Франко Гацотти: Наличный расчет в автобусах Астаны исчезнет не сразу

Фотография - Франко Гацотти: Наличный расчет в автобусах Астаны исчезнет не сразу

Фото: today.kz

Консультант по внедрению электронной оплаты проезда в общественном транспорте столицы рассказал, как будет работать система.

4876 3


На 2016 год в Астане запланировано начало внедрения электронной оплаты проезда в общественном транспорте. Цель – обеспечить гибкую тарифную политику и эффективное управление расписанием движения автобусов за счет точного оперативного учета пассажиров. Как будет работать новая система, в интервью Today.kz рассказал представитель компании ClickUtility team Франко Гацотти, один из консультантов, задействованных в проекте модернизации общественного транспорта Астаны.

– Зачем в Астане нужна система электронной оплаты в автобусах?

– Электронная система оплаты проезда – неотъемлемая часть программы модернизации транспортной системы столицы. Она сможет помочь навести порядок и создать нормальную организацию перевозок. На сегодня подобные системы внедрены и успешно работают в более чем 60 странах. В основе этой системы лежит модель, позволяющая повысить качество предоставления услуг пассажирского транспорта. Это и соблюдение графиков движения, и достаточное количество автобусов на линии, и безопасность перевозки пассажиров. За этим будет следить компонент электронной системы оплаты проезда – единая электронная система диспетчеризации. Она же предусматривает и методы взаиморасчетов с автопарками. То есть прибыль и количество пассажиров перестают играть главную роль для специалистов транспорта. А ситуации, когда водители автобусов долго стоят на остановках, чтобы набрать больше людей, или когда устраивают гонки по той же причине, когда отказываются ехать на некоторые остановки из-за малолюдности – все это проблемы, которые разом решатся благодаря электронной системе оплаты проезда.

– В чем основные задачи системы электронной оплаты?

– Основная задача та же – создать прогрессивную тарифную модель для пассажиров по принципу – больше ездишь, меньше платишь. Вторая не менее важная составляющая системы – прозрачность и эффективность сбора денег. Это когда оплаченные за проезд средства пассажиров идут по назначению – в муниципалитет или, по-вашему, в акимат. Так же система позволит максимально выявлять недобросовестных пассажиров. Естественно, без использования электронных приборов учета, которые устанавливаются в автобусах, и без применения электронных проездных документов – карт нельзя решить такую важную задачу. Поэтому для наведения порядка в общественном транспорте во всех странах мира вводятся системы электронного пассажирского транспорта.

Фото -

– То есть при введении электронной системы оплаты за проезд автоматически исчезает наличный расчет? Или можно найти какой-то компромисс?

– Наличный расчет исчезнет не сразу, потому что люди привыкли пользоваться традиционным методом оплаты. Мы предлагаем новую систему электронной оплаты за услуги пассажирского транспорта, которая сегодня используется в самых передовых странах мира. В нашем случае переход с маленьких бумажных билетов на электронные карты подразумевает необходимость определенного временного этапа, в течение которого пассажиры смогут перестроиться на использование современных технологий. Люди привыкли платить наличными, и сразу пересаживать их на карты, как это было в некоторых странах, не совсем правильно. Для этого нужно время. Поэтому мы учли этот факт и предусмотрели разовые бумажные билеты, которые можно будет купить за наличные, как и сейчас на одну поездку только в данном автобусе. Бумажный одноразовый билет будет выдаваться через специальный терминал, который будет находиться у водителя.

Фото -

– Вы говорите, что опирались на международный опыт. А какие конкретные страны послужили образцом при разработке модели системы в Астане?

– Нельзя сказать, что мы ориентировались на одну конкретную страну. Потому что опыт каждой страны уникален. Каждая из них сталкивалась с определенными проблемами. Например, в Амстердаме сначала ввели систему так называемого электронного кошелька. Он подразумевал регистрацию во время входа в автобус и регистрацию во время выхода из него, при этом с карты списывалось количество пройденных остановок. Все, казалось бы, хорошо, но люди забывали регистрировать свой выход, соответственно, с них списывалась максимальная длина поездки на данном маршруте. Это вызвало негативную реакцию. В итоге там ввели более прогрессивный метод, он подразумевал единую поездку в течение определенного времени. Такую же систему планируется внедрить и в Астане.

– Давайте перейдем к самим электронным картам. Что уже известно по столичным картам? Что вы предложите регулярным пользователям общественного транспорта?

– Сейчас этот вопрос еще на этапе утверждения. Но мы предполагаем, что пассажиры смогут приобрести карты с многоразовыми поездками, например, на 10 или 20 поездок. Кроме того, будет действовать и месячный проездной. То есть использование электронных карт позволит людям получить экономические преимущества по сравнению с оплатой услуг проезда наличными. Таким образом, очевидно, что пользоваться электронными картами выгоднее.

Фото -

– И какой же последует общеэкономический эффект от внедрения данной системы?

- Как я уже говорил, прозрачность расчетов и строгий учет лежат в основе электронной системы оплаты проезда. Без приборов электронного учета сегодня невозможно организовать городские перевозки. Вторая составляющая – это увеличение сборов за поездки.

– Школьники имеют 50-процентную скидку в городских автобусах. После внедрения электронной системы эти скидки обнулятся?

– Нет, все те льготы, которые получали школьники сегодня, предусмотрены и при работе электронной системы оплаты. Каждый школьник получает школьную транспортную карту. Школьник также сможет проехать разово или купить 10 поездок. Естественно, что сохранится ныне действующий школьный проездной, который будет загружаться на электронную проездную карту школьника.

Фото -

– Как вы считаете, сколько времени процесс внедрения электронной оплаты проезда займет в Астане? 

– Астана не первый раз ставит перед собой амбициозные задачи. Поэтому нам была поставлена задача: найти консенсус, что нужно достичь результатов, но опять-таки население не должно пострадать от этого. Мы видим решение этого вопроса в поэтапном внедрении системы. Этапы внедрения отражаются в "Плане миграции", который будет подразумевать плавный переход от бумажной системы к системе электронного пассажирского транспорта. Но здесь хотелось бы отметить, что внедрение ЭСОП – это длительный процесс. Надо понимать, что сразу все не станет на рельсы в идеальном виде. Ни одна страна мира не прошла этот процесс безукоризненно. Поэтому очень сложно назвать какой-то определенный временной промежуток. Надеемся, что жители города поддержат проект на первом этапе внедрения, потому что всем нужно набраться терпения и дать время специалистам поставить систему и наладить сам процесс.



Загрузка...

Комментарии (3)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!


ирина 18 апр. 2016

это правильный шаг,чтобы более взрослое население постепенно смогло перейти на электронную оплату

Ответить


Жумад 19 апр. 2016

Конечно процесс длительный, не надо нам торопиться. Само внедрение этой системы уже говорит о развитии и нового взгляда на всю транспортную систему. Тут торопиться не надо

Ответить


Ерке 19 апр. 2016

Ұзақ күткен система болды))) Астаналықтар қуана қарсы аламыз))) Инновациялы жобалар қолдау табуы тиіс

Ответить