Новый закон может способствовать повышению цен на жилье в Казахстане - депутат

Фотография - Новый закон может способствовать повышению цен на жилье в Казахстане - депутат

Фото из открытых источников

Кроме того, по мнению депутатов, закон о долевом участии в жилищном строительстве может лишить работы около 60 тысяч человек.

1734 0

Одобренный в первом чтении проект закона РК "О долевом участии в жилищном строительстве" вызвал немало критики со стороны мажилисменов, сообщает Today.kz.

Как отметил в ходе презентации законопроекта министр национальной экономики РК Ерболат Досаев, документ направлен на совершенствование законодательства по защите прав и интересов дольщиков и создание правового поля для регулирования отношений участников долевого жилищного строительства.

"Законопроектом предусматривается организация долевого участия в жилищном строительстве следующими способами: получение гарантии Фонда гарантирования жилищного строительства; участие в проекте банка второго уровня; привлечение денег дольщиков после возведения каркаса жилого здания", - сказал министр в ходе пленарного заседания мажилиса.

По его словам, законопроектом для предоставления гарантий по долевому участию в жилищном строительстве предлагается создание Фонда гарантирования жилищного строительства - некоммерческой организации, создаваемой в организационно-правовой форме акционерного общества по решению правительства, с участием государства в уставном капитале, гарантирующим завершение строительства жилого здания и передачу доли в жилом здании дольщикам.

Как сообщил Ерболат Досаев, Фонд гарантирования жилищного строительства будет предъявлять квалификационные требования к участникам долевого строительства по финансовой устойчивости, наличию опыта и внедрять механизмы контроля за целевым использованием денег дольщиков.

"Для организации долевого участия в жилищном строительстве посредством участия банка второго уровня законопроектом предлагаются определенные требования к застройщику и уполномоченной компании: наличие опыта возведения жилых зданий, в том числе в качестве заказчика, наличие земельного участка без обременения на праве собственности или землепользования, предоставленном государством, наличие проектно-сметной документации", - сообщил министр.

Также законопроектом предусматриваются соответствующие требования к застройщику и уполномоченной компании при организации деятельности по привлечению денег дольщиков после возведения каркаса жилого здания.

Проектом закона также предусмотрены основные положения по договору о долевом участии в жилищном строительные и учету договоров, регламентированы права и обязанности дольщикам, исполнение обязательств и ответственность сторон по договору о долевом участии в жилищном строительстве.

В ходе обсуждения депутат Екатерина Никитинская выразила мнение, что предлагаемая разработчиками система квалификационных требований к застройщикам создает угрозу монополизации рынка жилищного строительства.

"Так, в рамках первого способа жилищного строительства застройщик для допуска к реализации проекта должен построить не менее 18 тысяч квадратных метров за последние 3-5 лет. По нашим расчетам, практически все региональные компании не будут соответствовать данному требованию", - пояснила она.

По словам Никитинской, при втором способе - финансировании жилищного строительства банками второго уровня - его использование также возможно преимущественно крупными компаниями.

"На практике кредитование таких проектов коммерческими банками осуществляется в размере не частичной, а стопроцентной стоимости объекта. Понятно, что стоимость залога, соответственно, должна превышать стоимость проекта не менее, чем в два или более раз, то есть речь идет о миллиардных суммах. При третьем способе строительства с использованием собственных средств и средств дольщиков в качестве квалификационного требования к застройщику определено наличие построенных 60 тысяч квадратов метров жилья. Это под силу только крупным застройщикам" – сказала депутат.

Также Екатерина Никитинская высказал мнение, что законопроект при регламентации способа привлечения дольщиков и наличии каркаса не учитывает той особенности, что в регионах жилые дома в основном строятся из кирпича с облицовкой из сборного железобетона. По ее словам, при таком виде строительства стоимость каркаса составляет 60 процентов от всей стоимости жилого дома, а не 40-45 процентов, как предполагается разработчиками.

"Возникает ощущение, что законопроект написан исключительно в интересах ограниченного круга компаний Алматы и Астаны. И за его пределами остаются средние строительные фирмы и малый бизнес, работающий на подряде у таких региональных фирм. А это угроза потери работы, по меньшей мере, для 60 тысяч человек", - сказала она.

Кроме того, мажилисмен предполагает, что при сужении рынка, наличии только крупных игроков и отсутствии конкуренции высока вероятность повышения стоимости квадратного метра.

"Это сделает жилье еще менее доступным. В итоге страна может недополучить около миллиона квадратных метров жилья или около 20 тысяч квартир для наших граждан", - отметила она.

Также депутат отметила, что в законопроекте четко не распределены функции между застройщиком, уполномоченной компанией, генеральным подрядчиком, в результате нет однозначно определенных источников и порядка финансирования каждого из участников жилищного строительства.

"Не определена ответственность крупных компаний, перезагруженных кредитными займами. Между тем законопроект предусматривает достаточно высокий уровень ливириджа, то есть соотношение заемных средств к собственных составляет семь к одному. А обычно это соотношение определяется как 1,5 к одному. Все это создает предпосылки для использования различного рода мошеннических схем", - сказал Екатерина Никитинская.

Еще одной недоработкой законопроекта было названо отсутствие закрепления ответственности Фонда гарантирования жилищного строительства.

"Кроме того, законопроектом предъявляются требования к опыту работы застройщика. Однако они отсутствуют в отношении Фонда гарантирования жилищного строительства, его сотрудников и руководства. Между тем при наступлении гарантийного случая обязанность по завершению строительства переходит именно к фонду. Все это требует серьезной работы депутатов и правительства", - сказала депутат.

Коллегу поддержал и депутат Азамат Абильдаев, который считает, что, законопроект защищает интересы пяти – шести крупных компаний, которые "вот-вот развалятся".

"Потому что они создали эту пирамиду сами. Теперь эти же финансисты, юристы, которые возглавляют строительные компании, придумали хорошую схему и хороший закон написали, дали нашим разработчикам, чтобы они внесли, чтобы мы его приняли. Если мы этот закон не примем, то в конце 2016 года эти компании просто развалятся. Поэтому их надо защитить, поэтому они приняли этот закон", - сказал депутат.

Говоря о критериях построенного жилья, предъявляемых законопроектом к строительным компаниям, мажилисмен привел пример застройщика, который им не соответствует.

"Вчера мы были в хорошем комплексе в Есильском районе. Эта строительная компания в Астане работает 12 лет, за это время они построили около 20 домов. Цены у них в районе 1 200 долларов, и качество строительства хорошее. Получается, вот такие добросовестные компании мы подгоняем под этих олигархов. Так получается. Я хочу сказать, если поправки, которые мы внесли,не пройдут до второго чтения. Мы думаем, что этот законопроект мы не будем поддерживать", - заключил Азамат Абильдаев.

По окончании обсуждений проект закона был принят в первом чтении.




Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!