Замглавы МОН РК Бибигуль Асылова: О проблемах и радостях учителей знаю с детства

Фотография - Замглавы МОН РК Бибигуль Асылова: О проблемах и радостях учителей знаю с детства

Фото: today.kz

Вице-министр образования и науки РК дала первое интервью в новой должности.

6024 1

С 2017 года заработная плата педагогов, преподающих предметы на английском языке, будет увеличена. Об этом и многом другом в своем первом интервью в новой для себя должности вице-министра науки и образования РК рассказала Бибигуль Асылова. Курирующий финансово-экономические вопросы МОН РК заместитель министра поделилась с Today.kz также формулой успеха женщины, сделавшей карьеру политической государственной служащей.

– Бибигуль Амангельдиновна, за Вашими плечами большой опыт работы в сфере финансов в различных госорганах. Какие поставлены задачи перед Вами в сегодняшней должности и насколько социально ориентирована бюджетная политика в сфере МОН РК? Возникает также вопрос – сколько дополнительных бюджетных вливаний потребовало внедрение обновленного содержания образования?

– Если говорить о расходах в сфере образования в Казахстане, то сегодня они составляют порядка 1,6 триллиона тенге. Наряду с обеспечением сохранения социальной направленности бюджета остается актуальным вопрос эффективности планирования расходов бюджета, в том числе и на сферу образования. Одна из главных задач министерства, в том числе и моих – обеспечение качественного планирования бюджетных средств на принципах транспарентности и результативности. Отмечу, что ключевым вопросом бюджетной политики в целом является выбор структуры расходов, определяющей приоритеты распределения ресурсов, которые в наибольшей степени соответствуют решению базовых задач государства. Это создание условий для экономического роста, оказание качественных госуслуг, обеспечение социальной стабильности, безопасности общества и государства. В этой связи перед МОН РК, как и перед каждым госорганом, стоит задача по выделению ряда принципиальных вопросов, от которых зависит структурная эффективность расходов, предусматриваемых на реализацию поставленных задач. С учетом приоритетности достижений поставленных задач с наименьшими затратами, в целом расходы на сферу образования в связи с внедрением обновленного содержания образования увеличиваются незначительно. Скажем, сегодня важно и необходимо повышение квалификации учителей, оснащение школ проекторами, экранами, компьютерами, нужен доступ к Интернету и цифровым образовательным ресурсам. Мы идем на минимизацию каких-то прежних капиталоемких затрат для решения первостепенных задач, обозначенных новой государственной программой развития образования и науки (ГПРОН) на 2016-2019 годы.

Фото -

– Педагогами недавно поднимался вопрос о повышении заработной платы учителям-предметникам, окончившим курсы английского языка. Занимавшая до недавнего времени пост вице-премьера Дарига Назарбаева говорила о том, что этот вопрос решается, и, скорее всего, повышение будет. Есть ли новости по этому вопросу?

– Да, есть хорошая новость! Правительство нас поддержало, и в проекте республиканского бюджета на 2017-2019 годы, который сейчас рассматривается в мажилисе, предусмотрено увеличение зарплаты учителям, которые будут преподавать предметы на английском языке. Дополнительная надбавка составит два базовых должностных оклада, то есть заработная плата учителя-предметника, преподающего на английском языке, увеличится на 35 тысяч тенге. При этом обучение на курсах английского языка для учителей-предметников начинается уже с октября 2016 года. Уже сформированы списки преподавателей, которые готовы начать обучение. Из бюджета на это выделяется порядка четырех миллиардов тенге. Продолжительность курсов зависит от степени владения английским языком и получаемого уровня, в целом обучение продлится до мая-июня следующего года. Курсы будут организованы непосредственно во всех областных и районных центрах. Рабочие места и средняя зарплата педагогов будут сохраняться, им возместят расходы на проживание, также будет выплачиваться стипендия. В 2017 году планируется обучить порядка 6,5 тысячи педагогов, в целом же пройдут курсы около 38 тысяч предметников.

Фото -

– На августовском совещании в Астане глава МОН Ерлан Сагадиев отметил, что благодаря программе "Балапан" в развитии сети дошкольных учреждений очень активно проявил себя в рамках ГЧП частный сектор. Министр также сообщил о возможном предоставлении госзаказа вложившимся в строительство и содержание детсадов предпринимателям не в разовом порядке, а на более долгосрочный срок. Вероятно, в целях стимулирования дальнейшей активности бизнеса?

– Работая в Министерстве финансов РК, я вместе с коллегами из МОН стояла у самых истоков программы "Балапан" и могу рассказать, как все начиналось, какой результат складывался поэтапно в ходе ее реализации. Программа запущена с 2010 года, в то время в Казахстане лишь 55 процентов детей в возрасте от трех до шести лет были охвачены дошкольным обучением. Сегодня – уже 83 процента. Если в 2010 году на реализацию этой программы было выделено девять миллиардов тенге, то в бюджете 2017 года предусмотрено уже порядка 97 миллиардов! А стопроцентного охвата детей дошкольным обучением, согласно ГПРОН, мы достигнем в 2019 году.

Необходимо отметить, что именно развитие ГЧП позволило достичь таких результатов. Посмотрите сами, сколько в стране за эти годы открылось детсадов и мини-центров. Строительство одного детсада на 300 мест обходится государству в сумму от 800 миллионов до миллиарда тенге. При этом средние затраты в год на воспитание и обучение одного ребенка по программе "Балапан" – 190-212 тысяч тенге. На тот же миллиард тенге можно открыть пять тысяч мест для детей, если привлекать частный бизнес.

Интерес к строительству и открытию детсадов инвесторы проявляют во всех регионах. На днях я встречалась с представителями Северо-Казахстанской области, где в рамках ГЧП планируют строить четыре детсада, успешно запускаются проекты в Восточно-Казахстанской и Карагандинской областях. Недавно в Уральске я посетила открытый в рамках ГЧП новый детсад – большой, светлый, великолепно оснащенный. Чтобы эта тенденция продолжалась необходимо обеспечить размещение госзаказа, в том числе и на долгосрочной основе.

– Бибигуль Амангельдиновна, а сколько школ построено в 2016-ом и какие планы на ближайшие годы?

– Сегодня строительство организаций среднего образования финансируется за счет республиканского бюджета и средств Национального фонда. В этом году на 88 объектов было выделено 53,4 миллиарда тенге, в том числе, за счет бюджета – 2,2 миллиарда на строительство 11 объектов. Еще 77 были профинансированы из Нацфонда. В 2017-2019 годах на эти цели предполагается направить 112 миллиардов тенге, в том числе за счет республиканского бюджета – 25 миллиардов на строительство 16 школ, в 2017 году – 15 миллиардов на 16 школ, в 2018 году – 10 миллиардов на завершение 11 школ, начатых в 2017 году. Из Нацфонда будет выделено 87 миллиардов тенге, в 2017 году – 80 миллиардов, в том числе 31 миллиард на завершение строительства переходящих школ с 2016 года, 8 миллиардов тенге на сейсмоусиление 17 школ в Алматы, 42 миллиарда на начало строительства новых школ, в 2018 году – семь миллиардов на завершение строительства школ, начатых в 2017 году.

Фото -

– Одним из новых прорывных проектов в отечественном школьном образовании можно считать ожидающийся запуск единой информационной образовательной системы Kundelik.kz. Возникает предположение, что, это дорого обойдется государству, но недавно было заявлено, что не потребует затрат из бюджета...

– Да, ТОО "Күнделік (Kundelik)" при поддержке МОН РК готово запустить интернет-портал, объединяющий возможности электронного документооборота в сфере образования с инструментами социального сетевого взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса. Это уникальный проект в сфере информатизации образования, создаваемый в рамках ГЧП в Казахстане. Его особенность также и в отсутствии бюджетного финансирования на разработку, поддержку и внедрение системы: школы и министерство получат систему бесплатно. Обязательством государства остается предоставление серверов для проекта, ведь данные должны находиться в инфраструктуре государственных органов. Kundelik.kz будет интегрирован с дополнительными бесплатными и коммерческими образовательными сервисами в виде цифровых образовательных ресурсов. Эта система призвана избавить педагогов от груза бумажной работы, обеспечить обработку статистическо-аналитических данных достижений учащихся и коммуникацию всех участников образовательного процесса на новом уровне. Внедрение Kundelik.kz во всех регионах будет способствовать устранению цифрового неравенства между городскими и сельскими школами. С помощью информационной системы родители смогут бесплатно узнавать текущую успеваемость своих детей, расписание и домашние задания, отслеживать посещаемость и иметь доступ к электронным образовательным ресурсам, находясь в любой точке страны. Сейчас проект проходит все необходимые согласования и экспертизы в МНЭ и МИК РК, после этого состоится открытый конкурс.

– Бибигуль Амангельдиновна, благодарим Вас за развернутое интервью. Скажите, насколько Вам, финансисту, близка сфера образования? Можете ли рассказать о своем первом или любимом учителе, может быть, поделитесь своими воспоминаниями о школьных годах? Наверняка Вы очень хорошо учились…

– Конечно же, я помню замечательных педагогов – своего первого учителя Лидию Августовну, директора школы Анатолия Яковлевича Рванова. Училась я в обычной сельской школе (Карасевская средняя школа Володарского района Кокчетавской области – Прим. автора). Сфера образования мне очень близка, поскольку моя мама – педагог, учитель русского языка и литературы. Для меня День учителя – родной праздник с детства, потому что всегда было много цветов, много учеников, родителей, поздравлявших маму. К 1 сентября мы всей семьей начинали готовиться еще с весны. Спросите, как? Мы на грядках высеивали семена сентябрьских цветов: астр, георгин, гладиолусов, а чтобы процесс был веселым и ответственным, папа придумал, чтобы мы закладывали семена в лунки в порядке наших имен. Я, к примеру, все лето ухаживала, поливала с большим усердием и любовью эти цветы. А когда наступал долгожданный День учителя, мы собирали их в огромные букеты и несли на праздник первого звонка. Было особенно приятно осознавать, что все лето мы растили цветы и теперь доставим радость любимым учителям. Учительская профессия, со всеми своими буднями и проблемами, праздниками и радостью от успехов учеников, сызмальства была на моих глазах – думаю, меня поймут все дети учителей. В доме часто бывали мамины ученики – она была мамой не только для нас, но и всех своих любимых школьников. Приятно, что даже сейчас, когда мама уже давно на пенсии, ученики ее помнят, звонят, пишут, поздравляют. И она очень гордится своими учениками, отслеживает судьбу каждого из них.

Я училась хорошо, да и как иначе, когда ты – дочь учителя. Но я никогда не ставила цель получать только пятерки, тем более, что учеба давалась сама по себе легко. Мама у меня не преподавала, но по своему предмету относилась ко мне очень критично: "Как ты могла получить "пять", если я думаю, что ты ответила, наверно, на "четыре"!".

Фото -

Действительно, со школьных лет я больше тяготела к точным наукам, нежели гуманитарным, что впоследствии и определило мой выбор профессии. После школы я поступила в финансово-экономический колледж, затем в Нархоз. Думаю, каждый человек помнит своих любимых учителей, свои альма-матер, школьные и студенческие годы.

– Вы начинали свой карьерный путь с самых низов, а сегодня входите в число самых успешных женщин на государственной службе. В чем Ваша формула успеха?

– Думаю, просто надо любить свою работу, относиться к ней с душой! Только так можно получить результат. Когда уходила из Министерства финансов РК, мои коллеги сказали: "Вас можно смело приводить в пример молодежи – как из рядового специалиста вырасти до вице-министра". И на самом деле, хочу сказать подрастающему поколению, что только собственный труд, усердие, саморазвитие, а не какие-то пресловутые "связи", знакомства могут помочь вам достичь карьерного роста.

– Многие высокопоставленные чиновники закрыты для СМИ. Мы видим, что Вы не из их числа… Позвольте узнать, как родные относятся к Вашей вечной занятости и насколько это реально – успевать все, быть деловой, публичной и при этом находить время на дом, семью?

– Мне в этом плане легко потому, что мой супруг, как и я, государственный служащий – он занят в общественно-политической сфере. Он также много и долго работает, мы друг друга полностью понимаем, поэтому никаких разногласий не возникает, он всегда и во всем поддерживает меня, и без него, могу с уверенностью сказать, я вряд ли смогла бы достичь той степени самореализации, которая есть. У нас двое детей – 10-летняя дочь Адема и пятилетний сын Султан. Мы представляем собой большую, крепкую и дружную казахскую семью – живем вместе с родителями супруга, моя мама тоже живет рядом. С родителями супруга у нас прекрасные отношения, при всей моей занятости на работе, я точно убеждена: семья никогда не должна отодвигаться на второй план. Мы с супругом решили для себя, что дети должны расти и воспитываться рядом с атаками и ажеками, учиться их мудрости, перенимать житейский опыт, видеть наше уважительное отношение к родителям, старшему поколению, расти на этом – от этого они будут только чище, добрее и патриотичнее. Когда под одной крышей живет несколько поколений, это, считаю, замечательно!

Напомним, Бибигуль Асылова была назначена вице-министром образования и науки 13 июня 2016 года. До этого назначения она занимала должность директора Департамента бюджета социальной сферы МФ РК.



Загрузка...

Комментарии (1)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!


sulico 2 окт. 2016

В Алматы в школе - гимназии №68: поборы на ремонт, в некоторых классах людей вынуждают покупать парты,столы, шкафы, компьютер, картриджи заправляют родители за свой счет через школу, на праздники, на день рождения учителя, не законные дополнительные занятия 6500т в месяц на которые добровольно - принудительно заставляют ходить а толку от них нет, сдаются деньги на учебники, доплачивается зарплата техничкам за счет родителей, в классах по 35 и больше человек,11 первых классов, на территории школы растут деревья которые вызывают аллергию это тополя, мусоросборники расположены в шести шагах от учебного здания школы, коррупция процветает. В 60 школе от 40 и выше учеников в классе. До доски рукой достают, портят позвоночник, сделайте третью смену. https://www.youtube.com/watch?v=J3BcKFGsGkw&list=PLKMqalZG5Yu1E_fyXxXL4_9wbmMsb9pvr

Ответить