Эксперты о ЕНТ: нам нужны не зубрилы, а творцы

Фотография - Эксперты о ЕНТ: нам нужны не зубрилы, а творцы

Фото: today.kz

О необходимости реформы ЕНТ высказались бывший министр и общественники.

2003 0

Российские депутаты взялись за реформу в сфере образования. На днях в Государственную Думу на рассмотрение ими внесен законопроект, отменяющий ЕГЭ (российский аналог Единого национального тестирования). Вместо тестов предлагается вернуть ранее традиционную систему государственных экзаменов. Документ позволит, считают авторы, определять уровень поступающих в вузы, исходя из их знаний, а не на основании "сомнительных" результатов тестирования. Аналогичные нарекания о качестве проводимого с 2003 года в Казахстане ЕНТ регулярно высказываются и в адрес Министерства образования и науки РК. 

О том, стоит ли ждать перемен казахстанским школьникам, корреспондент Today.kz поинтересовался у бывшего министра образования и науки РК, а ныне сенатора Бырганым Айтимовой, бывшего вице-министра образования и науки РК, депутата Мажилиса Парламента РК IV и V созывов Мурата Абенова, а также у казахстанских общественников. 

ЕНТ в РК – закон

Экс-министр образования и науки РК Бырганым Айтимова сразу констатирует, что ЕНТ в Казахстане - фактически закон. И никакие гипотетические или реальные решения в сфере образования РФ никоим образом не касаются Казахстана.  

"Все, что связано с единым национальным тестированием в РК, - это законодательная норма. ЕНТ - это обязательное тестирование, которое является главным основанием для того, чтобы претендовать на правительственные гранты для дальнейшего обучения в вузах. Это определено законом - в отличие от ЕГЭ. Мы работаем по национальной программе равного доступа к образованию всех граждан. Это не зависит от того, что примут в этом отношении Россия или другие страны", - отметила Бырганым Айтимова.  

Во избежание спекуляций на почве союзнических отношений эксперт также уточнила, что в рамках ЕАЭС регулируются только права и отношения трудовых мигрантов.

Фото -

Между тем Бырганым Айтимова отметила, что в современной мировой практике существуют различные формы тестирования, в том числе с применением дополнительных письменных форм (в виде эссе) и устных (собеседование, интервью). "Направляется, к примеру, эссе в вуз. И преподаватель ученого совета совершенно независимо принимает на основе результатов тестов и впечатлений от рассказа решение о том, насколько уровень претендента соответствует требованиям данного учебного заведения. Помимо оценок, есть такого характера личностная оценка абитуриента", - сказала Айтимова, отметив, что и в Казахстане уже нужны дополнительные инструменты оценки знаний и способностей претендентов на бюджетные места в высших учебных заведениях.

"Перемен! Мы ждем перемен"

Казахстанские общественники считают, что с введением ЕНТ сократилось количество коррупционных правонарушений. В то же время многие выступают за реформы в сфере, которая затрагивает почти пять миллионов жителей республики.

Ярым сторонником реформ называет себя бывший сотрудник МОН РК, а ныне председатель общественного объединения "Судьба поколения - в образовании" Ерсаин Ергожа.

"С 2000-х постоянно твержу, что нужно менять подходы к ЕНТ. Нужно и в школах, и в вузах проводить отбор", - считает общественник.

По его мнению, в нынешнем виде тестирование фактически не отвечает требованиям гуманитарных специальностей. "По гуманитарным циклам необходимы экзамены, как это было раньше. В школах – выпускные, в вузах – вступительные. Тогда у людей была бы возможность показать свои знания, творческие способности, оригинальность мышления", - отметил Ерсаин Ергожа.

Бывший вице-министр образования и науки РК Мурат Абенов считает, что должна быть возможность выбора профильных предметов. А пока речь идет об одном предмете, говорить о качестве отбора студентов эксперт затрудняется. По его данным, к смешанной системе сдачи экзаменов в РК должны были перейти еще в 2015 году.

Фото -

"Получается, что три предмета одинаковые – история, математика и язык плюс один предмет на выбор. Выходит, что в медики идет тот, кто сдал биологию, а при этом знания по химии, морально-нравственные его качества не учитываются. То есть на основании одного экзамена мы утверждаем, что человек может стать врачом или инженером. (…) В государственной программе развития образования (2010-2020 годы) было написано, что уже в 2015 году мы должны вводить профильные экзамены в программу ЕНТ для определения способностей абитуриента к будущей профессии. Но, к сожалению, этот переход не произошел. В этом, наверное, виноваты не только министерство, правительство, но и общество. У нас очень негативно воспринимаются любые попытки поменять эту систему, которая затрагивает фактически треть населения страны с учетом педагогов, учеников и их родителей", - рассуждает Абенов.

Руководитель общественного фонда "Аспандау" Канат Нуров предлагает предоставить право вузам выставлять свои требования по конкурсному отбору абитуриентов, "следовательно, ЕНТ должно лишь удостоверять качество среднего образования, быть необходимым условием для поступления в вуз, но не достаточным".

Мысль важнее памяти

Бырганым Айтимова предлагает применять форму собеседования или интервьюирования по отдельным специальностям. "Для этого можно использовать и Интернет. Необходимо понимать, насколько человек действительно соответствует выбранной специальности. Но это нужно внимательно изучить, чтобы не ущемить человека в его конституционном праве на доступ к любого вида образованию в нашей стране", - отметила сенатор.

Мурат Абенов настаивает на концептуальных переменах.

"Тестирование в нынешнем виде – это проверка на память. Но качество памяти не свидетельствует о хороших логических способностях или креативности мышления. И те, кто получает отличные оценки на тестировании, не всегда подтверждают их при дальнейшем обучении. В России проводили исследования, в результате которых выяснилось, что олимпиадники или успешные только в определенных предметах студенты уже на втором-третьем курсах демонстрируют гораздо лучшие успехи, нежели отличники по ЕГЭ. Более того, в исследованиях PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся – Прим. автора), проводимого в 2012 году среди 15-летних казахстанцев, мы заняли 49 место среди 60 стран, участвующих в рейтинге. Это один из худших результатов. Нам сделали тогда замечание, что наша система дает формальные знания, отдаленно применимые на практике. Это серьезные пробелы нашей системы образования", - посетовал Абенов.  

Фото -

Бывший вице-министр предлагает реформировать систему ЕНТ сообразно современным требованиям мировой экономики, которой не нужны зубрилы.

"Каждый день в мире происходят изменения в экономике, IT (в Google, к примеру, происходит до 40 тысяч обновлений в день) и других сферах. Поэтому сегодня нужны люди, которые сами могут перерабатывать информацию, создавать креативный продукт. Нам не нужны просто зубрилы, нам нужны творцы. В этом отношении нынешняя форма экзаменов вводит в заблуждение государство, потому что мы вынуждены формировать госзаказ и оплачивать образование тех, кто на самом деле этими способностями не обладает", - считает Абенов.

Он настаивает, чтобы к экзаменам в виде тестов были добавлены письменные и устные формы по профильным предметам: "Люди должны понять, что дифференциация экзаменов в их интересах. Если же мы по-прежнему будем ориентироваться лишь на высокий балл, тогда мы рискуем тем, что завтра ляжем на стол к хирургу, который не обладает необходимыми знаниями и способностями".

Нужно ставить вопрос о содержании самих тестов, считает Канат Нуров, и предлагает также реформировать учебные программы и учебники.  

"Чтобы составить вопросы на мышление, а не на память, надо изменить учебные программы и учебники, сократить надуманные предметы и справочно-информационный материал во всех предметах - оставить только концептуальный. И только тогда можно будет разрешить проносить с собой на ЕНТ любые справочники и гаджеты, чтобы оперативно отвечать на глубокие вопросы", – уточняет Нуров.

Между тем стоит отметить, что с 1 января 2016 года МОН РК изменил правила поступления, но лишь на педагогические специальности. Экзаменационный список пополнится творческим конкурсом, который станет профилирующим вступительным испытанием, заявляли в ведомстве. 



Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!