В Казахстане составлен рейтинг участия страны в международных и межгосударственных организациях

Фотография - В Казахстане составлен рейтинг участия страны в международных и межгосударственных организациях

Исследовательское агентство "Рейтинг.kz" провело во второй половине сентября этого года рейтинговое исследование, направленное на получение максимально объективных оценок относительно политических, экономических и иных выгод участия Казахстана в работе различных международных и межгосударственных организаций.

129 0

Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» провело во второй половине сентября этого года рейтинговое исследование, направленное на получение максимально объективных оценок относительно политических, экономических и иных выгод участия Казахстана в работе различных международных и межгосударственных организаций.

Это связано с тем, что в 2012 году исполняется ровно 20 лет с тех пор, как Казахстан вышел на мировую арену в качестве нового самостоятельного и полноправного субъекта международных отношений.

Согласно результатам исследования, прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что с точки зрения соответствия участия Казахстана в исследуемых международных и межгосударственных организациях его национальным интересам оценки респондентов находятся на уровне выше среднего (4 балла). Это позволяет утверждать о том, что участие нашей страны в данных организациях максимально отвечает ее национальным интересом.

При всем этом в пятерку лидеров такого соответствия попали:

    Организация Объединенных Наций (ООН) (5,57 баллов)

    Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) (5,54)

    Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) (5,46)

    Международная организация тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) (5,13)

    Таможенный союз / Единое экономическое пространство (ЕЭП) (5,06)

Несмотря на то, что в условиях современного мирового порядка ООН все больше утрачивает роль арбитра в отношениях между входящими в нее странами и ее ключевые цели и задачи носят формальный характер, она была и остается единственной организацией глобального масштаба с охватом практически всех аспектов деятельности мирового сообщества. Для Казахстана ООН является хорошей площадкой, где он может поднимать наиболее важные для себя вопросы и выгодно позиционировать себя на международном уровне.

ШОС и ОДКБ, скорее всего, рассматриваются Казахстаном с точки зрения наиболее потенциальных гарантов его национальной безопасности, с которой, в свою очередь, связана и защита национальных интересов республики.

ТЮРКСОЙ является для Казахстана одним из ключевых механизмов обеспечения его взаимодействия с другими тюркоязычными странами. Причем он получил свое политическое дополнение в лице созданного в 2009 году Совета сотрудничества тюркоязычных государств.

Наконец, что касается Таможенного союза и ЕЭП, то при всех сложных и неоднозначных моментах протекания в их рамках процесса евразийской интеграции, респонденты все-таки не склонны рассматривать участие Казахстана в данных межгосударственных образованиях как противоречащее его национальным интересам.

Менее всего отвечающими национальным интересам Казахстана признаны действующие под эгидой Организации Североатлантического договора (НАТО), Совет Евро-Атлантического партнерства и программа «Партнерство во имя мира» (4,35 балла), а также Организация экономического сотрудничества (ОЭС) (4,5 балла соответственно).

Очевидно, что региональный характер ОЭС, состоящей из 10 азиатских государств, и сравнительно узкий перечень вопросов для межгосударственного сотрудничества в ее рамках не позволяют выявить какие-либо масштабные выгоды со стороны данной организации для Казахстана. Что касается институтов НАТО, то без полноправного членства в самом этом военно-политическом блоке продвижение Казахстаном своих национальных интересов не находит серьезной поддержки с его стороны. К тому же явный приоритет во внешней политике Казахстана в пользу России и Китая минимизирует его взаимодействие с НАТО.

Практически ни одна из рассматриваемых международных и межгосударственных организаций не оказывает заметного влияния во внутренней политике Казахстана. Не случайно поэтому, что соответствующие оценки респондентов не вышли на уровень от 5 баллов и выше.

Тем не менее, наибольшие выгоды в данном случае респонденты наблюдают в контексте присутствия Казахстана в ШОС и ОБСЕ (4,39 и 4,29 балла соответственно). При этом очевидно, что данные международные организации в силу своего состава и характера своей деятельности несут прямо противоположное влияние для внутриполитических процессов в республике. ШОС ориентирована на обеспечение региональной безопасности и заинтересована в связи с этим в поддержании политической стабильности в странах-участницах, включая недопущение так называемых «цветных революций». Не случайно также, что в последнее время эта организация акцентирует внимание на вопросах информационной безопасности. Тогда как ОБСЕ неизменно ассоциируется с точки зрения поддержки развитию в Казахстане демократии и улучшению ситуации с соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Наименьшие внутриполитические выгоды Казахстан имеет в рамках своего участия в ОЭС и институтах НАТО (2,76 и 2,85 балла соответственно). Судя по всему, специфика общей деятельности данных международных организаций и сравнительно небольшой уровень участия Казахстана в их работе не позволяют ОЭС и НАТО влиять на его внутреннюю политику.

В сфере внешней политики наибольшие выгоды Казахстану дает его участие в ООН (5,68 баллов), ШОС (5,4 балла) и ОДКБ (5,11 балла), что объясняется отмеченными выше моментами. Наименьшие же внешнеполитические преимущества Казахстан имеет от своего участия в ОЭС и ТЮРКСОЙ (3,32 и 4,17 баллов соответственно). Это обстоятельство обусловлено характером деятельности данных международных организаций, касающейся соответственно экономических и культурных вопросов.

Экономическое сотрудничество в многостороннем формате отмечено максимальными выгодами для Казахстана в рамках его участия в Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС) (4,85 балла) и Таможенном союзе / ЕЭП (4,71 балла). Как видим, речь в данном случае идет об интеграционных проектах совместно с Россией и Беларусью. Эту тенденцию особенно отражают приводимые официальной статистикой совокупные показатели товарооборота Казахстана с этими странами. Тогда как ОЭС в соответствующем рейтинге занимает третье место (4,19 балла).

По вопросам сотрудничества в сфере безопасности в тройку лидеров снова вышли ОДКБ (5,37 балла), ШОС (5,06 балла) и ООН (4,76 балла). Лидирующая позиция ОДКБ во многом объясняется наличием у нее конкретных инструментов обеспечения безопасности в регионе своей ответственности в лице Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). При этом на данную оценку респондентов практически не повлияло приостановление в июне этого года Узбекистаном своего членства в рассматриваемой организации.

Второе место ШОС в данном рейтинге, скорее всего, обусловлено не столько ее общим потенциалом и наличием в ней Региональной антитеррористической структуры (РАТС), сколько совокупным объемом гарантий безопасности, которые в рамках двустороннего взаимодействия готовы предоставить Казахстану доминирующие в данной организации Китай и Россия.

ООН, несмотря на свой глобальный уровень и наличие в ее распоряжении такого важного инструмента для поддержания мира и международной безопасности, как миротворческие силы, отнесена респондентами на третье место после ОДКБ и ШОС. Это демонстрирует предпочтение Казахстаном региональных механизмов обеспечения безопасности международным.

Эксперты отмечают, что из рассматриваемых международных и межгосударственных организаций, чья деятельность в той или иной степени связана с вопросами обеспечения безопасности, последнее место заняло Содружество Независимых Государств (СНГ) (3,91 балла). С одной стороны, СНГ имеет такие инструменты для осуществления соответствующей деятельности, как Совет министров обороны, Объединенная система ПВО и Антитеррористический центр. С другой стороны, само СНГ уже давно существует номинально и действует фактически в формате своего рода клуба президентов входящих в него стран.

Безусловными лидерами с точки зрения выгод культурно-гуманитарного сотрудничества для Казахстана стали Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) (5,52 балла) и ТЮРКСОЙ (5,27 балла).


Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!