К толерантности в новом десятилетии - интервью Нурсултана Назарбаева телеканалу Euronews

Фотография - К толерантности в новом десятилетии - интервью Нурсултана Назарбаева телеканалу Euronews

Глава государства Нурсултан Назарбаев дал интервью корреспонденту телеканала Euronews Константино де Мигелю.

241 0

Глава государства Нурсултан Назарбаев дал интервью корреспонденту телеканала Euronews Константино де Мигелю.

- В своем видеообращении к сообществу ОБСЕ в январе 2010 года Вы обнародовали девиз председательства - Траст, Традишн, Транспаренси, Толеранс, который достаточно позитивно был воспринят. Удалось ли Казахстану в полной мере соответствовать этому девизу в период своего председательства?

- Девиз нашего председательства в ОБСЕ был хорошо воспринят потому, что он отражает потребность всех членов Организации в реальных переменах на огромном пространстве от Ванкувера до Владивостока.

Первое - все мы нуждаемся в доверии друг к другу. Стоя­щие перед странами ОБСЕ проблемы в сфере безопасности многообразны и сложны. Значительны и существующие между нами различия в понимании этих проблем и выборе путей их решения.

На взгляд Казахстана, сообщество ОБСЕ обязано продемонстрировать доверие и единство - именно это нужно для преодоления нынешних трудностей. В связи с этим стратегия казахстанского председательства состоит в формировании условий для восстановления согласия и доверия между странами-участницами. При этом доверие следует рассматривать как важнейший компонент, на котором базируется совместная безопасность.

Важный вклад в восстановление атмосферы доверия на пространстве ОБСЕ внес последовательно продолженный казахстанским председательством «процесс Корфу» - открытый, постоянный, широкомасштабный и всеобъемлющий диалог для достижения единст­ва в отношении будущего евразийской безопасности на платформе ОБСЕ. Я не случайно использую определение «евразийской», потому что сегодня нельзя говорить отдельно о европейской или азиатской безопасности. Учитывая характер современных вызовов и угроз, то, что территории ряда стран - участниц ОБСЕ находятся в Азии, казахстан­ское председательство говорит о сообществе безопасности на пространстве Евро-Атлантики и Евразии.

В рамках «процесса Корфу» удалось добиться прогресса в выявлении консенсусных сфер для дальнейшей работы. Все это создает хорошие условия для укрепления доверия и реагирования на общие вызовы.

Второй элемент девиза - традиции - символизирует приверженность основополагающим принципам и ценностям ОБСЕ. К сожалению, сегодня принципы и обязательства, заложенные в основополагающих документах СБСЕ/ОБСЕ, все еще соблюдаются не в полной мере. Применение силы не перестало рассматриваться как средство разрешения конфликтов, не устранена угроза противостояния между государствами.

Наблюдается застой в процессе контроля над обычными видами вооружений.

Серьезную опасность представляют транснациональные угрозы, многие конфликты остаются нерешенными. В связи с этим считаю, что на Астанинском саммите необходимо заново подтвердить все принципы и обязательства ОБСЕ, а также утвердить новую, нацеленную в будущее повестку дня.

Необходимо в инновационном ключе проанализировать пути реализации существенных перемен в евро-атлантической и евразийской политике.

Под традициями мы также понимаем необходимость учета исторических и культурных особенностей каждого народа.

Сделать это нужно для того, чтобы в современном контексте вернуться к тем целям, ради которых и создавалась наша Организация, - строительству Европы без разделительных линий, на основе всеобъемлющего и сбалансированного подхода ко всем аспектам безопасности.

По третьему элементу - транспарентности - могу сказать, что он подразумевает максимальную открытость в международных отношениях, свободных от двойных стандартов и разделительных линий, нацеленность на конст­руктивное сотрудничество в преодолении вызовов и угроз безопасности.

Во время моего визита во Францию в октябре текущего года мы провели конференцию, посвященную 20-летию Парижской хартии, в которой приняли участие непосред­ственные участники событий тех лет, среди них экс-президент Франции Ж. д'Эстен, экс-министр иностранных дел Франции Р. Дюма, экс-министр иностранных дел ФРГ Х. Д. Геншер. Подписание Парижской хартии для новой Европы положило начало трансформации СБСЕ из форума в активно действующую структуру, она стала логическим продолжением Хельсинкского заключительного акта. Данный судьбоносный документ во многом определил контуры общеевропейской безопасности на долгосрочную перспективу.

В период «холодной войны» в основе Хельсинкского процесса лежали интересы поддержания евро-атлантического порядка на основе сложившегося между двумя полюсами - США и Советским Союзом - равновесия. С падением «железной стены», крахом Варшавского блока и развалом СССР эта сверхидея исчезла.

В итоге наша Организация, потеряв прежние простран­ственные ориентиры, не смогла своевременно перестроиться и оказалась во власти инерции.

По сути, через 20 лет с момента фактического окончания биполярного противостояния структура международных отношений на пространстве от Ванкувера до Владивостока сохраняет все основные признаки давно ушедшей эпохи.

Безусловно, основатели ОБСЕ создали уникальную организацию, органично включенную в общую архитектуру евро-атлантической и евразийской безопасности. Однако жизнь не стоит на месте. Появляются новые вызовы стабильности, видоизменяется содержание угроз, интернационализируются такие понятия, как терроризм, политический и религиозный экстремизм, наркобизнес.

Мы все переживаем беспрецедентный по своему воздействию и масштабам экономический кризис. Международному сообществу не удается добиться урегулирования затяжных конфликтов.

Зияющей раной на карте мира остается Афганистан.

Беспрецедентным вызовом для всех нас стал острый внутриполитический кризис в Кыргызстане. Мы обязаны гибко, своевременно и адекватно реагировать на процессы, разрушающие конструкцию безопасности. Наша цель состоит в том, чтобы укрепить ее, привести в соответствие с реалиями.

Четвертый элемент девиза - толерант­ность - отражает глобальные тренды по укреплению межкультурного и межцивилизационного диалога, что в современном мире приобретает все большую значимость.

Нашим большим общим успехом стало проведение 29-30 июня в Астане Конференции ОБСЕ высокого уровня по толерантности и недискриминации. Этот форум ярко подтвердил важность обмена опытом в области межнационального и межконфессионального согласия.

Казахстан активно продвигает сближение Востока и Запада в понимании ключевых вопросов современного мироустройства и перспектив его дальнейшей эволюции. По моей инициативе в Астане регулярно проводятся съезды лидеров мировых и традиционных религий.

В ходе Астанинского саммита нам следует на деле доказать важность памяти о прошлом, примирения наций, продвижения толерантности, борьбы с расизмом, антисемитизмом и ксенофобией в современной Европе и Евразии.

К сожалению, изменения в языковой, миграционной, религиозной, культурной, образовательной политике, которые мы наблюдаем в государствах ОБСЕ, должным образом не осмыслены на коллективном уровне.

Уверен, что мы вместе должны поработать над обобщением очень серьезных сдвигов в политике толерантности за последние несколько лет. Нам нужно выйти на общий документ, который я бы назвал так: «ОБСЕ: к толерантности в новом десятилетии».

Тематика толерантности в широком контексте будет в центре внимания и в ходе председательства Казахстана в Организации «Исламская конференция» в 2011 году.

- Последний Саммит ОБСЕ состоялся 11 лет назад в Стамбуле. С тех пор Организация постоянно скатывалась к стагнации в связи с противостоянием по линии Запад - Восток. Как Вам удалось убедить глав 55 государств зачастую с различными и даже противоречивыми интересами воспринять Вашу инициа­тиву о проведении Саммита ОБСЕ в Астане?


- Казахстанское председательство в качестве политического менеджера ОБСЕ исходит из необходимости учета мнений и интересов всех без исключения участников Организации.


Казахстан, будучи активным участником различных структур на пространст­ве ОБСЕ и тесно взаимодействуя с государствами, входящими в другие, «конкурирующие» организации, доказал, что на посту действующего председательства можно и нужно проводить беспристрастный курс.


Именно благодаря консультациям со всеми без исключения государствами - участниками ОБСЕ удалось радикально изменить дискуссионную атмосферу на огромном пространстве ответственности и добиться консенсуса по вопросу проведения встречи в верхах в Астане. При этом еще в начале нашего председательства мало кто верил, что эта идея станет реальностью.


2010 год - рубежный год, ознаменованный 65-летием завершения Второй мировой войны, 35-летием Хельсинкского заключительного акта и 20-летием Парижской хартии для новой Европы. Поэтому в своих консультациях с государствами-участниками мы делали упор на том, что построение сообщества подлинно единой и неделимой безопасности в Евро-Атлантике и Евразии требует как переподтверждения всех принципов и обязательств ОБСЕ, так и новой, нацеленной в будущее повестки дня. Выработка новой повестки возможна лишь при наличии соответствующей политической воли на высшем уровне.


Кроме того, мы акцентировали, что запуск на саммите в Астане подлинной «перезагрузки» геополитических отношений в огромной зоне ответственности ОБСЕ эффективно дополнит аналогичные процессы, происходящие сегодня в мире.


Во-первых, в отношениях между отдельными государствами. Яркий, успешный пример - Россия и США.


Во-вторых, в рамках глобальных и региональных многосторонних политических и экономических процессов. Я имею в виду прежде всего «большую двадцатку», Европейский союз, НАТО, Таможенный союз Казахстана, России и Беларуси.


Все в ОБСЕ согласны: достижение всеобъемлющего мира и стабильности в зоне ее ответственности упрочит глобальную безопасность.


Например, если на Астанинском саммите будет достигнута договоренность об обновленной архитектуре безопасности, то можно смело рассчитывать на достижение ощутимого прогресса и в области контроля над ядерными вооружениями и их сокращения. Такая же ситуация сложится и в вопросе климатических изменений, если ключевые для его разрешения страны смогут достичь компромисса по другим важным аспектам сотрудничества.


Взаимодействие в умиротворении горячих точек на политической карте мира будет более перспективно, если мы сможем устранить проблемные зоны на своем собственном европейском и евразийском «дворе».


В качестве другого немаловажного аспекта нашей инициативы о созыве саммита мы называли стремление Казахстана продемонстрировать всему миру, что «ислам, прогресс и демократия совместимы».


Мы имеем на это моральное право как страна с преобладающим мусульманским населением, успешно реализую­щая социально-экономические и политические реформы, последовательно интегрирующаяся в демократическое сообщество.


Пагубность дальнейшего промедления с проведением саммита мы объясняли возможным упущением нынешних сравнительно благоприятных геополитических условий. Тем, что возможна реализация самого негативного для всех нас сценария, при котором понятие европейской безопасности фактически свелось бы к пространству «от Ванкувера», но не «до Владивостока», а «до Белостока».


А ОБСЕ при таком сценарии окончательно впала бы в летаргический сон.Между тем никакие доводы в пользу саммита не возымели бы действия, если бы все без исключения страны - участ­ницы ОБСЕ не проявили конструктивный подход и политическую дальновидность.


Хочу отметить весомую лепту, которую внесла в достижение консенсуса твердая поддержка и кропотливая работа секретариата и лично генерального секретаря ОБСЕ Марка Перрена де Бришамбо, а также всех институтов Организации.


- Какие вызовы, на Ваш взгляд, стали основными для Казахстана в период председательства?


- Самый главный вызов для казах­станского председательства заключался в том, насколько успешно нам удастся оправдать полученный от государств - участников ОБСЕ кредит доверия.


Буду искренен, доверяя Казахстану ответственные полномочия действующего председательства, наши партнеры вполне могли испытывать сомнения относительно того, сможем ли мы достаточно адекватно и эффективно руководить столь сложной структурой, в зону ответственности которой входят 56 стран, в том числе 4 ядерные державы, расположенные на огромном пространстве. И такие сомнения можно было бы понять.


Ведь Казахстан - это первое постсоветское, преимущественно азиатское и мусульманское государство на посту председателя Организации. Конечно, наша страна хорошо известна своей активной внешней политикой, имеет репутацию модератора и посредника, пользуется авторитетом как «двигатель» различных интеграционных форматов и автор целого ряда международных инициатив.


Но председательство в ОБСЕ - это вызов совершенно другого уровня и масштаба, особенно на фоне весьма непростой политической и экономической ситуации в мире. Вместе с тем многие связывали с приходом Казахстана на пост председателя Организации надежды на «перезагрузку» ОБСЕ в русле соответствующих позитивных тенденций последнего времени.


Разрабатывая программу своего председательства и впоследствии претворяя ее в жизнь, мы стремились развеять опасения «скептиков» и оправдать чаяния «оптимистов». Надеюсь, нам это в значительной степени удалось.


Конечно же, весьма непросто шли консультации по казахстанскому предложению о созыве саммита. Но принятие консенсусного решения о проведении встречи в верхах - это лишь полдела. Мы понимаем, что общее мнение о результативности казахстанского председательства будет связано в первую очередь с тем, насколько успешно нам удастся отработать как организационные, так и содержательные вопросы Астанинского саммита.


Особый акцент мы делаем на содержательной части встречи в верхах. Слишком уж большой пласт проблемных вопросов накопился на пространст­ве ОБСЕ за многолетнюю паузу после Стамбула. «Размыть» его не так-то просто.


Несмотря на все трудности, я уверен, в конечном итоге мы выйдем на взаимоприемлемые формулировки даже по самым острым вопросам. В этом своем мнении я исхожу из заинтересованности всех наших партнеров в том, чтобы Астанинский саммит после 11-летней паузы дал старт качественному обновлению Организации, ее адаптации к реалиям XXI века.


В контексте содержательного наполнения саммита хотел бы отметить, что еще одним серьезным вызовом для казахстанского председательства стало содействие урегулированию затяжных конфликтов на Южном Кавказе и в Приднестровье.


Рад констатировать определенные подвижки по нагорно-карабахскому урегулированию в рамках Минской группы ОБСЕ. В октябре нынешнего года, впервые за последние 5 лет, состоялась поездка в Нагорный Карабах группы международных экспертов под эгидой ОБСЕ для оценки гуманитарной ситуации на месте.


Мы приветствуем совместное заявление президентов Д. Медведева, С. Саргсяна и И. Алиева от 27 октября, в котором Армения и Азербайджан согласились на обмен военнопленными и возвращение тел погибших с помощью сопредседателей Минской группы ОБСЕ и Международного комитета Красного Креста.


В текущем году удалось наладить регулярный и вполне конструктивный диалог в формате «5 + 2» по приднестровскому вопросу. Благоприятная атмосфера переговоров и усилия международных посредников способствуют интенсификации сотрудничества по практическим вопросам в различных областях жизнедеятельности населения.


Например, 1 октября, впервые с 2006 года, возобновилось пассажирское железнодорожное сообщение между Кишиневом и Одессой через Приднестровье.


В рамках Женевских дискуссий по грузинскому вопросу можно отметить постепенную нормализацию в отношениях между сторонами и их приверженность поиску взаимоприемлемого решения. Мы приветствуем возобновление 28 октября после длительного перерыва работы Механизма по предотвращению и реагированию на инциденты в югоосетинском контексте.


Все эти усилия в конечном счете должны способствовать повышению уровня доверия и сближению позиций конфликтующих сторон на благо простых граждан, которые по сей день страдают из-за последствий затяжных конфликтов.


Безусловно, не могу обойти вниманием кризис в Кыргызстане. Эта ситуация стала для всех нас неожиданным и мощным вызовом, особенно для Казахстана как ближайшего политического и экономического партнера этой страны.


Действия нашего председательства по содействию урегулированию этой сложной, многокомпонентной внутриполитической ситуации действительно во многом носили прецедентный характер. Нам приходилось действовать по обстановке, которая зачастую развивалась самым непредсказуемым образом. Принимать в рамках ОБСЕ ответственные заявления и решения, координировать международные усилия на месте. И все это - в условиях острейшего цейтнота.


Благодаря нашим с президентами Д. Медведевым и Б. Обамой своевременным и скоординированным действиям, эффективной поддержке со стороны ООН, ЕС и других международных организаций, а также воле и мудрости многонационального народа Кыргызстана удалось предотвратить сползание этой страны к гражданской войне.


Неуправляемое развитие кыргызского конфликта имело бы самые непредсказуемые последствия для всего региона Центральной Азии. Деструктивные террористические силы, находящиеся в зоне боевых действий в Афганистане, не прочь были использовать ситуацию в Кыргызстане для расширения своего влияния на регион.


Тем не менее даже после состоявшихся 10 октября парламентских выборов все еще рано говорить об окончательной стабилизации. Действующими властями и многонациональным народом Кыргызстана предпринимаются поступательные шаги по преодолению кризиса и возврату в созидательное русло, формированию полноценного правительства.


ОБСЕ не только приветствует этот позитивный процесс, но и продолжит практическую поддержку Кыргызстана на этом важном этапе становления. Наиболее приоритетными являются вопросы экономического и гуманитарного содействия, а также обеспечение правопорядка и предотвращение межнациональных конфликтов.


В целях координации усилий мирового сообщества по оказанию помощи Кыргызстану в начале следующего года мы планируем провести в Алматы специальную международную донорскую конференцию под моим патронажем.


- Многие уже сегодня говорят об «историчности» предстоящего саммита. Но какими, на Ваш взгляд, должны быть основные итоги встречи в верхах, чтобы она действительно стала исторической?


- По-настоящему историческим Астанинский форум сможет стать лишь в одном случае. Если главам государств и правительств 56 стран-участниц удаст­ся на деле доказать, что ОБСЕ была эффективна не только во времена «холодной войны», но и поныне остается активно развивающейся структурой, тесно вплетенной в живую ткань современной глобальной политики и экономики. Залог успеха в решении этой краеугольной задачи - это трезвый, беспристрастный и прагматичный анализ накопившихся в рамках ОБСЕ проблем и противоречий.


Нам настоятельно необходимо вычленить и закрепить имеющийся позитив, обозначить адекватные ответы на стоящие перед Организацией вызовы и угрозы.


Нам необходимо использовать нашу встречу для усиления эффективности ОБСЕ в укреплении единой и неделимой безопасности, разрешения существующих конфликтов и предупреждения новых. В борьбе с транснациональными угрозами, экономическими и экологическими проблемами, обеспечении прав и свобод человека в зоне ответственности Организации.


Вместе с тем следует отчетливо понимать, что Астанинский форум не будет саммитом готовых решений. Мы ставим цель - определить новые стратегические направления и план действий последовательного продвижения от концепции пространства безопасности от Ванкувера до Владивостока к созданию Евро-Атлантического и Евразийского сообщества единой и неделимой безопасности. Сообщества, свободного от разделительных линий и зон с различными уровнями безопасности, сформированного на основе общих ценностей, принципов и обязательств.


В Астане нам предстоит поставить конкретные цели и задачи в области укрепления общеевропейских режимов контроля над обычными вооружениями. Укрепления мер доверия и безопасности, реагирования на транснациональные угрозы, включая терроризм, распространение оружия массового уничтожения, организованную преступность, торговлю людьми и незаконный оборот наркотиков, киберпреступность и проблемы, связанные с легким и стрелковым оружием.


Считаем целесообразным вновь подтвердить нашу приверженность содейст­вию стабилизации ситуации в Афганистане и Кыргызстане и, соответственно, зафиксировать новый - евразийский - компонент безопасности, дополняющий традиционное евро-атлантическое измерение.


Именно в создании в долгосрочном плане Евро-Атлантического и Евразийского сообщества безопасности я вижу квинтэссенцию «духа Астаны», который придаст новый блеск и энергию «духу Хельсинки».


Еще один приоритет - совершенствование коллективных механизмов раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления. Это необходимо сделать, потому что на пространстве ОБСЕ существуют десятки потенциально конфликтогенных регионов.


Предстоит также рассмотреть приоритеты экономико-экологической корзины ОБСЕ. Прежде всего в свете наших усилий по построению новой модели финансово-экономического мироустройства, а также выработке коллективного реагирования на экологические катастрофы на пространстве ОБСЕ, в первую очередь аральскую.


В Астане нам следует заново подтвердить приверженность Всеобщей декларации прав человека. Защита и поощрение прав и основных свобод человека являются одними из основополагающих целей государственного управления и основ современного международного порядка. Идеалы и ценности прав и свобод человека, стандарты толерантности и открытости выстраданы всеми нами. Это делает их нерушимой основой нашей политики в этой сфере.


По третьей корзине ОБСЕ мы также предлагаем принять обязательства по укреплению толерантности и недискриминации.


- В текущем году Казахстан председательствует в ОБСЕ - преимущественно европейской организации. В следующем году Ваша страна станет председателем в Организации «Исламская конференция», охватывающей весь исламский мир. Насколько реально, на Ваш взгляд, использовать казахстанское руководст­во в этих организациях для улучшения взаимопонимания и «наведения мостов» между Востоком и Западом?


- Прошедшая в июне в Астане Конференция ОБСЕ высокого уровня по толерантности и недискриминации наглядно подтвердила важность обмена опытом в области межнационального и межконфессионального согласия. Это особенно актуально в свете провозглашения 2010 года Международным годом сближения культур.


Казахстан за годы независимости накопил уникальный опыт мирного и толерантного сосуществования огромного разнообразия этносов и конфессий. Такое безусловное преимущество превращает нашу страну в одну из самых удобных площадок для диалога Запада и Востока, Европы и мусульманского мира.


Для выполнения председательских, посреднических функций чаще всего выбирают тех, в чьей беспристрастности убеждены все участники процесса. Именно поэтому наши зарубежные партнеры рассматривают Казахстан как идеального кандидата на председательство в азиатских и европейских объединениях, как это имело место в случае СВМДА и ОБСЕ, а в будущем году будет в ОИК.


Помимо этого, Астана уже имеет солидный опыт подобной работы, накопленный нами в ходе созыва трех съездов лидеров мировых и традиционных религий. Кроме того, мы впервые провели конференцию глав внешнеполитических ведомств стран Запада и мусульманского Востока под названием «Общий мир: прогресс через разнообразие». Многие события последних лет настойчиво напоминают нам о теории «столкновения цивилизаций».


Это теракты 2001 года в США, последующие террористические атаки в Лондоне, Мадриде, Москве, Беслане, Ташкенте и ряде других городов на пространстве ОБСЕ. Референдум о минаретах в Швейцарии, разговоры о кризисе политики мультикультурализма, дискуссии о запрете хиджабов и «карикатурные скандалы» в ряде европейских стран. Добавим сюда дебаты вокруг возведения мусульманского центра с мечетью вблизи отметки «Граунд Зеро» в США, угрозы сжечь Коран и многие другие события.


Одной из главнейших проблем мировой политики остаются трудности отношений мусульманского мира с остальным миром. Сложности общения выражаются во взаимной подозрительности, встречных обвинениях в экспансии - политической и идеологической.


В конечном итоге все выливается в военно-политические конфликты. Мусульманский мир в глазах западного сообщества ассоциируется в первую очередь с его радикальной частью и вызывает страх. Самое главное - понимая причины, предложить реальные пути преодоления этих трудностей.


Перед нами стоят две важнейшие задачи. Первая - научиться противостоять религиозному фундаментализму как политической идеологии без демонизации ислама как религии. Вторая задача - наладить между западным и мусульманским миром открытый и честный диалог. Председательство Казахстана в Организации «Исламская конференция» будет служить этим благородным целям.


Теги:

назарбаев

Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!