Аблай Шакенов: У казахстанских врачей нет никакой правовой защиты

Фотография - Аблай Шакенов: У казахстанских врачей нет никакой правовой защиты

Фото: ©Арман Мухатов

Практикующий хирург из Астаны считает, что пациенты должны отвечать за необоснованные жалобы.

23522 13


"Свободу Калашникову и Азарову" - этот призыв в поддержку осужденных врачей из Астаны все шире распространяется в Интернете. Одним из тех, кто активно защищает коллег, приговоренных к одному году лишения свободы и-за гибели роженицы в 2014 году, стал врач-хирург высшей категории Аблай Шакенов. В интервью Today.kz обладатель ученых степеней доктора медицинских наук, профессора и академика рассказал, почему считает, что у казахстанских врачей нет никакой правовой защиты.

- Аблай Дюсенович, в социальных сетях Вы выступаете в защиту коллег. Почему?

- Учитывая информацию, которой я владею, мне кажется, что приговор необоснованно жесток. Почему? Потому что, насколько мне известно, с самого начала обвиняли совсем не этих ребят. Обвинялись врачи, которые первично делали операцию. Потом с течением времени все это дело перевернули с ног на голову, и в конце концов оказалось, что виноваты дежурный врач-реаниматолог и дежурный акушер-гинеколог. Я не могу с этим согласиться. Это те врачи, которые были вынуждены бороться с осложнениями. Почему их решили сделать крайними в том, что погибла эта женщина? Мне как практикующему специалисту абсолютно непонятно.

- Из-за приговора Владимиру Калашникову и Григорию Азарову многие медики стали говорить о правовой защите врачей. Это действительно проблема?

- У казахстанского врача абсолютно нет никакой защиты. Если у пациента какое-то осложнение, а тем более, если дело заканчивается летальным исходом, то в нашей правовой системе почему-то есть презумпция виновности именно медицинского работника. Почему? Мне непонятно. Все это происходит достаточно давно. Мы уже лет пять наблюдаем растущий поток жалоб, нас постоянно вызывают в суды. Министерство здравоохранения практически засыпано этими жалобами. Что некачественное обслуживание, что грубо разговаривают, что врачи берут взятки и так далее и тому подобное. 

Фото -

При этом часто прослеживается одна мотивация - получить материальную компенсацию от врачей. То есть улучшить свое материальное благосостояние.

Когда только это начиналось, наши коллеги ездили в Сингапур. Там в кулуарных беседах они задали вопрос: "Есть ли такая проблема в Сингапуре?".  На это им ответили, что такая проблема существовала, пока в правовой системе не стали применять двухстороннюю ответственность. То есть любая необоснованная жалоба  пациента с юридической точки зрения расценивается как клевета. Врач имеет полное право подать в суд на этого жалобщика. Сразу после этого поток кляуз прекратился. То есть там, конечно, бывают жалобы, но они обоснованы.

А в нашей системе здравоохранения типичная ситуация выглядит так: если человек жалуется, а доказано, что его претензии беспочвенны, то все заканчивается и все расходятся. Хотя все это занимает определенное время, обязательно затрагиваются профессиональные качества врача, на которого жалуются. Специалиста отрывают от работы, ему выносят какие-то выговоры. То есть налицо материальные потери, и это отрицательный моральный эффект. Получается, что врач абсолютно не защищен.

Изначально в работе медика всегда присутствует естественный риск. Но у обывателей такое мнение, что если пациент пришел в больницу, то он в принципе не должен умирать. Однако это нонсенс. И в тех же США, и в том же хваленом Израиле, и в Корее тоже бывает, что люди умирают после операций.

Фото -

-  По Вашему мнению, за эти пять лет общий профессиональный уровень в казахстанской медицине как-то изменился?

- Я считаю, что изменился. Причем в лучшую сторону. Политика государства приводит к тому, что медицинская общественность стала активнее обмениваться практическим опытом с коллегами из развитых стран. Врачи теперь имеют возможность основываться не только на своем опыте, но и на общемировом. Также эта практика позволяет сравнивать наш уровень с уровнем тех же израильтян, турок, англичан. И, в принципе, наши специалисты нисколько не уступают по практическим навыкам коллегам из более развитых стран.

Так что я считаю, что качественный уровень знаний наших врачей улучшился. Но не потому, что на нас много жалуются, здесь нет никакой связи! Напротив, у медработников появляется некое раздражение. Мы уже устали от жалоб и в какой-то степени, если честно, перестаем обращать на них внимание.

- Возвращаясь к приговору в отношении Калашникова и Азарова, попытки медиков привлечь к нему внимание общественности приносят результаты?

- Собрана инициативная группа, которая более-менее объединила наших коллег. Приходит много комментариев и от врачей за пределами Астаны. Также выражают сочувствие люди других профессий, что очень радует. Я думаю, что какое-то движение начинается, может, пока не такое широкомасштабное, как хотелось бы, но внимание общества к ситуации растет.

- Спасибо за беседу!



Загрузка...

Комментарии (13)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!


Асем 14 апр. 2016

Абсолютно согласна с доктором, врачи не защищены и теперь каждый кому не лень будет подавать в суд. Нам тоже в Казахстане нужно подавать в суд на людей которые клевещут на врачей и заставить их отвечать за это. Может после этого люди начнут здраво мыслить.

Ответить


Человек из народа 14 апр. 2016

Абсолютную истину молвил. Менталитет у нас такой, и в ближайшее время тяжело будет народу отойди от такой модели поведения: Жалоба-компенсация-склоки-враки-жалоба. Совсем перестали уважать врачей в нашей стране, а хотя кто интересуется чуть более глубоко- в Астане операции международного уровня делаются

Ответить


Руслан 14 апр. 2016

Абсолютно согласен с коллегой по поводу бесправности врача на клевету. Жаль, что жалобщик не понимает, что рубит сук на котором сидит. Врач уже и так превращен в офисного работника с бумагами, к тому же приходится периодически подстраховываться от "несчастных случаев" таких необоснованных жалобщиков, ксерокопируя (дублируя) документы, пытаясь не забыть зафиксировать в карты осмотра пациентов все возможные последствия (стараясь предугадать), но, к сожалению, это всё не спасает от недобросовестных пациентов и только увеличивает противостояние и пропасть "пациент-врач".

Ответить


Инкогнито 14 апр. 2016

Правильно давно надо было,народ уже делать нечего живут за счёт кого то !Надо медицину платно

Ответить


Людмила 14 апр. 2016

Совершенно верно! Только когда НАЧНУТ НАКАЗЫВАТЬ тех, что просто хочет оклеветать и поживиться за счёт врача, тогда ни у кого не возникнет желание этого делать! Пора на государственном уровне поднимать статус врача! А то получается: мы обучаем врачей в лучших клиниках мира, но они намеренно причиняют вред больному... Тогда зачем нам медицинские институты, институты последипломного образования, стажировки по программе Болашак, обучения за границей?! У нас же врачи ВСЕ "некомпетентные"!? Давайте будем покупать врачей из-за границы: они все умные, опытные, никогда не ошибаются, любят наш народ по определению! А то, что много пациентов приезжают оттуда, из-за границы, где с них "содрали" уйму денег и ничего не сделали, а то и довели до смерти..? Неужели ни у кого нет таких знакомых или, не дай бог, родственников, которые через это прошли?! Есть! Только об этом не говорят! Или говорят: "Эх, поздно обратились!" И самое странное, что никто не думает подавать там в суд... Почему? Потому что народ привык видеть только в наше враче своего личного должника! Потому что врач давал "клятву Гиппократу"... Не уточняя для себя, что это клятва Гиппократа, это он её написал ОТ СЕБЯ, и суть клятвы не в том, что врач отдаёт себя в рабство пациентам... Врач обязуется помогать больным в меру своих сил и знаний. И он делает это, как сделали это Калашников и Азаров, а их за это в тюрьму...

Ответить


Еркен Бектасович Хафизов 14 апр. 2016

В этой статье очень правильно отмечено, что врачи не защищены в суде, но и пациенты тоже скупы в правовой защиты , считаю и поддерживаю инициативу по внесению изменений в действующее законодательство по обоюдной стотроне операционоюго стола

Ответить


Al Tor 15 апр. 2016

Все правильно и красиво излагает... Только почему то при возросшем, по его словам, профессионализме врачей, количество всяческих неприятностей и несчастий с пациентами, в том числе и со смертельным исходом не уменьшилось-а увеличилось. Количество жалоб зашкаливает-не материальных исков, а именно жалоб. Если есть проблемы в самом ведомстве-решайте, обращайтесь в необходимые инстанции для этого, а не перекладывайте вину на пациентов-какие они плохие.

Ответить


mr_boris 15 апр. 2016

Al Tor, я сам врач кардиореаниматолог со стажем 15 лет и хочу вам сказать, что рост осложнений и летальных случаев связан в наше время чаще всего с тем, что как раз таки пациенты не могу (по тяжелым материальным условиям) или не хотят вовремя лечится и проводить профилактические мероприятия. В Советское время, с которым вы явно сравниваете сегодняшнее положение дел, была налажена диагностическая и профилактическая помощь. Пациент даже если и попадал в стационар, то не в таком тяжелом состоянии как сегодня. Мы живем во времена рыночных отношений. И наши люди до сих пор не могут понять что в здоровье надо вкладывать деньги. Вот вы откладывайте часть зарплаты на лечение зубов, диагностические процедуры в случае заболевания, на лекарства в конце концов? Я уверен, что нет. Вот и получается люди вообще не занимаются своим здоровьем и перекладывают эту ответственность полностью на врачей. Попадая в стационар уже в том состоянии, когда помочь невозможно, люди требуют от врача как сейчас можно говорить уровень 80 левел, то есть уровень Бога в лечении. А это не всегда возможно.

Ответить


Al Tor 15 апр. 2016

mr_boris, я сравниваю не с советским временем, в чем вы явно ошибаетесь-а с совсем недавним, и связываю это именно с повышением социальной активности населения-то есть потенциальных пациентов, и развитием механизмов, способных донести мнение этого самого населения до широкого круга людей.

Ответить


Максим 14 июня 2016

Al Tor, не согласен,если у пациента есть противопоказание к беременности,но будущая мамочка все же решается забеременеть это уж она пусть лично за свою жизнь отвечает.

Ответить


Алеке 16 апр. 2016

Врач некому не должен, врач помогает больному!

Ответить


Жубеке 17 апр. 2016

Мне, кажется, вообще подход не правильный. Калашников и Азаров здесь не причем, они добросовестно выполняли своей служебные обязанности, халатное отношение врачей не прослеживается со стороны врачей. Другой вопрос, смерть роженицы где произошла, произошла в ПЦ №2. А теперь кто хозяин этого учреждения, хозяин - главный врач. За все в таких случаях отвечает работодатель, то в данном случае, в первую очередь надо спросить у главного врача - у работодателя, ее надо наказать, а не врачей - работников, которые добросовестно выполняли своей служебные обязанности.

Ответить


Асем 14 мая 2016

Наконец то сами доктора подняли проблему о своем бесправии перед жалобами пациентов !!! иногда жалобы бывают обоснованы , иногда пациенты развлекаются подобным образом , сама слышала в очереди разговор двух пенсионерок , чтобы добиться желаемого ( бесплатного лекарства , талона на прием к узкому специалисту ) они начинают теребить весь мед персонал , начиная со звонков в обл задав и тд

Ответить