Полная отмена смертной казни в Казахстане зависит от выполнения 21 рекомендации

Фотография - Полная отмена смертной казни в Казахстане зависит  от выполнения 21 рекомендации

Мораторий на смертную казнь в Казахстане заработал с 2004 года. За это время 28 человек, приговоренных к высшей мере наказания, получили пожизненное лишение свободы. Сейчас Минюст разрабатывает законопроект, позволяющий улучшить условия их содержания. Все идет к тому, чтобы полностью отменить смертную казнь в республике, но для этого нужно еще выполнить ряд рекомендаций, передает ИА Новости-Казахстан. 

363 0

Мораторий на смертную казнь в Казахстане заработал с 2004 года. За это время 28 человек, приговоренных к высшей мере наказания, получили пожизненное лишение свободы. Сейчас Минюст разрабатывает законопроект, позволяющий улучшить условия их содержания. Все идет к тому, чтобы полностью отменить смертную казнь в республике, но для этого нужно еще выполнить ряд рекомендаций, передает ИА Новости-Казахстан.

Сегодня, 26 апреля, в Астане прошла международная конференция "От моратория к полной отмене смертной казни в Центральной Азии: вызовы транзитного периода", организованная представительством Международной тюремной реформы в Центральной Азии, совместно с МИД РК, посольством Нидерландов в Казахстане и Управлением Верховного комиссара ООН, сообщает Tengrinews.kz.

На мероприятии присутствовали представители служб конституционного контроля, Минюста, судов, прокуратуры, адвокаты, НПО, ученые из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, а также международные организации и дипломаты.

Законопроекты, направленные на улучшение условий содержания заключенных, приговоренных к пожизненному лишению свободы, разрабатываются в Казахстане, сообщила директор департамента международного права и защиты имущественных прав государства министерства юстиции Казахстана Эльвира Азимова. 

«До конца этого года мы планируем разработать законопроекты о службе пробации, работаем над законопроектом о введении национального независимого превентивного механизма. Я думаю, что эти два вопроса играют существенную роль в части обеспечения условий осужденных, в том числе приговоренных к пожизненному лишению свободы и касаются тех лиц, которым смертная казнь была заменена в свое время на пожизненное лишение свободы», - сказала в ходе конференции директор департамента международного права и защиты имущественных прав государства министерства юстиции Казахстана Эльвира Азимова.

На данный момент количество заключенных в Казахстане составляет свыше 55 тысяч человек. Тем не менее, на содержание одного осужденного в республике выделяется около 24 тысяч тенге ежемесячно. С учетом количества заключенных годовая цифра составляет более 15,840 млрд. тенге.

Между тем, посол по особым поручениям МИД РК Мадина Джарбусынова сообщила, что «вновь актуализировалась дискуссия по вопросу присоединения Казахстана к факультативному протоколу, к международному пакту о гражданских и политических правах, направленного на отмену смертной казни».

«На состоявшемся недавно 11-ом заседании межведомственной комиссии по международному гуманитарном праву и международным договорам по правам человека были приняты рекомендации государственным органам о повторном согласовании вопроса о возможном подписании второго факультативного протокола с ратификацией его в более поздние сроки», - пояснила Джарбусынова.

После конференции эксперты приняли 21 положение, помогающее двум странам Центральной Азии - Казахстану и Таджикистану полностью отказаться от высшей меры наказания. Кыргызстан, кстати, ратифицировал второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни, и из этого списка теперь исключен.

Рекомендации участников международной конференции "От моратория к полной отмене смертной казни в Центральной Азии: вызовы транзитного периода":

1. Полностью и окончательно отменить смертную казнь в Казахстане и Таджикистане путем исключения как вида наказания из Конституции и уголовных законов, а также посредством присоединения и ратификации второго факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах.

2. Республике Таджикистан присоединиться и ратифицировать факультативный протокол против пыток, в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане – создать национальные превентивные механизмы и законодательно установить, расширить возможности общественного контроля за местами лишения свободы.

3. Принять стратегию, концепцию развития пенитенциарной системы с четким видением дальнейшего развития института пожизненного лишения свободы (ПЛС), отвечающего международным стандартам прав человека.

4. Усовершенствовать процедуру помилования и пересмотра приговоров, предусматривающих ПЛС. Ввести специализацию пенитенциарных судей для обеспечения необходимого опыта работы с названными случаями.

5. Усовершенствовать систему оказания бесплатной юридической помощи, особенно если речь идет о тяжких преступлениях, наказания за которые предусматривают ПЛС. Реформа системы оказания бесплатной юридической помощи должна включать возможность получения услуг адвоката на всех стадиях: досудебной, судебной, апелляционной и стадии помилования. Изменить практику привлечения "дежурных адвокатов", которые, как правило, не работают в интересах своих подзащитных, закрепить обязанность адвоката использовать все возможности защиты интересов клиента, вплоть до прохождения стадии помилования.

6. Разработать эффективный механизм реагирования на заявления стороны защиты или осужденных о применении незаконных методов ведения дознания и следствия, в том числе и применение пыток. Пересмотреть практику оценки допустимости доказательств, полученных в результате пыток.

7. Привести нормы уголовно-исполнительных кодексов стран в соответствие с минимальными стандартными правилами обращения с заключенными и другими международными стандартами.

8. Расширить в уголовно-процессуальном законодательстве перечень оснований для возбуждения производства по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.

9. Провести реформу по переходу от ПЛС к фиксированным срокам наказания с реалистичной возможностью освобождения. Гарантировать, чтобы процедуры освобождения были четко оговорены в законодательстве.

10. Таджикистану внести изменения в законодательство, предусматривающие возможность условно-досрочного освобождения лиц, приговоренных к ПЛС.

11. Сократить сроки отбывания наказания, по истечении которых возможно применение условно-досрочного освобождения лица, приговоренного к ПЛС. В соответствии с резолюциями ООН от 1994 года государствам следует предусмотреть в национальном законодательстве возможность условно-досрочного освобождения лиц, приговоренных к ПЛС, которое должно осуществляться после 8-12 лет фактического отбывания наказания.

12. Упростить процедуры УДО, установить прямую подачу документов на УДО. В случае отказа предоставить освобождение вопрос должен рассматриваться на регулярной основе по истечении определенного срока.

13. Провести гуманизацию системы наказаний путем сокращения составов преступлений, за которые предусмотрено ПЛС.

14. Устранить дискриминационные нормы и практику в отношении лиц, приговоренных к ПЛС: специальную форму одежды, контакты с внешним миром, возможность использовать средства на счетах.

15. Решить проблему с сегрегационным содержанием лиц, приговоренных к ПЛС, прекратив практику помещения их в условиях бесчеловечных и жестоких наказаний. Ввести практику размещения осужденных к ПЛС в исправительные учреждения по месту проживания их семей.

16. Ликвидировать практику одиночного заключения.

17. В Казахстане исключить из УК положение, запрещающее применять к лицу, которому наказание в виде смертной казни заменено лишением свободы в порядке помилования, УДО.

18. Обеспечить доступ к информации о пенитенциарной системе: численности и характеристиках осужденных, приговорах и т.д. Рассекретить инструкции и приказы, касающиеся прав лиц, приговоренных к ПЛС.

19. Тюремная жизнь лиц, приговоренных к ПЛС, должна быть максимально приближена к реалиям жизни в обществе: возможность обучения, общения, лечения, особенно для лиц, страдающих туберкулезом.

20. Ввести систему поступательного движения через пенитенциарную систему: перемещение по видам режимов.

21. Разработать и реализовать комплекс мер по психологической поддержке и реабилитации осужденных к ПЛС, их перевоспитанию. 



Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!