Поправки в закон об обороте оружия могут привести к краху отрасли в РК - эксперт

Фотография - Поправки в закон об обороте оружия могут привести к краху отрасли в РК - эксперт

Иллюстративное фото

В Казахстане на стадии экспертизы находится законопроект по вопросам противодействия экстремизму и терроризму, оборота оружия, миграции.

2139 0


Ожидаемые изменения в законодательстве в сфере оборота оружия в случае их принятия приведут к краху оружейной отрасли в Казахстане. Так считают в Казахстанской оружейной ассоциации "Корамсак", передает Today.kz.

В Казахстане на стадии экспертизы находится законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму и терроризму, оборота оружия, регулирования миграции". В Ассоциации "Корамсак" высказали мнение о нововведениях по трем пунктам изменений в Закон РК от 30 декабря 1998 года "О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия".

Так, в подпункте 17 законопроекта говорится, что специализированный магазин по торговле гражданским и служебным оружием и патронами к нему – отдельно стоящее здание, отвечающее требованиям технической укрепленности и безопасности, прочно связанное с землей и подключенное (технологически присоединенное) к сетям инженерно-технического обеспечения.

Как сообщили в ассоциации "Корамсак", был проведен анализ, согласно которому в Казахстане насчитывается всего 19 магазинов, находящихся в отдельно стоящих зданиях.Таким образом, у владельцев остальных 80 процентов таких магазинов в республике в случае принятия данных изменений возникнет необходимость их передислокации в отдельно стоящие здания. 

По мнению представителей "Корамсак", случаи нападения на оружейные магазины в Казахстане показали неподготовленность охранного персонала, недостаточную техническую оснащенность и низкую организацию взаимодействия с правоохранительными органами, но не являлись автоматической причиной теракта из-за нахождения в жилом доме. Поэтому в первую очередь необходимо принять меры по решению вышеназванных проблем, считают в объединении.

"Для подавляющего большинства оружейных магазинов перевод в отдельно стоящие здания означает значительные затраты, что повлечет за собой прекращение деятельности и уход с рынка не менее половины компаний. На строительство только 61 магазина (по данным МВД), которые нужно будет перевести в отдельные здания, требуется 2 518 330 588 тенге без стоимости земли. Затраты на строительство одного магазина минимум в 41 284 108 тенге без стоимости земли и рекламы нового объекта не по силам большинству предприятий отрасли. А, по данным нашей ассоциации,  таких магазинов не 61, а 80", - отметили в "Корамсак". 

Подпункт 8 пункта 2 законопроекта гласит: торговля гражданским и служебным оружием и патронами нему в период проведения государственных спортивных и спортивно-массовых, зрелищных, культурно-массовых, охранных мероприятий, a также при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, проведения антитеррористической операции, возникновении и пресечении массовых беспорядков, в выходные и праздничные дни запрещается.

Компания считает, что при проведении "красной фазы" антитеррористической операции, возникновении и пресечении массовых беспорядков действительно необходимо прекращать доступ посторонних лиц в оружейные магазины, что уже выполнялось во время событий в Алматы 18 июля 2016 года.

"Если запретить торговлю только в выходные и праздничные дни, то количество рабочих дней у большинства магазинов Казахстана сократится с 312 дней в 2016 году до 245 дней (14 праздничных дня и 53 за счет шестидневной рабочей недели). Потери составят 67 дней, 21,5 процента от оборота и прибыли, так как в эти дни выручка падает незначительно по причине выездов граждан на охоту и рыбалку. Также, если закрывать магазины только по субботам и общенациональным праздника, то потери отчислений в бюджет только в виде НДС составят минимум 120 миллионов тенге, не считая иных отчислений и сборов", - подчеркнули в "Корамсак". 

Что касается пункта 1 статьи 15 об охотничьем огнестрельном оружии, ограничивающего его количество: "с нарезным стволом – двух единиц; гладкоствольного – двух единиц", по мнению представителей ассоциации, министерством сельского хозяйства не приведены убедительные данные о том, что увеличение у граждан количества охотничьего оружия более четырех единиц автоматически приводит к увеличению случаев браконьерства именно гражданами, имеющими более четырех единиц охотничьего оружия.

Как показывает анализ ассоциации, большинство случаев браконьерства как раз происходят по вине лиц, у которых не более одной единицы оружия, нередко незарегистрированного. "Еще одним аргументом может служить санкция в виде конфискации охотничьего оружия, предусмотренная нормативными актами, устанавливающими ответственность за браконьерство. Охотник с пятью, шестью, семью и более единицами оружия в этом случае, считают в "Корамсак", понесет гораздо больший материальный ущерб, чем браконьер с одним ружьем", - считают в организации.

Отмечается, что, по данным МВД РК, соотношение охотников и находящегося у них в пользовании охотничьего оружия составляет 1:1,4, и это соотношение не менялось в период действия ограничения количество единиц оружия 2 + 2 с 2010-го по 2014 год. Не изменилось оно и после возврата нормы 5 + 5. Таким образом, нет оснований опасаться за "сверхвооруженность" населения, как нет оснований надеяться на то, что введение нормы 2 + 2 повысит общественную безопасность. 

"Как показывает мировая практика, охотничье оружие, находящееся в владении охотников, практически не участвует в умышленных криминальных событиях. Вместе с тем законопослушные охотники будут лишены возможности иметь нужное оружие для правильной охоты, когда соответствующему виду дичи должен соответствовать нужный калибр оружия. Кроме этого, важен вопрос по тем владельцам, у которых уже больше четырех единиц оружия. Если они лишаются права на лишние стволы, то в соответствии со статьей 266 Гражданского кодекса РК "в случае принятия Республикой Казахстан законодательных актов, прекращающих право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этих актов, возмещаются собственнику в полном объеме Республикой Казахстан", это существенные, если не сказать огромные расходы бюджета. Если же оставить лишнее оружие тем владельцам, у которых оно уже есть, то возникает социальное неравенство, когда одним можно иметь четыре единицы оружия, а другим – больше. Минсельхозом не приведены все факторы, которые влияют на рост браконьерства, а также каков вес у каждого фактора. Насколько рост браконьерства зависит от изменения факторов влияния, в частности, роста количества оружия. Считать ли это влияние критически важным?" - задались вопросом в ассоциации "Корамсак".

Согласно проведенному ассоциацией анализу, доходность оружейных магазинов в период действия нормы 2+2 упала на 30-40 процентов, а это также снижение налоговой базы, уменьшение оборота и поступлений в бюджет не только в виде прямых налогов от продажи охотничьего оружия, но и сопутствующих поступлений в бюджет: платежей и сборов за разрешение на приобретение, за регистрацию оружия, налогов с продаж сопутствующих товаров – сейфов, сигнализаций и иных аксессуаров.

В Ассоциации "Корамсак" считают, что предлагаемые изменения будут иметь очень спорный эффект в виде повышения общественной безопасности, но однозначно приведут к краху оружейной отрасли и сопутствующих отраслей, сокращению поступлений в бюджет, росту безработицы, поэтому требуют более серьезного анализа регуляторного воздействия.

Напомним, в ходе заседания Совета безопасности после событий в Актобе Президента Казахстана поручил правительству в двухмесячный срок выработать пакет законодательных инициатив в сфере противодействия терроризму и экстремизму, оборота, хранения и продажи оружия, в области регулирования миграции и религиозных объединений. Кроме того, Нурсултан Назарбаев отметил, что произошедшие события продемонстрировали необходимость коренного пересмотра методов работы силовых структур.



Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!