Казпотребнадзор разработал 10 мер борьбы с коррупцией в дорожной полиции

Фотография - Казпотребнадзор разработал 10 мер борьбы с коррупцией в дорожной полиции

Специалистами ОО «Казпотребнадзор» совместно с привлеченными специалистами и с учетом прогрессивного международного опыта был составлен комплекс рекомендаций, которые позволят кардинально изменить ситуацию.

386 0

«Казпотребнадзор» предлагает внести в законопроект «Об органах внутренних дел РК»  требования по декларированию расходов сотрудников дорожной полиции, запрет об остановке автомобилей нарушителей и законодательно ограничить количество наличных денег, которые сотрудник может иметь при себе во время дежурства, сообщается на сайте Казпотребнадзора. 

На прошлой неделе состоялась встреча представителя ОО «Казпотребнадзор» с министром внутренних дел РК Калмуханбетом Касымовым. По результатам встречи министр выразил заинтересованность в конструктивном сотрудничестве, в том числе для сокращения коррупции в дорожной полиции. Специалистами ОО «Казпотребнадзор» совместно с привлеченными специалистами и с учетом прогрессивного международного опыта был составлен комплекс рекомендаций, которые позволят кардинально изменить ситуацию. Если выдвигаемые предложения будут включены в презентованный 13 февраля законопроект «Об органах внутренних дел РК» - это станет примером эффективного сотрудничества правоохранительных органов с общественностью.

В частности, предлагается:

1. Внедрить опыт американских патрульных полицейских: законодательно запретить иметь при себе и в автомобиле во время несения службы сотрудниками управления дорожной полиции (УДП) наличные деньги в сумме более чем 8000 тенге на каждого полицейского в экипаже. Настоящее требование должно распространяться на всех членов экипажа. При поступлении на дежурство каждый сотрудник должен декларировать свои наличные деньги. Декларация должна подаваться в управлении внутренней безопасности (УВБ) в электронном виде через интернет портал с предварительной визой оперативного дежурного. Необходимо регулярно и без предупреждений проводить досмотры экипажей дорожной полиции службой УВБ и общественностью. В случае обнаружения у полицейского УДП личных денег во время дежурства, превышающих сумму 8000 тенге, должно следовать служебное расследование и дисциплинарное взыскание с освещением результатов на сайте дорожной полиции.

2. Обязать весь личный состав Комитета дорожной полиции (КДП) МВД РК ежегодно сдавать в Налоговый комитет в назначенный срок  в электронном виде  единую декларацию. В ней должны быть отражены не только доходы, но и расходы сотрудников. При этом рекомендуется исключить прямой контакт с сотрудниками Налогового комитета. Необходимо, чтобы сотрудники дорожной полиции сдавали декларацию на портале электронного правительства РК, в специально созданном для этого разделе, используя личную электронно-цифровую подпись (ЭЦП). Аналогичные декларации в обязательном порядке должны сдавать члены семей и близкие родственники сотрудников дорожной полиции. Если сотрудник УДП или члены его семьи уклоняются от подачи единой декларации, то это следует расценивать как проявление коррупционных действий. Подобные факты должны быть основанием для проведения служебных расследований силами внутренней безопасности финансовой полиции с участием общественности.  Следует законодательно предусмотреть дисциплинарную (для сотрудников УДП) и административную ответственность (для членов семей и близких родственников) за несвоевременную подачу декларации в Налоговый комитет и за умышленную передачу ЭЦП иному лицу. Подача декларации в интерактивном режиме на портале электронного правительства РК позволит: исключить человеческий фактор, разгрузит Налоговый комитет, возложит ответственность за подачу, неподачу или несвоевременную подачу декларации только на самого декларанта. ЭЦП может и должен использовать только ее владелец. Это позволит повысить правосознание у декларанта.


3. Особое внимание в борьбе с коррупцией в УДП необходимо уделить фактам незаконного использования нематериальных благ, а также  материальных — движимое/недвижимое имущество, в том числе  финансов (деньги, ценные бумаги и т.д.), нажитых преступным путем — одним словом противодействовать легализации криминальных доходов. Следует отслеживать и принимать законные меры реагирования, если крупные расходы сотрудников УДП намного превышают их официальные доходы. Для этого следует активно взаимодействовать с финразведкой при Генеральной прокуратуре РК, в том числе в вопросах установления зарубежной собственности и финансовых активов сотрудников, попавших в поле зрения подразделений собственной безопасности или общественности.

4. Значительный потенциал борьбы с коррупцией в органах дорожной полиции в снижении числа контактов между полицейскими и автолюбителями, нарушающими ПДД. Современные средства фиксации нарушений ПДД, установленные на многих машинах дорожной полиции дают уникальные возможности для снижения коррупционной базы. В частности должна быть принципиально изменена система выписки штрафов водителям, чьи нарушения были зафиксированы на средства видеофиксации с машин дорожной полиции. В настоящее время сотрудник дорожной полиции после фиксации нарушения останавливает водителя для того, чтобы выписать ему штраф. Благодаря этому водитель имеет возможность попытаться договориться с сотрудником «на месте». Вместо этой схемы предлагается запретить сотрудникам дорожной полиции производить остановку, обязать полицейских высылать штрафы по почте с фотографией, фиксирующей нарушение либо ссылкой на видеозапись в интернете, которая будет доступна для просмотра только нарушителю. Таким образом, избежать нарушения за счет дачи взятки будет практически невозможно.

5. Следует законодательно прописать разрешение на установку и эксплуатацию законных средств видеофиксации (видеорегистраторы) в салоне авто у дорожных полицейских и в салоне авто у автовладельцев. Видеоданные и тех и других должны выкладываться  в общедоступный «файлоприемник» на портале электронного правительства РК.  Дознаватели УДП, судьи и прокуроры должны использовать видеоматериалы при принятии процессуальных решений. Предварительно на законодательном уровне необходимо признать видеоматериалы с портала законными вещественными доказательствами. В качестве доказательств могут служить видео с приборов, прошедших специальную государственную  регистрацию и госконтроль, опломбированные и защищенные от подделки. Использование на дорогах видеорегистраторов у рядовых автовладельцев будет способствовать росту их правосознания и социальной ответственности, повысит чувство гражданского патриотизма и значимости, поможет в борьбе с коррупцией и уменьшит травматизм и смертность на дорогах.

6. Необходимо сократить число автовладельцев, которые ездят без законного страхового полиса — по некоторым данным, в Казахстане их насчитывается около 2 млн. Внушительные суммы штрафов (20 МРП) за отсутствие у водителя полиса используются недобросовестными сотрудниками полиции в качестве серьезного расширения коррупционной базы. Для решения проблемы необходимо увеличить степень защиты страховых полисов от подделок и ввести действенные механизмы для контроля их достоверности сотрудниками дорожной полиции.

7. Необходимо полностью отказаться от порочной практики МВД в плановости показателей (так называемая «палочная система»). По некоторым данным сейчас руководство МВД РК на предстоящий год составляет своеобразный план по штрафам с приведением количественных показателей. При этом рядовой инспектор УДП не должен ни превышать, ни занижать план, иначе следует наказание. Такое положение дел ведет к искажению общегосударственной статистики и уклонению от наказания ответственных лиц.

8. Следует сформировать в УВБ МВД единую информационную базу данных о поступивших в отношении сотрудников КДП жалобах, заявлениях, сообщениях, судебных решениях и иной информации негативного характера, которую УВБ обязаны проверить с приведением конкретных результатов. Таковые имеются на интернет-портале в открытом доступе в виде базы данных судебных решений РК. Эту базу следует использовать в информационных целях  при подготовке материалов к очередным и внеочередным аттестациям сотрудников, а также в ходе перемещения по должности. Аналогичную базу данных стоит вести и общественности только с использованием открытых и легальных источников. Перед любыми перемещениями по службе подчиненных сотрудников руководству УДП стоит проверять претендентов через базы данных антикорупционных комитетов при общественных организациях. УВБ МВД должно сверять свои и общественные заключения и выдавать обязательные рекомендации (положительно, отрицательно или рискованно). Если руководство КДП МВД вопреки отрицательным заключениям общественности и УВБ МВД принимает иное решение, то персональную ответственность за него должен нести непосредственный руководитель сотрудника, принимающего  подразделения, либо его непосредственный начальник. Кроме того солидарную ответственность должно нести высшее руководство МВД. В качестве меры ответственности предполагается применять дисциплинарное взыскание с отражением этого факта среди общественности через СМИ. Для этого необходимо законодательно прописать, что отражение в СМИ таких фактов именно по дисциплинарным наказаниям сотрудников КДП МВД РК не будет являться нарушением Закона. Опасения оказаться на виду общественности изменит правосознание сотрудников и повысит их моральный и профессиональный уровень. Указанные в предыдущем пункте предложения о привлечении к порицанию общественности позволят быть КДП МВД ближе к общественности, а общественности влиять процессы в КДП МВД. Этот баланс создает здоровый конфликт интересов и конкуренцию среди сотрудников полиции. В конечном итоге это создаст равновесие и приведет к повышению правосознания у тех и у других.

9. Ужесточить ответственность руководителей, начиная с заместителей и начальников УДП районов, городов, областей и центрального аппарата КДП МВД РК, за противоправные действия в отношении подчиненных, которые приводят к росту коррупции. Речь идет о принуждении к искусственному достижению «позитивных» результатов путем искажения отчетности и фальсификаций документов отчетности, нарушение трудовых прав подчиненных, незаконные наказания, увольнения и т.п. Признание в установленном порядке действий руководителя незаконными (восстановление уволенного сотрудника на службе по решению суда, отмена приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности и т. д.) должно повлечь за собой обязательную дисциплинарную ответственность руководителя, принявшего соответствующее решение. При этом все эти факты должны доводиться до сведения общественности, путем освещения в СМИ и на специализированных интернет-сайтах.

10. Информирование общества о работе по очищению комитета дорожной полиции от компрометирующих их сотрудников должно проводиться оперативно и на постоянной основе. Целесообразно публиковать в СМИ информацию о мерах, принятых в отношении нарушителей служебной дисциплины и законности, а также в отношении их руководителей, не обеспечивших должный уровень воспитательной и профилактической работы с подчиненными.


Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!