Преподавание на трех языках в казахстанских школах: за и против

Фотография - Преподавание на трех языках в казахстанских школах: за и против

Фото из открытых источников

Эксперты высказались о намерении Министерства образования и науки РК внедрить преподавание в школах на трех языках.

10624 9


Новый виток обсуждения языкового вопроса в Казахстане спровоцировало первое публичное заявление свежеиспеченного министра образования Ерлана Сагадиева. Говоря о принятой Государственной программе развития образования и науки РК на 2016-2019 годы, чиновник обозначил четкий курс ведомства на трехъязычную систему. 

"С этого года мы планируем начать внедрение изучения на трех языках предметов, особенно естественнонаучных (таких, как химия, физика, биология), по обновленным методикам, разработанным в соответствии с лучшими мировыми практиками", - говорится в тексте заявления министра.

Политолог Расул Жумалы в интервью корреспонденту Today.kz критически отозвался об этих планах. Он напомнил, что зачастую выпускники русскоязычных и смешанных школ недостаточно хорошо владеют государственным языком.

Фото -

"Против самого трехъязычия я ничего не имею. Пусть хоть четырехъязычие будет, но давайте определимся с приоритетами. В каждой стране первые четыре-пять классов преподают только государственный язык. Потом уже занимаются дети каким-то другим языком", - подчеркнул Жумалы.

Он призывает спасать казахский язык и сделать его изучение приоритетным в школьной программе до 5-6 класса. 

"Я думаю, что не надо детей прямо с первого класса нагружать сразу тремя языками. Пусть они сначала овладеют казахским языком добротно, потом уже будем переходить на другие языки. Иначе мы просто "закошмарим" детей, и они будут путаться", – высказал свои сомнения политолог. 

Впрочем, приоритет изучения государственного языка Ерлан Сагадиев признал и сам. Свое заявление он, кстати, сделал на казахском языке. 

"Первое, что я хочу сказать по этому поводу: в целом, казахский язык в средних школах будет преподаваться без изменений. При этом мы рассматриваем возможность увеличения часов обучения казахскому языку, но самое главное - улучшение качества преподавания языка в русских школах", - говорится в заявлении главы МОН.

Что же касается третьего языка, то Расул Жумалы уверен, что те, кому нужен английский язык, выучат его в любом случае. В этом с ним согласен Канат Тасибеков. Автор книги "Ситуативный казахский" подчеркивает, что методика преподавания английского языка выглядит гораздо более эффективной по сравнению с казахским.

Фото -

"Что мы видим в школах? Уже более двух десятков лет государственным языком является казахский. Уже два поколения школьников вышли, которые учились по 11 лет и вроде как учили казахский, но они же совершенно не говорят по-казахски. Хотя, например, тот же английский язык дети знают, могут на нем общаться. То есть школьная методика преподавания казахского языка абсолютно не годится", - говорит Тасибеков.

Разработчик собственной методики сетует, что государство до сих пор так и не заинтересовалось его трудами. Впрочем, судя по речи министра, лингвистическое ноу-хау так и останется невостребованным в школах. Минобразования планирует отправлять преподавателей казахского языка за границу, чтобы они могли ознакомиться с теорией методики преподавания языков в других странах. 

"Благодаря этому мы планируем предоставить эффективный метод обучения языку не только казахского населения, но и представителей других наций, - отметил в своем заявлении глава МОН. - Мы далеко не единственная страна, которая сталкивается с такими проблемами и работает над сохранением родного языка. Мы не видим глубоких научных разработок с анализом положительного и отрицательного опыта других стран, поэтому мы планируем собрать группу ученых, не равнодушных к казахскому языку, выделить деньги и ускоренно такую аналитику разработать". 

Согласно заявлению Ерлана Сагадиева, эти новые методики в будущем приведут к одному типу школ, которые на высоком уровне обеспечат преподавание на трех языках. При этом отмечено, что это задача не одного года. Доктор педагогических наук Светлана Исламгулова поддерживает министра в этом вопросе. Она говорит, что знает по своему опыту – многоязычное преподавание в школах возможно.

"Я 14 лет работала директором алматинской гимназии №25. Это лингвистическая гимназия, и там велось обучение на четырех языках. То есть с первого класса велись и до сих пор ведутся уроки труда на казахском. В это же время вводятся английский и французский языки. И начиная с пятого класса было преподавание истории древнего мира на французском, во всяком случае когда я работала. И естествознание на казахском языке преподавали", - рассказывает Исламгулова.

По ее словам, проблема недостаточного количества учителей, владеющих несколькими языками, тоже решаема. Несколько лет назад в Алматы в экспериментальном порядке организовывали двухлетние курсы. Набирали учителей-предметников, которых учили ведущие специалисты по английскому языку.

Фото -

"Опыт был положительный. Это должна быть специальная программа – набирать и учить учителей английскому языку. Хотя я знаю, что педагогические вузы тоже в этом направлении работают и обучают своих студентов английскому языку. Просто надо усилить эту работу", - резюмирует Светлана Исламгулова. 

Впрочем, судя по заявлению министра, его ведомство позаботилось и об этом. 73 тысячи школьных учителей первого класса летом будут готовиться к преподаванию по новой методике. 80 специалистов из Назарбаев интеллектуальных школ будут в режиме онлайн учить их новым методикам. 

Сколько денег из госбюджета потребуется на реализацию этой масштабной программы, Ерлан Сагадиев в своем заявлении не указал. Понятно, что часть этих средств в любом случае потратят на то, чтобы повысить качество преподавания казахского языка, что не может не радовать патриотов. Вопрос только в том, что работа в этом направлении идет вроде бы постоянно с момента обретения независимости, но разговоры о развитии государственного языка продолжаются.

С какого класса стоит начинать изучение второго и третьего языков?
С первого класса
Со второго класса
С третьего класса
С четвертого класса
С пятого класса


Загрузка...

Комментарии (9)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!


адильбек 14 марта 2016

На своем языке бывает иной раз сложно понять школьный предмет,а тут сначала переведи,то о чем сказано,потом реши задачу по физике например,а потом еще обоснуй на английском свое решение. Английский язык таким образом можно подтянуть конечно,но пострадает качество усвоения школьного предмета.

Ответить


мантай 14 марта 2016

Во главе всего должно стоять изучение и знание Государственного языка. Это гарантия стабильности и существования самого нашего Государства. А знания 3-5 языков это необходимость самих учеников не все будут инженерами, дипломатами, бизнесменами

Ответить


иит 22 авг. 2016

адильбек, вот именно за 20 лет казахскому никого не научили,,, опять за кем то повторяют

Ответить


Мадина 25 марта 2016

Начните сначала с грамотных учебников,в которых сейчас ошибка на ошибке,а потом забивайте детям голову иностранными языками.

Ответить


гость 25 марта 2016

Мадина, Я с вами согласен на 200%.

Ответить


Ульяна 2 апр. 2016

Мадина, я тоже полностью с вами согласна. Ведь никогда до смешного. Я так же уверена что не все учителя смогут освоить три языка. И идея провальна изначально.

Ответить


Сегун 25 марта 2016

начальное образование должно быть полностью на государственном, есть опыт Израиля

Ответить


Лингвист 25 марта 2016

Руский язык всего лишь посредник между казахским и английским языками. Английский - мировой язык новых технологий. Не нужно переводить на руский затем на казахский, надо сразу с английского на казахский. И дело не в методиках преподавания, а в желании изучать казахский язык. Языковая среда присутствует. Обстановка в рк не способствует изучению государственного языка.

Ответить


Алекс 24 авг. 2016

За 25 лет эпидемии демократии и так болтологов навыпускали... При этом пострадало изучение фундаментальных наук - математика, физика, химия. Ту т же радом есть статья - народ возмущается - "Почему бытовую химию покупаем за рубежом?". Ответ - а где химики - технологи? Оказывается 25 лет не выпускали. Можно как воробей - чирикать на 20 языках.. и что? Кто будет сталь выплавлять, бытовую химию изготавливать, машины СВОИ (а не чужие на своей территории) строить? Болтологи что ли? К стати до сих пор не могу представить курс коллоидной химии на казахском языке... У кого хороший уровень интеллекта не обидятся. Прежде, чем что либо реформировать, необходимо хорошо взвесить все "за" и "против". И только потом принимать решение.

Ответить