Казахстанцы и законы: как разрушить стену?

Фотография - Казахстанцы и законы: как разрушить стену?

Фото: today.kz

Как эксперты оценивают эффективность коммуникаций между обществом и законотворцами?

15369 5

Ситуация с Земельным кодексом обнажила проблему понятных коммуникаций между теми, кто разрабатывает законы, и обществом Казахстана. С этим тезисом согласились все эксперты, опрошенные редакцией Today.kz. Собственно, об этом и сказал Президент Нурсултан Назарбаев 25 апреля в Астане, представляя нового генерального прокурора: "Мы мало разъясняем гражданам в доступной форме их права или законы, которые мы принимаем".

Известный общественный деятель Мурат Абенов отметил, что во многом эта проблема министерств и ведомств связана с дефицитом специалистов, способных простым и доступным языком объяснить общественности суть каких-либо нововведений. И уж совсем плохо, по словам экс-чиновника, обстоят дела с наличием таких спикеров, в совершенстве владеющих государственным языком.

"Госорганам надо обратить особое внимание на тех, кто может говорить с обществом на казахском языке. И не просто говорить. Здесь нужны очень сильные ораторы. Эти люди должны быть ключевыми фигурами. Потому, что у казахскоязычной аудитории не вызывают доверия спикеры, которые им неизвестны. Общаясь с такими чиновниками, люди думают, что руководители сами не осведомлены в обсуждаемом вопросе", - рассуждает Абенов.

Стоит отметить, что 26 апреля Служба центральных коммуникаций при Президенте РК на своей странице в Facebook дала разъяснения по многим изменениям, внесенным в Земельный кодекс. В целом специалисты СЦК обнародовали ответы на девять вопросов. Почему этого не сделали раньше, на этапе разработки законопроекта? Вопрос риторический.

Политолог Талгат Мамырайымов рассказал, что в большинстве стран с давней историей демократии рядовые граждане имеют право свободно входить в здания парламента и присутствовать на заседаниях, где обсуждаются новые законопроекты. При этом эксперт не стал напоминать в интервью, что на каждом входе в мажилис и сенат установлены полицейские посты.

"На самом деле у нас нет интерактивной связи между народом и властью. А такая связь должна быть. Плохо, что общество не может воздействовать на процесс принятия решений, на законотворческий процесс. Это как раз тот момент, когда критика благотворно сказывается на результате", - подчеркнул Мамырайымов.

Как объяснила член рабочего аппарата Казахстанского союза юристов Наталья Ходжаева, рождение закона состоит из нескольких этапов: предложение от уполномоченного органа, рассмотрение правительства, обсуждение в парламенте и, наконец, подпись Президента. Эксперт отмечает, что общество может принимать активное участие в этом процессе.

"Во время обсуждения в инициирующем органе создаются рабочие группы, они изучают это предложение. Здесь общественность играет очень большую роль. В парламенте также неправительственные организации привлекаются  к рассмотрению документа без права голоса", - констатировала Ходжаева.

Более того, на сайте электронного правительства работает портал "Открытые НПА". Туда выкладывают почти все проекты нормативно-правовых актов, разработанные в Казахстане. Их можно скачивать, изучать и комментировать. Но из пяти недавно добавленных в архив документов ни один не набрал более 80 просмотров. Комментариев к проектам и вовсе ни одного. Вывод – большинство казахстанцев даже не подозревает о существовании такого ресурса. Впрочем, даже если и узнают, захотят ли они им активно пользоваться - большой вопрос.

В результате такого коммуникационного разрыва казахстанское общество время от времени сотрясают скандалы, связанные с новыми законами: то декретницы выходят на пикеты, то народ возмущается ответом чиновника "потому что потому что", то водители лихорадочно покупают детские автокресла.

Историю с принятием законодательных изменений, касающихся защиты прав детей, общественный деятель Аружан Саин не ставит в один ряд со скандалом вокруг Земельного кодекса. Она говорит, что в вопросе открытости базы данных о сиротах все же была другая ситуация. Общество высказало свою точку зрения, но сенаторы к ней не прислушались. Что же касается проблемы объяснения нормативных актов, то руководитель благотворительного фонда "Добровольное Общество "Милосердие" (ДОМ) согласна с Главой государства - все новшества надо доносить людям в простой и понятной форме.

"Например, произошли какие-то изменения в системе образования, надо, чтобы люди, которые их разработали, а это же должны быть какие-то научные институты, академии, пошли и объяснили педагогам, родителям, почему они именно так придумали. Чтобы не из уст министров или правительства звучали все изменения, а от тех специалистов, кто это разработал, обосновал. Потому что, когда читаешь формальные пресс-релизы, сообщения, многое непонятно. Например, 12-летка. Мы все думаем, как это так? Человек, что, в 18 или 19 лет будет выпускаться из школы? Да, он уже женатый будет к тому времени. А, оказывается, все дело в том, что ребенок просто на год раньше пойдет в школу. Но это же все людям надо объяснять!" - резюмирует Аружан Саин.

Известный казахстанский специалист по связям с общественностью Ерлан Аскарбеков также считает, что любая реформа должна сопровождаться сложнейшими PR-программами. Однако казахстанские менеджеры, по убеждению эксперта, "уверены в своем полном превосходстве над обществом" в вопросах public relations. Отсюда, рассуждает Аскарбеков, и идеологические провалы государства при проведении тех или иных реформ.

"В 1990-е годы при создании нынешней пенсионной системы в Казахстане работали американские пиарщики (Burson-Marsteller). Их главной задачей, успешно выполненной, было недопущение социальных взрывов из-за смены системы пенсий. Работали три года, обучая десятки чиновников и пиарщиков. Но с началом сырьевых сверхдоходов наши молодые политики и политтехнологи совсем подзабыли, что любые крупные социальные движения надо сопровождать не трескотней в духе КПСС/ВЛКСМ и не "информационными роликами" на государственных телеканалах, а реальным воздействием на "умы и сердца", - поделился эксперт.

По его оценке, лишь 10 из 200 топ-менеджеров владеют азами PR, но "даже у двух самых продвинутых это попытки, а не система". Прежде всего, по мнению специалиста, госслужащим нужно понимать национальный менталитет. Для этого им необходимо знать историю Казахстана и постоянно изучать социологические исследования.

"Все дело во множестве нюансов. Например, я заметил на видео митинга 24 апреля очень важную деталь. Аким Ногаев, который вообще очень грамотно разговаривал, еще и правильно оделся. Обратите внимание на весьма скромный свитер вместо накрахмаленной рубашки. Это психологически очень тонкий, грамотный прием", - отметил подробности Ерлан Аскарбеков.

Он считает, что если работа маслихатов и парламента станет более прозрачной, люди будут лучше воспринимать новые законы. И не стоит умалять значение СМИ, в частности, государственных.

Какой способ общения между разработчиками законопроектов и обществом может быть наиболее эффективным? Круглые столы, интернет-площадки или что-то иное? Редакция Today.kz дает возможность читателям выбрать один из предложенных вариантов ответа или предложить свой в комментариях. Возможно, коллективный разум найдет решение, как наладить полноценный диалог  между властью и обществом.

Как лучше всего обсуждать важные законопроекты?
На специальных страницах в социальных сетях
На общественных собраниях в городах и селах
В Интернете на специальном сайте
Сделать специальную передачу на ТВ
В закрытом формате – только для специалистов
Для обсуждения законов есть депутаты



Загрузка...

Комментарии (5)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!


Жанна 30 апр. 2016

Когда акимы и власть будет с народом на ты,тогда народ будет верить им.Сейчас сними не поговорить.Они с тобой разговаривают на ЭЙ ТЫ?ЧЕ ПРИШЕЛ?Не считают тебя за гражданина. Которому он должен служить(это слова нашего ПРЕЗИДЕНТА)

Ответить


zhardem 9 мая 2016

Жанна, некоторые из акимчиков, или какой то еще дорвавшийся до власти, вчерашний козопас, еще и бьют по лицу взятками... помните как то было в сети, где то в каком районе...

Ответить


жандос 1 мая 2016

все законы касающие интересы республики должны обязательно выставлятся на обсуждения народу

Ответить


Антон Фабрый 2 мая 2016

жандос,Важнейший Конституционный закон от 4.12.2015г "О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам Высшего Судебного Совета, судебной системы и статуса судей" принят был тихо-тихо... Судья - надежда и защита коррупционеров.. Поэтому, в этом законе резко ограничили привлечение судьи за нарушения Конституции и законов (ст.39 и 42 закона о судьях) - Антон Фабрый

Ответить


Абеке 18 мая 2016

Конституцию как наследие прошлого, надо ликвидировать, в стране где ее используют, в качестве блокнота, и переписывают ее под все себя, и никто ее не соблюдает, она не нужна.

Ответить