Михаил Маргелов: ОБСЕ необходим новый полноценный устав

Фотография - Михаил Маргелов: ОБСЕ необходим новый полноценный устав

Первый после 11-летнего перерыва саммит Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) откроется завтра в Астане. О том, каких решений можно ожидать от участников встречи, какие проблемы затрудняют эффективную работу международной организации и какой вклад внес в ее деятельность за время своего председательства Казахстан рассказал в интервью РИА Новости председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов. 

139 0

Первый после 11-летнего перерыва саммит Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) откроется завтра в Астане. О том, каких решений можно ожидать от участников встречи, какие проблемы затрудняют эффективную работу международной организации и какой вклад внес в ее деятельность за время своего председательства Казахстан рассказал в интервью РИА Новости председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов.

- ОБСЕ – активно критикуемая международная организация. Что Вы ожидаете от нынешнего саммита ОБСЕ?

- Последний саммит ОБСЕ прошел десять лет назад, и все это время ни у одного правительства в Европе не возникла потребность такой саммит организовать. Это, так или иначе, указывает на падение авторитета ОБСЕ. Хотя проблем, в принципе, достойных этой организации накопилось достаточно. Но именно – в принципе, потому что эта организация в своей деятельности сделала крен в сторону "гуманитарной корзины", в ущерб, например, вопросам безопасности. А замысел у создателей ОБСЕ был перспективный и полезный: у истоков этой организации - Парижская хартия для новой Европы 1990 года. И главной задачей ОБСЕ считалась нераздельная безопасность Евро-Атлантики, то есть организация должна работать как общеевропейский институт по соблюдению Хельсинкских соглашений. Так что от нынешнего саммита я ожидаю, если угодно, возвращение ОБСЕ к задачам, которые вменили этой организации Парижская хартия и Хельсинские соглашения. Думаю, важно, что саммит пройдет в год 35-летия Хельсинского Заключительного акта, 20-летия Парижской хартии и 65-летия окончания Второй мировой войны.

Обращают внимание, что хозяевам саммита придется решить непростую задачу, например, о тональности обсуждения вопросов Абхазии и Южной Осетии, а есть еще и Карабах и Молдавия. Что решит саммит по адаптированному ДОВСЕ? Будут ли и как именно упомянуты случаи использования двойных стандартов в работе БДИЧ? Ведь это все "колкие" вопросы.

 

- Учитывая нынешнее потепление отношений между Россией и США, Россией и НАТО, сможет ли нынешний саммит ОБСЕ стать отправной точкой для перезагрузки организации? Сможет ли он привести к началу переформатирования всей архитектуры европейской безопасности?

- "Перезагрузка" российско-американских отношений уже привела к потеплению и отношений ведущих стран Запада с Россией. Уместно, напомнить, например, встречу в Довиле лидеров Франции, Германии и России. Или последний саммит Россия-НАТО, на котором после перерыва из-за кавказских событий 2008 года были произнесены не общие слова, а сформулированы конкретные направления сотрудничества Альянса с Россией. "Перезагрузка" отношений с США, несмотря на неопределенность со сроками ратификации договора о СНВ американским Сенатом, также наполняются содержанием. Надо думать, ОБСЕ захочет быть в русле этих благоприятных изменений. Дело только в скорости, с которой организации удастся это сделать. Что касается новой архитектуры европейской безопасности, то инициатива президента Медведева в ОБСЕ известна, хотя не думаю, что саммит примет какое-то однозначное решение по этому вопросу.

- Планируется, что на саммите будет рассматриваться предложение президента Медведева о заключении нового Договора о Европейской безопасности, а также инициатива Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева о совмещении форматов европейской и евразийской безопасности. Каким в этом контексте Вы видите будущее ОБСЕ - должна ли это быть общая евразийская дискуссионная площадка или евразийский аналог ООН с обязывающими нормами и механизмами реагирования?

- Да, обсуждение этой инициативы в Астане планируется. Но ОБСЕ здесь явно опаздывает – и Договор европейской безопасности Медведева, и французская инициатива по созданию "евроатлантического и евразийского пространства безопасности", по мнению экспертов, еще не готовы для оформления в четких обязывающих резолюциях. Эксперты считают, что эти идеи не выношены до такой степени, чтобы превратиться в некий непротиворечивый и согласованный документ. А Россия и Евросоюз готовы начать работу по организации совместной обороны, так сказать, через голову ОБСЕ. Кроме того, уже известны результаты саммита Россия-НАТО, согласно которым Россия будет, так или иначе, участвовать в европейской противоракетной обороне. Но это – прямые связи России и НАТО без участия ОБСЕ. Тем не менее, у ОБСЕ имеется собственная ниша в обеспечении безопасности. Ведь только ОБСЕ включает все страны Евразийского и Европейского пространства. Отсюда и логичное предложение президента Казахстана Назарбаева совместить форматы безопасности этих регионов. Сегодня карта мира стала плотной, и, скажем, события в Киргизии или Афганистане – это предмет забот всей Евразии и Европы. И, кроме ОБСЕ, нет другой организации, которая покрывала бы такое пространство. И для адаптации организации к современным требованиям менять регламент совсем не обязательно – важнее следовать этому регламенту. В составе организации 56 стран, интересы и ценности которых могут различаться. Поэтому консенсус останется стержнем работы ОБСЕ. А это из-за естественного для столь широкого собрания несовпадения позиций по ряду вопросов предполагает дискуссии. Это касается и контроля над вооружением, и военной безопасности, и борьбы с наркотрафиком и терроризмом, и миротворчества в конфликтных зонах.

Существенный недостаток ОБСЕ в том, что ее решения юридически не обязывающие. Об этом много говорят, но до саммита трудно судить, будет ли этот недостаток в Астане исправлен. ОБСЕ необходим новый полноценный устав. Она принимает решения и устанавливает порядок деятельности на основе таких руководящих принципов, как "диалог, переговоры и сотрудничество на базе консенсуса". То есть механизм работы организации, отвечающей за урегулирование конфликтов и панъевропейскую безопасность, совещательный. Кодекс поведения стран-участниц ОБСЕ основан на принятой в Стамбуле в 1999 году "Хартии европейской безопасности". Страны должны быть привержены Уставу ООН и Хельсинскому заключительному акту.

 

Я думаю, что одного саммита мало, чтобы практически не работающую международную организацию превратить в работающую. Но каких-то подвижек, учитывая стремления председательствующего Казахстана, ожидать можно.

 

- Что должна в себя включить Астанинская хартия, чтобы стать своеобразным "новым Хельсинским актом" или "новой Парижской хартией"? Какое решение в ней может быть найдено по одной из наиболее значимых повесток дня – "замороженным конфликтам"?

- Если примут решение о новом уставе организации, основанном, кстати, на Парижской хартии и Хельсинским заключительным актом, то это поспособствует повышению авторитета ОБСЕ. А именно это организации сейчас и необходимо. Потому что у нее, на самом деле, много наработанных эффективных механизмов для действия по всем направлениям. Будет своевременно, если саммит продемонстрирует желание придать работе ОБСЕ юридически обязывающий характер. А уже затем проводить назревшие реформы внутри организации. Новый устав такого рода – это гарантия эффективного участия ОБСЕ в реализации инициативы президента Медведева о всеобъемлющей безопасности. В самом деле, в этой инициативе есть пункт, который предусматривает, что нападение на одного из участников соглашения расценивается как нападение на всех других участников. Но такое обязательство имеет цены лишь в случае, если оно будет юридически обязывающим. И т.д. Что касается "замороженных конфликтов", то этот вопрос будет частью обсуждения более широких проблем – безопасности в зоне ответственности ОБСЕ в целом, вопросы толерантности, обстановка в Афганистане. У ОБСЕ есть механизмы по разным формам посредничества в зонах конфликтов. Но я не уверен, что на саммите найдут какое-то волшебное средство, чтобы разрешать такие конфликты и предотвращать их. Я основываюсь на собственном опыте работы спецпредставителем президента России в Судане. Каждый конфликт носит специфический только ему присущий характер – любая классификация с выработкой универсальных подходов к урегулированию на практике действует слабо. Но если саммит придаст ОБСЕ большую политическую субъектность, то работа в горячих точках станет частью поддержания всеобъемлющей безопасности. И игрокам, стоящим за участниками конфликтов, с мнением ОБСЕ считаться придется. Но все это из области пожеланий. При всем уважении к нынешнему председателю, согласен с мнением экспертов, что коренная реформа ОБСЕ задача непосильная для одного Казахстана. Нужны усилия всех стран-членов организации.

 

- Как Вы оцениваете уровень подготовки к саммиту, усилия, предпринимаемые руководством Казахстана для результативности встречи в Астане?

 

- Тем не менее уровень подготовки к саммиту и председательство Казахстана достойны, конечно, высокой оценки. Я специально отметил бы, что саммит пройдет в мусульманской стране Центральной Азии. И председателю в значительной мере удалось провести провозглашенные президентом Назарбаевым принципы "четырех Т" - "trust" (доверие), "tradition" (традиции), "transparency" (прозрачность) и "tolerance" (терпимость). Во время председательства Казахстана деятельность ОБСЕ активизировалась, увеличилось количество конференций, главным образом, на темы толерантности и гендерной проблематики.

Но главным вкладом Казахстана эксперты считают начало широкого диалога европейских и азиатских членов ОБСЕ, с чем нельзя не согласиться. 



Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!