Основные итоги работы нового уголовного законодательства

Казахстан
9245
Новый УК РК базируется на Конституции страны, закрепленных ею социальных ценностях, общепризнанных принципах и нормах международного права.

Многие полагают, что преступления совершаются где-то далеко и только в книгах или криминальных сериалах. Но в действительности Уголовный кодекс необходимо знать и чтить не только последователям Остапа Бендера, но и всем законопослушным гражданам. В этой связи со стороны государства проводится целенаправленная разъяснительная работа по основным моментам уголовного и уголовно-процессуального законодательства, ориентированная на широкие слои населения.

Во многих странах Запада (Франция, Германия, Нидерланды и другие) наряду с уголовным кодексом существует обширное законодательство, содержащее уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность, например, за экономические, экологические, транспортные преступления, применяемую самостоятельно. В Казахстане уголовное законодательство кодифицировано и состоит только из Уголовного кодекса.

В течение периода независимости в Казахстане сменилось три Уголовных кодекса:

- до 01.01.1998 года действовал Уголовный кодекс Казахской ССР от 22 июля 1959 года;

- до 1.01.2015 года действовал Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года;

- в настоящее время (с 01.01.2015 года) действует Уголовный кодекс Республики Казахстан от 03 июля 2014 года.

Новый Уголовный кодекс базируется на Конституции Республики Казахстан, закрепленных ею социальных ценностях, общепризнанных принципах и нормах международного права. Он содержит ряд принципиальных положений, отличающих его от старого кодекса и направленных в первую очередь на защиту личности, общества и государства.

Необходимость введения в 2015 году нового Уголовного кодекса связана с рядом причин.

Во-первых, это необходимость гуманизации уголовного законодательства с учетом требований современной жизни. Во-вторых, в Уголовный кодекс 1997 года ежегодно вносилось значительное количество изменений и дополнений, что привело к значительным недостаткам правоприменения и несогласованности некоторых норм между собой. Необходимость устранить накопившиеся недостатки привела к принятию нового кодекса в 2014 году.

В Уголовном кодексе 2014 года использован передовой опыт зарубежных стран, поэтому он имеет ряд преимуществ.

Уголовный кодекс 2014 года вводит понятие уголовного проступка, который имеет отличие от преступлений. Преступление – это наиболее опасное уголовное правонарушение, за совершение которого предусматриваются наказания в виде штрафа, исправительных работ, ограничения свободы, лишения свободы или смертной казни.

За уголовные проступки предусмотрены наказания в виде штрафа, исправительных работ, привлечения к общественным работам и ареста (лишения свободы или смертной казни нет). Осужденный за уголовный проступок не будет считаться судимым. Это следует считать важным обстоятельством, так как судимость негативно влияет на судьбу осужденного после его освобождения от наказания.

В результате более ста деяний, которые в Уголовном кодексе 1997 года признавались преступлениями, в новом кодексе признаются уголовными проступками. Это, несомненно, является гуманизацией законодательства и снижением степени репрессивности.

Новый Уголовный кодекс значительно расширил виды освобождения от уголовной ответственности в случае позитивного поведения лица, совершившего преступление, выразившегося в предотвращении последствий содеянного либо в оказании помощи правоохранительным органам в раскрытии совершенного преступления.

Кроме Уголовного кодекса, с 1 января 2015 года был введен в действие новый Уголовно-процессуальный кодекс РК (далее – УПК РК), который также существенным образом изменил процесс расследования уголовных дел и привлечения виновных к ответственности за совершение преступлений. Ранее действовали: Уголовно-процессуальный кодекс РК от 13.12.1997 года (до 1 января 2015 года); Уголовно-процессуальный Кодекс Казахской ССР от 22.07.1959 года (до 1 января 1998 года).

Новый УПК РК 2015 года отменил понятия "возбуждение уголовного дела" и "доследственная проверка", теперь нет процедуры возбуждения или отказа в возбуждении уголовного дела. Органы следствия вправе начать следственные действия сразу после поступления и регистрации заявления от пострадавших лиц. В случае, если изложенные в заявлении факты не подтверждаются, уголовное дело подлежит прекращению.

Также направлением гуманизации уголовно-процессуального законодательства является защита прав жертв преступлений. Ежегодно от преступных действий страдает огромное число граждан. Например, в 2013 году потерпевшими по преступлениям были признаны 311460 физических лиц.

Так, в качестве одной из мер защиты прав жертв преступлений в УПК РК 2015 года предусмотрено создание Фонда компенсации вреда потерпевшим, из которого планируется осуществлять безотлагательные государственные денежные компенсации жертвам преступлений.

Порядок выплат из Фонда компенсации вреда потерпевшим и категории лиц, имеющих право на безотлагательное получение государственной компенсации, определяется отдельным законодательным актом, проект которого в настоящее время разрабатывается уполномоченным органом.

В новом УПК РК также расширена компетенция следственного судьи. Исходя из конституционного принципа верховенства прав и свобод человека и гражданина, теперь все вопросы о санкционировании осмотра, личного обыска, ареста и так далее решаются следственным судьей, что обеспечивает более высокое качество следствия и защиту прав участников уголовного процесса. Следственный судья назначается председателем суда из числа судей этого суда. Одновременно он может рассматривать другие уголовные дела. При необходимости замены следственного судьи он может быть переназначен.

К полномочиям следственного судьи отнесено санкционирование содержания под стражей, домашнего ареста, временного отстранения от должности, запрета на приближение, экстрадиционного ареста, продления сроков содержания под стражей, домашнего ареста, экстрадиционного ареста, применения залога, наложения ареста на имущество и другие. Кроме того, следственный судья рассматривает жалобы на действия и решения дознавателя, органа дознания, следователя и прокурора.

Важная новая функция следственного судьи – это депонирование в ходе досудебного производства показаний потерпевшего и свидетеля. Депонирование показаний – процесс допроса прокурором (следователем) потерпевшего или свидетеля в присутствии следственного судьи с оформлением протокола. Такой допрос осуществляется до начала судебного заседания с целью фиксации показаний "на будущее", если предполагается, что на судебный процесс данное лицо не сможет прибыть по состоянию здоровья или иным объективным причинам.

На основном судебном процессе оглашается протокол и самого свидетеля не вызывают. Эта новелла уголовно-процессуального законодательства очень удобная и широко применяется на практике.

Новый уголовно-процессуальный кодекс создал возможность организовать видеоконференцсвязь (телемост) между областными судами и Верховным судом. Также по видеоконференцсвязи можно организовать подключения из мест лишения свободы. Это позволяет обеспечить дистанционное участие на суде. Это не только сокращает расходы на проезд, но и позволяет обеспечить безопасность участников судебных процессов по уголовным делам, а также обеспечит участие в суде лиц, которым по состоянию здоровья не разрешено посещение здания суда или они находятся в другой части страны. Внедрение подобной системы позволит органу исправительной системы исключить конвой, подсудимый может давать показания прямо из мест заключения.

Таким образом, новое уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Республики Казахстан направлено в первую очередь на защиту прав граждан, повышение качества работы правоохранительных органов и гуманизацию системы уголовного правосудия страны.

Согласны ли вы с тем, что в Алматы нужно ввести платный въезд?
34 %

Да. Это улучшит ситуацию с пробками в центре

13 %

Нет. Это только лишний повод содрать деньги с людей

5 %

Да. Но если только въезд будет бесплатным для тех, кто живет вне города, а работает в нем

20 %

Нет. Это нарушение моего права на свободу передвижения

28 %

Оставлю свой вариант в комментариях

Комментарии

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить

{{ bodies[news_open].title }}

{{ bodies[news_open].rubric }}
{{ bodies[news_open].views_count }}
{{ bodies[news_open].preview }}
Согласны ли вы с тем, что в Алматы нужно ввести платный въезд?
34 %

Да. Это улучшит ситуацию с пробками в центре

13 %

Нет. Это только лишний повод содрать деньги с людей

5 %

Да. Но если только въезд будет бесплатным для тех, кто живет вне города, а работает в нем

20 %

Нет. Это нарушение моего права на свободу передвижения

28 %

Оставлю свой вариант в комментариях

Комментарии

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить