Эксперты дают оптимистический прогноз развития гражданской авиации в Казахстане

Фотография - Эксперты дают оптимистический прогноз развития гражданской авиации в Казахстане

Причины авиакатастрофы, случившейся в январе под Алматы, расследуются Межгосударственным авиационным комитетом.

190 0

Причины авиакатастрофы, случившейся в январе под Алматы, расследуются Межгосударственным авиационным комитетом. Авторитетное мнение о результатах расследования, о перспективах и уровне развития авиации в Казахстане и СНГ высказала председатель МАК Татьяна Анодина в интервью для "Казахстанской правды".

По словам Анодиной, расследование авиакатастрофы 29 января 2013 года в соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации ИКАО проводит совместная Комиссия Казахстана и Межгосударственного авиационного комитета. В расследовании задействованы уполномоченные представители Канады как государства – разработчика самолета и США как государства – разработчика двигателей, советники из Министерства транспорта Канады, Федеральной авиационной администрации США, фирм Bombardier Inc и General Electric. В расследовании участвуют лучшие специалисты МАК.

Сейчас комиссия завершила полевой этап расследования. Закончили обработку данных наземных и бортовых средств объективного контроля, анализ метеообстановки. Продолжают анализироваться материалы по деятельности авиа­компании, организации летной работы и технического обслуживания самолета. Впереди еще достаточно масштабный анализ и сопоставление всех данных, которые будут получены по всем этапам проверки.

Эксперт отметила, что когда расследование будет закончено полностью, комиссия подготовит окончательный отчет, который будет опубликован и направлен в Международную организацию гражданской авиации.

Стоит отметить, что МАК как международный независимый орган провел расследование более 550 авиационных происшествий, из них около 40% в 76 странах мира. С казахстанскими коллегами МАК расследовал 13 авиационных происшествий, включая международные в Индии, Пакистане, Филиппинах, Иране.

Анодина также дала свою оценку развитию авиации Казахстана. По ее словам, с 1991 года в отрасли гражданской авиации изменилось многое, сама авиация изменилась глобально. Новые современные самолеты, аэропорты, высокий уровень обслуживания и, что самое главное, безопасность полетов. "На мой взгляд, за последние годы инфраструктура гражданской авиации Казахстана динамично развивалась. Но совершенству нет предела. Например, не секрет, что проблемой для авиации Казахстана была и пока остается пропускная способность аэропортов. А это почти всегда сдерживает развитие как региональных, так и международных перевозок. Насколько я знаю, руководство страны уже поставило задачу увеличить в 2 раза пропускную способность аэропортов городов Астаны и Алматы за 2 года и привести в соответствие международным стандартам ISAGO все аэропорты областных центров", - отметила Анодина и добавила, что в ноябре нынешнего года Министерство транспорта и коммуникаций Казахстана планирует отчитываться перед Евросоюзом по выводу ряда авиакомпаний страны из "черного списка" – это серьезная как техническая, так и политическая работа.

По мнению эксперта, коренные изменения коснулись всех направлений развития гражданской авиации страны. Например, аэропорты Астаны и Алматы получили международные сертификаты МАК для выполнения всепогодных полетов по III категории ИКАО. Появились аэровокзальные комплексы, выросли уровень и культура обслуживания пассажиров, введены в эксплуатацию новые комплексы систем навигации и управления воздушным движением. Сегодня Правительство Казахстана ставит еще более амбициозные цели – в ближайшие годы оборудовать и сертифицировать все аэропорты Казахстана под соответствующие категории ИКАО. "Я надеюсь, задуманное свершится уже в ближайшем будущем. Кроме того, парк воздушных судов местных авиакомпаний обновляется постоянно. Выросло новое поколение авиационных специалистов, подготовленных в Национальной академии гражданской авиации в Алматы. Я знаю, что на подготовку специалистов в Правительстве Казахстана планируют выделить больше 3 миллиардов тенге. Вклад в подготовку казахстанских специалистов в области безопасности полетов внес и МАК в рамках международного проекта ИКАО-МАК, в реализации которого активно участвуют США, страны Евросоюза, Россия, Казахстан и другие", - сказала глава МАК.

Большое количество положительных изменений в отрасли гражданской авиации Казахстана произошло за последние два года. "В частности, могу еще отметить вывод из эксплуатации самолетов, не соответствующих требованиям безопасности, разработку правил допуска авиакомпаний на осуществление внутренних перевозок. Ваша страна закончила укрупнение центров управления воздушным движением, которые оборудованы современными системами мировых стандартов. Открыто 28 новых воздушных коридоров", - сказала Анодина.

На вопрос о создании Единого воздушного пространства стран Таможенного союза и внедрения принципа "открытого неба", эксперт отметила, что это очень непростой вопрос. "Идея сложная политически и экономически, она связана с экстерриториальным применением национальных законов, которые, увы, пока не гармонизированы в достаточной степени. А это исключает так называемое "искусственное" ускорение процесса. Сейчас пока реализовывать принцип "открытого неба" без сбалансированного подхода к межгосударственным и национальным интересам преждевременно. И это не только мое мнение, а мнение Межгосударственного совета по авиации, в котором представлены высшие авиационные профессионалы и руководители всех наших государств. Инфраструктура еще не готова, а само создание общего воздушного пространства противоречит принципам, которые декларирует ИКАО", - отметила глава МАК.

В целом позиция ИКАО, высказанная на дипломатических конференциях (1998, 2009 гг.), остается неизменной. Политика "открытого неба" между государствами мирового авиационного сообщества – преждевременна. Эту позицию представители ИКАО подтвердили и на последней Всемирной авиатранспортной конференции в Монреале. Тогда государствам было рекомендовано решать вопросы на основе соглашений о воздушных сообщениях. С чем связаны такие выводы? Дело в том, что различный уровень развития авиационных отраслей и особенностей их структур, авиационные администрации СНГ вынуждены руководствоваться желательным и достаточным уровнем защиты интересов национальных перевозчиков, необходимостью контроля за конкуренцией, учетом равных конкурентных условий для них.

Предложения о либерализации рынка международных воздушных перевозок неоднократно рассматривались на заседаниях Совета по авиации всех государств – участников Межгосударственного соглашения о гражданской авиации (включая Россию, Казахстан и Беларусь). Да, там было сказано, что либерализация рынка авиаперевозок необходима, а переход к принципу «открытого неба» должен был постепенным – по мере готовности всей авиационной инфраструктуры. Туда входят многие аспекты – это и совершенствование структуры управления воздушным движением, расширение пропускной способности аэропортов и аэровокзальных комплексов, готовность национальных авиаперевозчиков и др. Как говорится, «Москва не сразу строилась». У стран Евросоюза, например, на разработку подходов к регулированию общего авиационного рынка на принципах либерализации и «открытого неба» ушло почти 30 лет. При этом авиакомпании государств – не членов ЕС (в том числе США) – для выполнения внутренних перевозок не допускаются.

Эксперт дала свой прогноз развития граж­данской авиации. ".. прогноз, в целом, я бы назвала сдержанно оптимистическим. Такие же выводы сделаны на прошедшей в марте текущего года Всемирной авиатранспорт­ной конференции. Да, в последние 15 лет развитие авиации определялось целым рядом кризисов, но устойчивая тенденция роста экономической активности населения в последние годы наблюдается. А потому и спрос на пассажирские и особенно грузовые авиаперевозки все равно будет расти", - отметила Анодина. В МАК ведется на постоянной основе мониторинг состояния и трендов показателей гражданской авиации наших стран. Главный вывод – ведущие авиакомпании региона конкурентоспособны, обладают большим потенциалом, даже несмотря на проблемы с инфраструктурой и большими операционными расходами, из-за роста цен на авиатопливо. Объединившись в МАК, мы смогли в области авиации избежать географической, регулятивной и экономической раздробленности. Благодаря этому среднегодовой темп роста рынка авиаперевозок существенно превосходит европейский и общемировой. К сожалению, основным сдерживающим фактором развития нашей гражданской авиации будет продолжать оставаться рост цен на топливо. Эти расходы составляют по мировой статистике около 30% от общего количества расходов авиакомпаний, а у наших авиакомпаний – и все 40%.

По ее словам, ведущие авиакомпании государств, входящих в МАК, безусловно, будут ориентироваться на динамично развивающийся Азиатско-Тихоокеанский регион, тем самым компенсируя потери, связанные с кризисом рынка в других регионах мира.

Что касается развития гражданской авиации в мире, то Международная ассоциация воздушного транспорта ИАТА улучшила прог­ноз по совокупной прибыли авиакомпаний по итогам 2013 года до 10,6 миллиарда долларов, в том числе и результаты работы гражданской авиации нашего региона. Согласно прогнозу ИАТА, в 2013 году рост спроса на пассажирские авиаперевозки составит примерно 5,4%, а на грузоперевозки – 2,7%. ИКАО в свою очередь прогнозирует устойчивый рост перевозок на следующие 20 лет. А к 2030 году объем регулярных пассажирских перевозок в мире ожидаемо увеличится более чем вдвое, с 2,9 миллиарда в 2012 году до более 6 миллиардов пассажиров в год.

"Гражданская авиация Казахстана, принимая во внимание энергичные меры по ее постоянной поддержке Президентом и Правительством страны, сохранит высокие темпы развития. Я знаю, что в последние 2–3 года активно создаются необходимые условия экономического регулирования, налогообложения в сфере управления гражданской авиации, кроме того, внедряются инновационные технологии. Казахстанцы могут гордиться своей гражданской авиацией и достигнутыми ею на основании последовательной государственной политики высокими результатами", - заключила председатель  Межгосударственного авиационного комитета.


Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!