В 9 регионах Казахстана большинство детей не охвачены дошкольным образованием - рейтинг

Фотография - В 9 регионах Казахстана большинство детей не охвачены дошкольным образованием - рейтинг

В Казахстане, несмотря на действие программы «Балапан» и многочисленные поручения руководства республики по обеспечению детей дошкольным воспитанием, все же  остро стоит проблема дошкольного образования. 

192 0

В Казахстане, несмотря на действие программы «Балапан» и многочисленные поручения руководства республики по обеспечению детей дошкольным воспитанием, все же  остро стоит проблема дошкольного образования. В связи с этим ОО «Казпотребнадзор» совместно с ИА «Рейтинг.kz» составили рейтинг обеспеченности регионов Казахстана объектами дошкольного образования.

Как оказалось, в ходе ранжирования в региональном разрезе наблюдается колоссальный разрыв по уровню охвата детей дошкольным образованием. В Костанайской области, являющейся лидером данного рейтинга, он более чем в 5 раз выше, чем в Южно-Казахстанской области. Лидирующие позиции также занимают Актюбинская и Карагандинская области. Абсолютное большинство малышей в этих регионах посещают дошкольные учреждения. Позитивная ситуация здесь во многом объясняется сравнительно низким уровнем рождаемости.

Удовлетворительная ситуация по охвату детей дошкольным образованием отмечается в Павлодарской, Западно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской областях, а также в городе Алматы. В указанных административно-территориальных единицах больше половины детей посещают дошкольные учреждения.

 

 

Наименование региона

Число постоянных дошкольных организаций (2011)

Численность детей в постоянных дошкольных организациях (2011)

Численность пед. персонала в постоянных дошкольных организациях (2011)

Охват детей в возрасте от 1 года до 6 лет дошкольным образованием (2010)

Костанайская

615

30 362

3 095

90,8

Актюбинская

505

35 136

3 234

85,3

Карагандинская

487

42 611

4 784

81,1

Павлодарская

397

34 472

3 848

63,4

Западно-Казахстанская

431

23 176

2 588

59,9

г. Алматы

194

39 437

3 555

59,8

Восточно-Казахстанская

548

38 897

3 899

54,2

Северо-Казахстанская

560

18 974

2 535

46,9

Атырауская

240

23 186

2 215

45,5

Жамбылская

344

31 736

3 765

42,1

Акмолинская

402

21 578

2 421

39,6

г. Астана

104

22 170

1 982

33,7

Мангистауская

94

17 299

1 820

30,1

Кызылординская

287

19 758

2 885

29,8

Алматинская

471

31 520

3 449

25,1

Южно-Казахстанская

454

59 068

6 702

17,7

Республика Казахстан

6 133

489 380

52 777

41,6

В остальных девяти регионах большинство детей не охвачены дошкольным образованием. Критическая ситуация сложилась в Южно-Казахстанской, Алматинской, Кызылординской и Мангистауской областях. Здесь дошкольное образование получают менее трети детей.

Проблему в указанных регионах отчасти можно объяснить следующими факторами:

- Высокая рождаемость.Матерям, имеющим несколько детей, выгоднее воспитывать их самостоятельно, так как возможный заработок не покроет стоимость их воспитания в детсадах.

- Традиции воспитания детей в семьях. Часто роль воспитателей детей выполняют бабушки и другие родственники.

- Дефицит рабочих мест. Матери не могут устроиться на работу, и поэтому не отдают детей в детские сады для экономии средств.

Общая очередь детей в дошкольные организации в Казахстане, по данным телеканала КТК, составляет 325 тыс. мест. Наибольшие очереди наблюдаются в Южно-Казахстанской области (55,3 тыс.), а также городах Алматы (41 тыс.) и Астана (49 тыс.).

Эксперты отмечают, что в рамках анализа проблем в сфере дошкольного образования отдельного внимания заслуживает вопрос качества. Когда на высоком уровне речь заходит о дошкольном воспитании, спектр проблем, как правило, ограничивается проблемой дефицита мест и размером очередей. Между тем, по официальным данным, средняя нагрузка на одного педагогического работника составляет 9-10 детей. Очевидно, что в частных детсадах она несколько ниже, а в государственных - еще выше.

Даже опытному высококвалифицированному специалисту управляться с таким количеством детей, по меньшей мере, непросто. Однако, судя по уровню заработных плат в государственных детских садах, в данной сфере работают либо идейные воспитатели, либо неквалифицированные граждане, которые не могут найти себе применения в других сферах. Судя по множеству негативных отзывов о воспитателях, последние составляют абсолютное большинство.

Все это обуславливает низкое качество дошкольного воспитания и образования. Между тем качество будущего человеческого капитала страны во многом зависит от среднего уровня дошкольного образования.

ОО «Казпортребнадзор» для улучшения ситуации с нехваткой мест в дошкольных учреждениях предлагается: вернуться к советской системе подведомственных детских садов. Данная практика может быть особенно эффективна в Астане, где, с одной стороны, проблема нехватки дошкольных учреждений стоит крайне остро, а, с другой – в столице сосредоточено большинство госучреждений и квазигосударственных структур.

 

● Разработать механизмы стимулирования крупных частных компаний к строительству детских садов для детей своих сотрудников. Для этого должен параллельно действовать метод «кнута и пряника», то есть меры административного воздействия и материального стимулирования. В последнем случае речь идет о снижении уровня налогов для предприятий и учреждений, полностью удовлетворяющих потребности работников в детских садах.

● В густонаселенных городах, где остро стоит проблема отсутствия земли для строительства детских садов, рассмотреть возможность надстройки дополнительного этажа к существующим детским садам либо их сноса и строительства более вместительных помещений.

Для улучшения качества воспитания и образования в дошкольных учреждениях:

● Существенно поднять зарплаты воспитателей в государственных дошкольных учреждениях для качественного улучшения их состава и увеличения конкуренции между ними. Повышение заработных плат воспитателей ни в коем случае не должно привести к увеличению оплаты за детские сады. Для этого повышение зарплат соцработников должно производиться за счет бюджетных средств.

● Вместо традиционных и в большинстве случаев формальных курсов повышения квалификации разработать и внедрить с учетом международного опыта эффективные современные программы обучения кадров. В частности, воспитатели детских садов должны овладеть прогрессивными знаниями в сфере детской психологии и педагогики.

● Разработать эффективные механизмы использования дошкольного образования для овладения детьми базовыми знаниями казахского языка. Как известно, в дошкольном возрасте обучение языку с использованием игровых методик дает очень хороший результат.


Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!