Улан Байжанов: Хотим изменить представление о людях в погонах

Фотография - Улан Байжанов: Хотим изменить представление о людях в погонах

Фото: today.kz

Ректор Академии правоохранительных органов - о сотрудниках новой формации, вбросе по концепции дорожной безопасности и планах создания хаба.

9319 7

Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре – более года. За этот период ни журналисты, ни общественность особо не интересовались ее деятельностью, пока недавно не прогремела новость о планируемом изменении скоростного режима в городах Казахстана. Измученные от различных новшеств водители приняли в штыки известие о 50 километрах в час. Неужели это предложение – все, что сделали в академии на сегодня? На этот и другие вопросы в интервью Today.kz ответил ректор Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Улан Байжанов.

– Улан Сапарович, не все знают о деятельности академии, расскажите о ее работе. Кто здесь учится? И, главное, чему?

– Академия состоит из трех институтов (межведомственный НИИ, институт послевузовского обучения и повышения профессионального уровня, институт стратегического развития и информационных систем – Прим. автора). В одном из них учат сотрудников правоохранительных органов по программам магистратуры, докторантуры PhD, а также повышения квалификации и специального первоначального обучения. Более того, в академии проходят курсы представители президентского резерва руководства правоохранительных органов. Слушатели академии – сотрудники прокуратуры, службы экономических расследований и антикоррупционной службы. У МВД своя система ведомственных академий, но что касается полицейского руководящего состава, его представители обучаются у нас. Проводится научно-исследовательская работа и принимаются меры по обеспечению межведомственной координации исследований в сфере правоохранительной деятельности. Налажено сотрудничество с такими ведущими научно-образовательными организациями, как Назарбаев Университет, Академия Генеральной прокуратуры РФ, а также со специализированными вузами Германии, Великобритании, Израиля, Турции и Южной Кореи.

Фото -

– Недавно Вы презентовали предложения о реформе системы подготовки кадров для правоохранительных органов. В чем ее суть?

– Эта инициатива отражает суть проекта "Путевка в профессию". Мы изучили опыт подготовки юристов стран ОЭСР, где, как известно, требования весьма строги. Мировой опыт показывает, что юристом нельзя стать без длительной стажировки и жестких экзаменов. Также провели аналитическое исследование текущего состояния отечественного юридического образования. Академией разрабатывается концептуально новый подход к реформированию системы подготовки кадров для правоохранительных органов. Он позволит получить более подготовленных к условиям несения службы молодых специалистов. Академия станет ключевым звеном внедряемых изменений.

Новая модель подготовки кадров ("специалитет" или "юридическая интернатура") рассчитана на два года. Первый год обучения посвящен специальным дисциплинам, второй – исключительно практике непосредственно в прокуратуре, СЭР и Нацбюро.

Обязательным требованием при отборе кандидата будет рекомендация со стороны авторитетного сотрудника (политического или государственного деятеля), в перспективе - ментора. Подобные требования установлены к кандидатам в судейский корпус, для резервистов президентского резерва и корпуса А. Обучение основано на двух трендах. Первый – восполнение и совершенствование профессиональных знаний. Второй – развитие личностных компетенций (soft skills), привитие коммуникативных навыков, ораторского мастерства, использование передовых информационных технологий. По окончании академии выпускник получит паспорт компетенции  в качестве обязательного компонента к диплому. Он будет содержать подробную характеристику и рекомендации к работе.

Фото -

– Молодой сотрудниквыпускник юрфака, едва поступив на службу, попадает к вам на обучение. Зачем? Он только что университет окончил, ему бы начать работать.

– Правоохранительная сфера специфичная. Как бывает: приходит молодой специалист, все заняты, никому до него нет дела, а новоиспеченному сотруднику надо, например, в суд идти поддерживать гособвинение. Не исключены ошибки с его стороны.

У нас почти каждый второй вуз готовит юристов, Казахстан занимает первое место по показателю числа специалистов этого профиля на 100 тысяч жителей. Главный вопрос – кто их учит?

– То есть, усомнившись в качестве образования в гражданских вузах, вы решили обособиться и воспитать сотрудников новой формации силами академии? 

– Конечно, нет. Мы вместе с коллегами активно знакомимся с опытом различных учреждений образования. На днях заключили меморандум о сотрудничестве с КазГЮУ – будем проводить занятия на базе его института судебной экспертизы; тесно взаимодействуем с Академией КНБ – преподаватель оттуда читает курс по тактике переговоров с террористами; работаем совместно с Назарбаев Университетом, Национальным университетом обороны – наши слушатели имеют доступ к оснащению этих ведущих современных вузов и лекциям преподающих там экспертов из-за рубежа.  

– Задам Ваш же вопрос, только относительно академии. А кто учит? Есть ли именитые практики в числе преподавателей, коли делаете акцент на практической части?

– Да. Мы привлекаем опытных, квалифицированных специалистов, в том числе руководителей госорганов. К примеру, мастер-классы на постоянной основе проводят замглавы КНБ Нургали Билисбеков, экс-председатель Комитета госдоходов, нынешний зампред КНБ Даулет Ергожин, бывший министр внутренних дел Каирбек Сулейменов, председатель Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры Сауле Айтпаева, первый заместитель и заместитель секретаря Совета безопасности Марат Шайхутдинов и Азамат Абдымомунов, а также известные коуч-тренеры. Наряду с ними преподают британские специалисты, привлеченные в рамках проекта ЕС "Совершенствование уголовного правосудия в Казахстане". 

Фото -

– В последнее время много говорят о необходимости формирования лидерских качеств у сотрудников правоохранительных органов. Не будем скрывать, что в обществе сложился не совсем идеальный образ полицейского/прокурора/сотрудника Нацбюро или СЭР. Страшно представить, что станет, если они пройдут курсы по leadership и обретут амбиции.

– Здесь я хотел бы отметить следующее. В основы этих курсов заложено совсем иное. Считаю, что лидеры должны быть. Все успешные и большие дела совершаются под руководством признанных лидеров. В правоохранительной системе, в том числе прокуратуре, полиции, СЭР, антикоррупционной службе, гвардии, работают порядка 150 тысяч человек. А случаев, о которых Вы говорите и пишут СМИ, – от силы 50. Можно ли говорить, что все правоохранители негодяи? Среди наших коллег много замечательных людей! Не надо мазать всех одной краской.

Сейчас мы работаем над внедрением морально-этических стандартов для сотрудников правоохранительных органов. Хотим изменить представление о людях в погонах. Наша важнейшая стратегическая задача – обоснованное доверие общества. Это дело не одного года, но надо с чего-то начинать.

– Большой резонанс вызвала презентованная представителями академии концепция безопасности дорожного движения, в частности, предложение ввести ограничение скорости авто в городах на уровне 50 километров в час.

– Это вырванные из контекста данные. Надо смотреть концепцию в комплексе – она детально проработанная (полную версию проекта концепции смотрите здесь). Ограничение скорости – это всего лишь один элемент.

Мы сознательно сделали вброс в виде интервью директора института одной из газет, чтобы "прощупать" общественное мнение. Я считаю, что снижение скоростного режима в городах до 50 километров в час – это великолепная идея. Во всем мире так. Научно доказано, что при этой скорости авто расстояние до пешехода с учетом времени на реакцию сокращается до восьми метров. В городских условиях это спасет жизнь пешеходу. Немаловажно то, что пропускная способность двухполосной дороги в диапазоне 50-60 километров в час не меняется, это подтверждено исследованиями зарубежных ученых.

Кроме того, каждый автомобилист знает, что средняя скорость в городе с учетом остановок на светофорах и прочего – не выше 30 километров в час. То есть снижение лимита всего на 10 километров в час совершенно не повлияет на время в пути.

– Презентация концепции сопровождается комментариями о необходимости изменения городской инфраструктуры. Что это значит? Говорите, например, о кольцевом движении – имеете в виду его введение на действующих дорогах или при строительстве новых?  

– Я не думаю, что сложно реализовать это на действующих дорогах. Ничего сложного.

Сегодня растет число полос на дорогах. Да, это призвано увеличить пропускную способность и снизить удельную нагрузку на дорожную сеть. Но фактически это прямо противоречит интересам пешеходов. Планировать и строить дороги надо так, чтобы водителям было неудобно превышать скорость.

Наиболее популярной мерой в мировой практике является "успокоение движения" (traffic cаlming), например, в Швейцарии шестиполосная дорога ближе к перекрестку становится четырехполосной, а в критических местах – вообще двухполосной.

Фото -

Какие есть технические решения по "успокоению движения"? Наиболее продвинутой страной в соответствующих системах является Швеция, за 15 лет благодаря программе "Vision zero" там в два раза сократилась смертность на дорогах. Пешеходные островки безопасности, сужающие улицу и создающие безопасное пространство для пешеходов, и возвышенные пешеходные переходы. Отдельно следует сказать о заужении углов поворота. Более резкие повороты требуют того, чтобы перед ними водители сбавляли скорость. Преимуществ успокоения движения целый ряд. Важно то, что в конце концов достигается необходимое перераспределение транспортных потоков по территории города.

Совершенствование дорожной сети требует сравнительно небольших затрат. Главная ценность – это жизнь человека. А мы увеличиваем количество полос… 

– Сколько жизней уносят автокатастрофы в Казахстане?

– Сегодня на дорогах Казахстана погибают 15 человек на 100 тысяч жителей страны. Речь идет о людях, скончавшихся на месте инцидента. Тех, кто умирает в больницах, еще больше. Именно в результате ДТП скончался мой близкий друг доктор юридических наук Газиз Сырбаевич Мауленов, ему было 56. Очень много еще мог сделать. 

Мы же хотим к 2020 году снизить смертность от ДТП до шести человек на 100 тысяч населения. Это основная задача Национальной концепции безопасности дорожного движения.

– Относящиеся к дорожному движению вопросы – в ведении ряда министерств и ведомств. Проявят ли все до одного энтузиазм?

– Для изменения ситуации нужна политическая воля. Помимо дорожной сети, это вопросы качества дорог, машин и многого другого, что в компетенции МВД, МЗСР, МОН, МИР, МНЭ и акиматов. Так, мы предлагаем ввести институт уполномоченного по безопасности дорожного движения, который координировал бы работу.

В целом, должен отметить, что  концепция стала результатом проведенных нами серьезных научных исследований в сфере безопасности дорожного движения. Мы попытались выявить системные проблемы, мешающие снизить число ДТП, предложить пути минимизации их последствий.

Все заинтересованные стороны поддержали концепцию. В апреле этого года была создана межведомственная рабочая группа, с тех пор мы провели 16 встреч, на каждом этапе тщательно изучали выводы и предложения, впоследствии организовали "круглый стол". В его работе приняли участие посол Швеции, общественники, бизнесмены – была плодотворная встреча продолжительностью четыре часа.  

Фото -

– Сейчас на какой все стадии? Концепция готова для внесения в правительство?

– Фактически она готова. Сейчас мы ожидаем финальных предложений и замечаний от акиматов. Далее планируем подготовить программу реализации и, как говорится, "под ключ" презентовать все кабмину.  

Внесение концепции не означает ее моментального исполнения. Концепция – это видение того, как надо сделать. Может, на ее основе появится программа на 20-30 лет. Пусть будет. Мы будем аплодировать.

– Насмешки в соцсетях вызвала идея пересадить государственных служащих на общественный транспорт, которую якобы предусматривает концепция. Что по этому поводу скажете?

 Посмотрите, в Астане и Алматы часто используют авто по принципу одна машина–один человек (водитель). Это перегружает как городские, так и пригородные дороги. Многие казахстанцы считают несолидным ездить на работу на общественном транспорте. Да и состояние последнего не всегда способствует появлению желания воспользоваться услугами. Есть еще альтернатива – велосипед и пешие прогулки. И тут вновь возникает вопрос безопасности движения и устройства дорожной сети. Мы должны переломить стереотипы и создать надлежащие условия альтернативным способам передвижения.

В концепции предлагается стимулирование группового передвижения в мегаполисах и использование общественного транспорта (и других альтернативных способов передвижения) на улицах с малой пропускной способностью. Например, мы в академии приобрели микроавтобус для наших сотрудников. Теперь люди не на десятках машин приезжают на работу и уезжают домой, а вместе ездят на автобусе.

Фото -

– Другая большая инициатива академии – идея создания Регионального хаба противодействия глобальным угрозам. К таковым отнесены терроризм, незаконный оборот оружия, финансовые, нарко-, киберпреступления и другие. Противодействию всему этому сотрудников правоохранительных органов стран Центральной Азии, по задумке, будут обучать на базе казахстанской академии. Как это будет работать? Не разрастется ли академия до неповоротливой бюрократической машины?

– Никто не собирается отдельно что-либо строить. Проект, можно сказать, виртуальный. В основе этой идеи – главный принцип: учиться не зазорно, учиться надо. Глава государства поставил перед академией четкие задачи – обучение и формирование принципиально новой когорты специалистов для правоохранительных органов. Что это значит? Означает, что формы и методы обучения тоже должны быть новыми. Я с самого первого дня в академии размышлял, какими именно им следует быть. Благодаря своему опыту в международной сфере я, в частности, знаю нюансы осуществления профильных проектов ООН. Тогда я подумал: почему бы им не реализовываться на одной площадке?

Когда мы говорим о создании регионального хаба, мы имеем в виду не возведение огромного комплекса, а реализацию проектов международных организаций на одной площадке. Это позволило бы нам изучить передовой опыт противодействия угрозам, перенять методики обучения, исследовать продукты программ, наработки и многое другое.

 Каким образом работает схема реализации таких проектов?

 У организаций есть деньги, предоставляемые странами-донорами. Есть общие задачи, план освоения средств и круг активистов, готовых помочь выполнить его.

Мы предлагаем изменить алгоритм. Я ездил в Управление ООН по наркотикам и преступности, провел там переговоры. Мы намерены сами формировать актуальные потребности специалистов - какие предметы, тренинги, программы; заранее получать материалы лекций, вносить предложения по их доработке. Как потребители будем выступать первым номером. Чтобы не было такого, что приедет какой-нибудь Джон Смит, далекий от наших реалий, прочтет ненужные лекции и уедет.

 Желаю Вам успехов в начинаниях! Спасибо за интервью, с профессиональным праздником, Днем прокуратуры.

– Спасибо, и Вам успехов.




Загрузка...

Комментарии (7)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!


Ареке 6 дек. 2016

Наконец-то взялись за уровень подготовки гос служащих!

Ответить


Вадим 6 дек. 2016

Похоже, у этой академии более продвинутый подход к методикам обучения, нежели у традиционных вузов. Главное, чтоб не мешали

Ответить


Ринат 6 дек. 2016

Я обеими руками голосую за предложение об ограничении скорости. Не понимаю, почему все приняли в штыки эту идею. Тем более, если научно доказано, что это реально помогает спасти жизнь человека. Подумайте, ведь речь идет о наших близких – детях, родителях. Спасибо академии за такие нововведения, надеемся, они будут поддержаны.

Ответить


Игорь И. 6 дек. 2016

Широкие дороги провоцируют водителей на более высокие скорости. Понятно, что строя широкие проспекты, мы хотим увеличить пропускную способность, уменьшить пробки. Но, согласитесь, это противоречит интересам пешеходов, причем не только по причине роста скорости, но и из-за увеличения времени перехода проезжей части. Поэтому самым правильным методом снижения интенсивности движения транспорта я тоже считаю успокоение движения - - пешеходные островки безопасности и возвышенные пешеходные переходы, заужения углов поворота. Более резкие повороты вынуждают водителя ехать медленней, особенно на перекрестках. Конечно, это потребует каких-то затрат, но ведь это стоит того, будет меньше аварий, смертей и травм.

Ответить


Око 7 дек. 2016

Хорошие начинания, хотелось бы пожелать Акадмии и ректору успехов в реализации задуманного, надеюсь образ полицейского удасться изменить и вернуть веру в правоохранительные органы

Ответить


Tulendiyev Nurzhan 24 дек. 2016

Поддерживаю на 100% все предложения, особенно, в части снижения лимита скорости в городской и сельской местностях до 50км. Сразу видно, человек очень образованны.

Ответить


Ерлан 23 янв. 14:43

Думаю большое будущее у Академии. Обязательно надо проходить подготовку тем юристам, которые закончили гражданские ВУЗы. Ведь там очень слабо преподают ОРД и другие спецдисциплины.

Ответить