К 2020 году все выпускники школ должны владеть казахским языком - Сагадиев

Фотография - К 2020 году все выпускники школ должны владеть казахским языком - Сагадиев

Фото: today.kz

Глава МОН рассказал о планах по внедрению трехъязычия в школах и будущем казахского языка.

8496 25

Министр образования и науки РК Ерлан Сагадиев разъяснил механизм внедрения трехъязычия в казахстанских школах. Мера, напомним, прописана в недавно принятой Государственной программе развития образования и науки страны на 2016-2019 годы, и этот вопрос очень волнует общественность. Министр подчеркнул, что речь не идет о предметном трехъязычии с 2016 года – согласно планам ведомства, школьники будут переходить на новые правила постепенно, передает Today.kz со ссылкой на пресс-службу МОН РК.

"Согласно программе, только в 10-м и 11-м классе, и только с сентября 2019 года, и только по четырем предметам (физика, химия, биология, информатика) преподавание будет вестись на английском языке. Это восемь часов в неделю. И это на четвертый год. При этом в школе с казахским языком обучения математика, казахский язык, казахская литература, История Казахстана, география и ряд других предметов будут вестись на казахском. Всего - 16 часов. Сейчас я обращаюсь к специалистам. Если взять только инвариантную часть, то из 22 часов инвариантного компонента 14 часов будут вестись на казахском языке плюс три часа физкультуры. И предметы по выбору. Русский язык и литература, всемирная история будут вестись на русском языке, независимо от языка обучения. В целом такое же соотношение в русскоязычных школах. И это на четвертый год. И только в старшей школе", - подчеркнул министр.

Таким образом, в остальных классах остаются существующие базовые принципы с тем лишь отличием, что языковая нагрузка будет постепенно нарастать. В основной школе тоже будет дана возможность изучать предметы на трех языках. А массовая подготовка преподавателей начнется уже в 2016 году.

По словам министр, работа в регионах в этом направлении уже идет полным ходом. "Посмотрите на успехи Восточно-Казахстанской области, как много сделано в Кызылорде, в Актобе. В целом, мы в успехе не сомневаемся", - заявил Сагадиев.

Что касается государственного языка, по словам министра, приоритет его изучения остается.

"Более того, мы ставим задачу тотального владения казахским языком. Это во многом и есть смысл трехъязычия. Во всех школах, включая русскоязычные школы, помимо казахского языка и литературы, в старших классах, еще и история Казахстана будет преподаваться на казахском языке. Еще раз повторяю, это с 2019 года. Мы верим, что преподавание языка без преподавания предмета на этом языке эффекта не дает", - сказал Сагадиев.

По его мнению, необходимо менять методику изучения казахского языка в школах: "Работа идет по двум направлениям. Первое – новые технологии преподавания. У нас несколько групп специалистов к разработке таких технологий приступили. Об этом мы потом подробно расскажем. Второе направление – подготовка методологов мирового уровня для казахского языка. Мы договариваемся с мировыми центрами методологической подготовки, в частности, с университетами Германии, Израиля и других. Они примут наших молодых методологов на 6-12-месячные курсы подготовки. Дальше оба направления будем объединять. На все дается полтора года. Мы надеемся, что с 1 сентября 2017 года методология преподавания казахского языка в школах начнет меняться. Задача - чтобы все выпускники школ к 2020 году свободно владели казахским языком".

Большая работа планируется ведомством по подготовке учителей английского языка. Так, за четыре года, по подсчетам, необходимо подготовить 32 тысячи преподавателей. Впрочем, по мнению министра, эта цифра достижима.

"Если каждый 20-й учитель за четыре года сумеет перестроиться, то мы уже наполовину обеспечены. А я уверен, их будет больше. Плюс каждый год мы принимаем на работу 12-13 тысяч молодых учителей. Если треть молодых учителей будет англоговорящими, то это нам даст недостающую половину. На самом деле мы думаем, что в нашем распоряжении будет большее количество специалистов. (…) Предстоит серьезная работа по перестройке педагогического образования в очень сжатые сроки. Мы планируем увеличить PhD на английском языке в несколько раз, магистратуру на английском языке. В целом, вложить большие средства в подготовку учителей. Нельзя забывать про новые технологии преподавания языков. Если пять тысяч школ будут охвачены Интернет, а это 90 процентов преподавателей, то задача вполне решаема", - считает глава МОН.

Говоря о возможном переизбытке нагрузки для школьников, министр призвал основываться на научных исследованиях.

"Исследования показывают, что к семи годам у двуязычных и трехъязычных детей количество нейронных связей головного мозга значительно выше, чем у моноязычных. Это без какого-либо дополнительного образования. Ребенок с рождения попадает в среду с более высокими нагрузками, и к семи годам его потенциал выше, чем у моноязычных сверстников. Сам ребенок этого не замечает.

Это как в спорте: ребенок, занимающийся спортом, привыкает к нагрузкам, и мышцы у него плотнее, он сильнее, выносливость у него выше, и все это само собой. Также и мозг тренируется автоматически.

Англичане 20 лет назад отказались от обязательного второго языка, понимая, что весь мир будет говорить по-английски. Но после публикации результатов этих исследований они опять ввели второй язык обязательным в каждой школе. Доказано, что полиязычным лучше дается математика. В целом, полиязычные дети более успешны. Согласитесь, наши дети - одни из наиболее подготовленных к полиязычию в мире", - отметил Сагадиев.



Загрузка...

Комментарии (25)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!


Магира 22 апр. 2016

Я училась на русском, но дома все говорили на казахском. Английский начала учить после 40 лет. Все сомневались в успехе. А я все-таки говорю на английском! Правильно, надо языки учить с раннего детства. А выступают против только те, кто говорит только на одном языке.

Ответить


Леонид 24 апр. 2016

Магира, не рассказывайте сказки. Я закончил факультет иностранных языков и смело могу сказать, что ничего не знаю. Поздороваться на английском и быть носителем совсем не одно и то же! Подведи Вас к любому англичанину и разговор закончится на 20-й секунде, а дальше... тишина. Эта затея с триязычием такая чушь и очень плохо кончится! Надо развивать науку, а не в рот иностранцу заглядывать и стоять с протянутой рукой. Так что побольше уроков физики, химии, математики, биологии... на родном языке обучаемого! В России давно это поняли, поэтому за последние 2 года такой резкий скачок в технологиях не смотря на санкции. А у нас как была показуха и лизоблюдство перед иностранцами так и осталось...

Ответить


Қанат 22 апр. 2016

Үш тілділікті дамытуды қолдаймын. Қазақ тілін ғана емес, сонымен қатар ағылшын тілін де игеруі қажет. Сонда ғана балаларымыз білімді, заманауи болады.

Ответить


Маржан 22 апр. 2016

Трехъязычие -это очень правильная идея, которая откроет нам всем новые горизонты.

Ответить


Диана 22 апр. 2016

Все родители хотят, чтобы их дети получили хорошее образование. И в дальнейшем поступали не только в наши университеты, но и в зарубежные. И поэтому им следует только приветствовать то, что будут новшества в школьной программе.

Ответить


Лида 22 апр. 2016

Правильно что уделяют внимание образованию подрастающего поколения! Умная молодежь, процветающая страна!

Ответить


Гульнара 22 апр. 2016

Исследования, проведенные в Европе, показали, что дети, которые вовлечены в программу трехъязычного обучения, лучше учатся, осваивают материал, более организованны и дисциплинированны, уверены в себе.

Ответить


indira 22 апр. 2016

Қазақстанда осындай жүйенің енгізілгені өте дұрыс!Мен қолдаймын. Жаңа өскелең ұрапақтың жарқын болашағына сенемін! Олардың шет елдерде қазақтың туын желбірететініне кәміл сенімдімін. Намысымызға тырысып, қолда бар мүмкіндікті қолдануымыз ең ұтымды шешім!

Ответить


dr.ayba 22 апр. 2016

Орыс тілінде оқыйтын балалар неге тек қазақ тілін, қазақ əдебиетін жəне қазақ тілін қазақша оқыйды. Менің ойымша олар қазір оқымай жүр, енді тіпті қажетсінбейді қазақ тілін. Біздің орыс тілді мейлі қазақ тілді мектертерінде орыс əдебиетін неге оқытады? Онда, жеке ағылшын, француз əдебиетін оқытайық.

Ответить


Шолпан 22 апр. 2016

И нужно заметить, это совершенно бесплатно! Конечно это очень хорошо! Браво!

Ответить


Абай 22 апр. 2016

Да уж конечно, начинать изучать предметы например на английском с 2016 года явно не получится. Правильно что все делают постепенно.

Ответить


Жайык 22 апр. 2016

На счет казахского это, конечно, правильно. Да и остальные языки не должны отставать.

Ответить


Нурдаулет 22 апр. 2016

Регионы оказывается лучше готовы к изменениям. Ну что сказать, отлично работают.

Ответить


Габиден 22 апр. 2016

Есть такая категория людей которые не могут изучать языки и это доказанный факт, что делать с такими детьми, не будут же их на второй год оставлять.

Ответить


Тайр 22 апр. 2016

конечно это правильно, но все же надо оставить право выбора и для ребенка, у каждого же свои способности и возможности.

Ответить


Мен және сен 22 апр. 2016

Конституциямыздағы мемлекеттік тіл мәртебесін тәжірибеге енгізу үшін өте орынды бастама. Қазақстан жастары қолдайды!!

Ответить


Лаура 22 апр. 2016

Хотелось бы верить что наши дети смогут справиться с такой нагрузкой. Остается только пожелать им удачи

Ответить


борец 23 апр. 2016

Казахский язык должен быть в приоритете, и это естественно

Ответить


Магира 24 апр. 2016

Леонид, чушь, это переносить свой неудачный опыт на новое поколение. В России и до санкций, и после, все кто развиваются и стремятся к лучшей жизни, учили и будут учить английский. И уезжают с России с огромной скоростью не предатели Родины, а разумные люди. Потому-что страна не уважающая никого, ни соседей, ни своих же граждан - это страна мракобесия.

Ответить


Санди 25 апр. 2016

Магира, да и из нашей страны немало господ уезжает за границу.Разница лишь в том,что если,из России едут разумные люди,то из нашей уж точно предатели- бывшие Акимы областей и другие чиновники,которые наворовались и устроились спокойно в Америке и Европе.Так что давайте,не будем осуждать другие государства,а решать как жить лучше в своей стране))

Ответить


усач 25 апр. 2016

считаю правильным, даже поправил бы министра, к 2020 году все должны владеть тремя языками

Ответить


Диана 25 апр. 2016

Білім және ғылым министірінің енгізіп отырған бұл жүйесін жас ұрпақ үшін өте тиімді деп есептеймін. Себебі, ертенгі күні еліміздің дамып, өркендеуі осы жас ұрпақтың қолында.

Ответить


Карла 25 апр. 2016

Мен үл тілдік жүйені қолдаймын. Бұл бағдарлама жастарға сапалы білім алуға мүмкіндік береді. Біз тек осылай ғана елімізді биік шыңға көтере аламыз. Жаңа реформа өте сапалы құрылған

Ответить


Салтанат 26 апр. 2016

Мемлекеттік тіліміздің орны бөлек! Алайда қосымша тілдерді жетік меңгергенге не жетсін.

Ответить


Қайрат 8 авг. 2016

Кім не айтсада,мемлекет ақшасының басына біткен соры болайын деп отыр.Азғана қалалық орысша оқыған дарынды 5-6% адамды ағылшыншаға қинап бет бұрғызуға болады,қалғаны бəрібір ағылшынша үйренбейді.Ауыл бұл гарантия. Өз пəнін қазақша жеткізе алмай,салғырттықпен пəнін өтіп,зейнетке жете алмай отырғандар,енді ағылшынша үйреніп, биологияны химияны балаға жетік жеткізеді дегеніне еш сенбеймін.Балдарда мұғалімдерде,елімізде мəңгүрттікке бет бұрады.Ақыры мұғалімдер əр облыста митингіге де шығуы мүмкін. Кейін қайтадан жаңадан нолден бастауға тура келеді.Ол болары рас іс. Орыс тілінің күні қазақстанда азғана қалды,оны амалсыз тықпалап тығып отырғандар да белгілі.Ағылшын тілін қажет етпей, шетел ғылыми жетістіктерін,жаңалықтарын өзімізге тікелей аударып та жаңалықтардан хабардан болып отыруымызға болады. Өз тіліңде кірген білім білім болады. Бізге полиглот болу қажет емес.Кім қаласа сол тілді үйрену қажет, міндеттеу мүмкін емес.Халықтың жарымынан көбі ағылшын, орысшасызда күнін көріп нанын тауып күн көруде.Ақылдылар оданда балдарын қазақшаға беріп үлгі болсын елге.Түптің түбінде иттей болып қазақша үйренуге тура келеді.Елбасына сондай азаматтар отырады,мемлекет тілі дүние жүзіндегідей бір тіл болады,қолдан жасалған ресми тіл жойылады. Латын алфавитіне өтіп қосарлану тоқтайды.Кəзіргі күні ресми тілді қай жерлерде міндетті, қай жерлерде қажет еместігі көрсетілмей,терезесі тең екінші тіл есебінде өзіміз барлық жерге тықпалап отырмыз. Барлығына орыс тілді, билігі бар басшы ағаларымыз кінəлі сияқты.Сол ағаларымыздан өзгеруінен үміт артамыз.

Ответить