт, что данный тезис всегда получает подтверждение в жизни. Тем не менее, в этом контексте показательны конфликты, возникавшие между трудовыми мигрантами и коренными жителями Атырауской, а также в ряде других регионов.

Тем не менее, миграция не должна рассматриваться исключительно в контексте фактора возникновения социального конфликта. Безусловно, объективное восприятие миграции в Казахстане и рациональный подход к ее регулированию могут сыграть важную роль в развитии страны.

Какие виды регулирования миграции существуют

На сегодняшний день, существуют разные подходы к регулированию миграции. В этом контексте можно как пример выделить США с их двухвековым опытом регулирования миграции, Европейские страны, ориентирующиеся на привлечение рабочей силы, Россию, практикующую политику открытых дверей, Австралию и Канаду с неограниченным привлечением квалифицированных специалистов.

В последние годы Россия также делает акцент на привлечение высококвалифицированной рабочей силы. Так, в нынешнем году был одобрен президентский закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ», который предусматривает создание особых условий въезда в Россию высококвалифицированных специалистов из-за рубежа. В частности, документ предлагает не распространять на иностранных специалистов высокого уровня ограничение срока временного пребывания в РФ в один год, специалистов высокого класса можно будет приглашать сразу на 3 года. «Ценный» иностранец сразу сможет и получить вид на жительство в России вместе с семьей и в дальнейшем определяться с получением российского гражданства.

Работодатель, чтобы нанять высококвалифицированного специалиста, не обязан будет получать на это разрешение. Кроме того, работодателя не будут ограничивать квотой на привлечение ценного сотрудника из-за рубежа.

Определить, кто такой «высококвалифицированный специалист», по новому закону легко: тот, кому работодатель платит не менее 2 миллионов рублей в год, что эквивалентно 5 566 долларов в месяц. В этом контексте российские власти руководствовались опытом Германии. Работодатель, согласно закону, самостоятельно определяет компетентность высококвалифицированного специалиста, отправляет ходатайство на выдачу ему разрешения на работу, а также на оформление разрешения въехать в Россию. Иностранец будет вправе и сам заявить о себе как о высококвалифицированном специалисте. То есть речь идет о своего рода элите иностранных специалистов.

Россияне надеются, что посредством принятия данного закона иностранных «двигателей модернизации», количество которых сегодня сравнивают с «каплей в море», резко возрастет.

Миграционные потоки в РФ отныне будут включать три категории мигрантов. Первая – это квалифицированные иностранные рабочие, в которых заинтересована Россия. Ко второй категории относены обычные временные мигранты, прибывающие на основе выделенной правительством РФ квоты. И третья категория – те, кто будет трудиться на основании выданного патента в частном секторе, то есть те, кто не приносит финансовой выгоды своему работодателю. Патенты для безвизовых гастарбайтеров будут стоить 1000 рублей, купив которые иностранец сможет работать по найму у физических лиц.

Миграционная политика Казахстана

В Казахстане, по словам министра труда и социальной защиты населения Гульшары Абдыкаликовой также предполагается установить три категории трудовых мигрантов: иностранные работники, сезонные иностранные работники и бизнес-иммигранты, в отношении которых будут применяться дифференцированные нормы приема, пребывания и занятия трудовой деятельностью.

«Наряду с общей квотой (действующей в настоящее время) будут устанавливаться страновые и отраслевые квоты, а также квоты на приоритетные проекты. Это позволит проводить селективную политику и удовлетворять потребности в трудовых ресурсах отдельных отраслей, определенных правительством в качестве приоритетных», - отмечает министр.

По ее словам, особое внимание уделяется привлечению специалистов высокой квалификации, спрос на которых не может быть удовлетворен за счет местных кадров. Разрешения на трудоустройство таким специалистам будут выдаваться на основе льготного списка, определяемого правительством Казахстана.

Эксперты, исходя из показателей развития миграционных и демографических процессов в Центральной Азии, прогнозируют значительное увеличение числа трудовых мигрантов в Казахстане, и подчеркивают, что перевод таких огромных масс людей, занятых в экономике, в правовое поле – насущная необходимость. В этом контексте они поддерживают идею о необходимости применения в Казахстане опыта Канады.

Следует полагать, что данная политика принесет положительные результаты, позволит решить основные проблемы трудовой иммиграции. При этом, ключевым моментом станет квалификация трудовых мигрантов, и в конечном счете, их вклад в развитие страны.

В этом контексте нельзя не согласиться с современными исследователями, которые отмечают, что для крупных мегаполисов, всегда бывших центром миграционных потоков, будь то Москва в России, Алматы в Казахстане, не говоря уже о таких мегаполисах иммигрантских обществ, как Нью-Йорк, мигрантофобские лозунги типа «Москва – для москвичей», явно неперспективны и неорганичны. Без какого-либо специального анализа ясно, что в развитии и славе этих городов значителен вклад мигрантов.



Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!