Ашимбаев о временной регистрации: Ничего радикально нового в этой норме нет

Фотография - Ашимбаев о временной регистрации: Ничего радикально нового в этой норме нет

Фото: today.kz

Депутат ответил на вопросы корреспондента Today.kz о нашумевшем законе о временной регистрации граждан.

7392 0


Депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан VI созыва, председатель постоянного комитета по международным делам, обороне и безопасности Мажилиса Парламента РК Маулен Ашимбаев во главе комитета участвовал в рассмотрении Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам противодействия экстремизму и терроризму" на всех этапах обсуждения в парламенте, до его принятия включительно.

Маулен Ашимбаев ответил на вопросы корреспондента Today.kz о нашумевшем законе о временной регистрации граждан.

– Каковы ожидания в плане эффективности норм, касающихся регистрации граждан в деле борьбы с терроризмом?

– Надо закон рассматривать комплексно, не вырывать отдельно какие-то аспекты. В этом законе регулируются вопросы, связанные с ужесточением наказания за те или иные преступления, относящиеся к экстремизму и терроризму. В частности, вопросы, связанные с финансированием терроризма, с организацией лагерей, подготовкой боевиков и другие преступления по оказанию помощи для такого рода террористических и экстремистских организаций.

Второй большой блок касается вопросов по усилению контроля за оборотом оружия. События в Актобе, к сожалению, показали, что именно то, что в этом магазине не на должном уровне обеспечивалась охрана оружия. Это был один из факторов, которые привели к таким трагическим последствиям. Поэтому нужно усиливать контроль, и поправки в том числе касаются и этой сферы.

Поэтому в целом я хочу сказать, что закон этот направлен на обеспечение безопасности наших граждан, а не на ограничение их прав и свобод. Поэтому считаю, что и разработчики в лице правительства и государственных органов, и депутаты палат парламента приняли необходимый закон для обеспечения безопасности наших граждан. То есть вот это базовая установка, и нужно, конечно, прежде всего исходить из этого.

Нужно отметить, что в рамках работы над законопроектом очень активно участвовали в заседаниях рабочей группы представители неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, не прошедших в парламент. И все эти заседания, круглые столы широко освещались в средствах массовой информации. То есть там не было какой-то закрытой работы. Работа достаточно публичная, открытая. Эксперты, представители неправительственных организаций высказывали свои мнения. Они обсуждались. И нужно отметить, что все представители, все члены рабочей группы поддержали основные параметры данного закона.

Также на стадии обсуждения данный закон получил положительное заключение миссии ОБСЕ. Эксперты ОБСЕ тоже приглашались, где-то, конечно, они не соглашались, но в целом они тоже положительное заключение дали этому законопроекту на стадии обсуждения.

Другой вопрос в том, что исполнительные органы, акиматы на местах, корпорация "Правительство для граждан", прежде всего о ЦОНах речь идет, должны были обеспечить качественную реализацию закона. Закон был принят – надо было разъяснительную работу провести, организовать эту работу на нормальной плановой основе. И, надо сказать, в большинстве регионов нет никаких проблем с оформлением временной регистрации. В данный момент я нахожусь в Петропавловске с моими коллегами, мы встречаемся с людьми, и здесь нет проблем с оформлением временной регистрации.

Есть проблемы в определенных, конечно, городах, и нужно отметить, что об этом правильно сказал премьер Сагинтаев на заседании правительства, когда он проблемы обозначил, подверг критике. И в общем чиновникам надо было предпринять упреждающие действия, а не плестись в хвосте событий.

– Премьер Сагинтаев подчеркнул необходимость этих норм, но отметил провал в разъяснительной работе – с чем, по Вашему мнению, связан этот провал?

– Провал был связан с тем, что не были предприняты упреждающие действия в плане разъяснения и в плане организации этой работы. То есть работа ЦОНов, работа местных исполнительных органов, работа структур министерства внутренних дел – вот здесь надо было определенные упреждающие и организующие действия предпринять, а не плестись в хвосте событий.

Я думаю, что премьер эти вопросы четко обозначил, и, я думаю, соответствующие выводы были сделаны.

– В целом население не выступает против всего пакета поправок, все понимают необходимость борьбы с терроризмом, но вопросы возникают по части регистрации граждан и в этой части, как объяснить населению, зачем нужна регистрация?

– Здесь нужно исходить из нескольких моментов. Не нужно рассматривать эти нормы как ограничение прав наших граждан на передвижение – это абсолютно не соответствует действительности.

Второе – нужно иметь в виду, что нормы, требующие временную регистрацию, в принципе существовали в действующем законодательства до принятия этого закона. То есть была норма о необходимости регистрации по месту временного проживания – если через какое-то время не регистрируешься, штрафы тоже были предусмотрены. Поэтому здесь говорить о том, что что-то вот такое радикальное, революционное было – это неправильно. Это были действующие нормы. Да, произошли изменения по срокам – сократились сроки, после которых госорган имеет право призывать к ответственности, но норма существовала до принятия этого закона о необходимости регистрации.

И третье, я хочу сказать, здесь надо и с другой стороны посмотреть – одна из важных новелл этого закона в том, что те люди, которые сдают свои квартиры в аренду, на них налагается ответственность, чтобы арендодатели регистрировали арендаторов, людей, которые снимают жилье на этих квартирах. Чтобы они проходили временную регистрацию. До этого у тех людей, которые сдают в наем, такой ответственности не было. И, соответственно, если люди, которые снимают жилье, хотели пройти регистрацию, но не могли, так как хозяин квартиры не желал этого делать, в результате этого у людей, которые снимали квартиру, появлялось много проблем. Например, если идут с детьми в школу – школа требует временную регистрацию. Они идут в поликлинику – там тоже такие вопросы возникают. Они хотят получить какие-то там государственные услуги – там также требуется регистрация. Поэтому многие люди, которые снимали квартиры, не могли получить эту регистрацию в силу того, что собственники квартир не давали такого рода разрешение и не шли навстречу. В новом законе собственники квартир, если они сдают в аренду свои квартиры, обязаны зарегистрировать жильцов временно на эти квартиры. Нам кажется, это достаточно справедливая норма. Если человек делает на этом бизнес – он должен брать на себя какую-то ответственность. И у людей, которые снимают жилье, решаются многие проблемы с получением каких-то государственных услуг, которые привязаны к регистрации. И вот этот аспект тоже надо рассматривать как положительный.

Поэтому, мне кажется, в силу того, что разъяснительной работы не было, определенное искаженное восприятие вот этой нормы и произошло.

А если человек не сдает, например, в аренду квартиру, то он как собственник квартиры не несет ответственности никакой. В проекте была норма, госорганы предлагали, чтобы, например, даже если у вас живут родственники, вы как собственник квартиры должны были нести ответственность – то есть на вас налагались штрафы если бы они не зарегистрировались. Но мы, депутаты, по предложению НПО, по предложению общественных организаций убрали эту норму. И если вы не сдаете – вы не несете ответственность здесь, если кто-то у вас проживает. Но у человека, который переехал в другой город, там живет продолжительное время, у него остается ответственность через какое-то время за получение временной регистрации. Но, повторю, это не что-то новое – этот принцип, он и раньше имелся в наших законах.

– Насколько внедрение ответственности арендодателя в законодательство связано с тем, что и алматинский стрелок Кулекбаев, и террористы из Актобе жили на съемных квартирах, и если бы этот закон действовал на момент совершения этих преступлений, то могли бы привлечь к уголовной ответственности этих арендодателей, которые предоставили этим людям квартиры?

– К уголовной ответственности, наверное, нет, если в данной ситуации они не были вовлечены именно в поддержку, оказание помощи этим террористическим группировкам и лицам конкретным. Если же они сдавали бы этим людям, но не ставили их на регистрацию в силу тех или иных причин, то тогда бы привлекались к ответственности – к штрафам и так далее. Если же они вовлечены были именно в организацию помощи этим террористам, в таком случае, конечно, здесь предусмотрена у нас уголовная ответственность.

Здесь надо объяснять эти нормы, но, конечно, по срокам произошло сокращение. Здесь надо объяснять, что собственники квартир, если они сдают в аренду, должны брать на себя ответственность. Они должны их регистрировать. Это должна быть общая какая-то база. Я думаю, это справедливая норма, когда арендодатели берут на себя определенную ответственность.

Эту разъяснительную работу надо проводить эффективно, организовать эту работу, и, я думаю, что правильно премьер поставил вопрос, что по Интернету это все надо делать, чтобы легко все это нам было провести. Если у нас есть такая корпорация "Правительство для граждан", которая именно культивирует идею использования интернет-ресурсов для получения госуслуг, то эти все вопросы, они все решаемы, они должны быть проработаны к началу реализации этого закона. Поэтому здесь надо усилить возможности использования Интернета для быстрой моментальной регистрации, какие-то другие вопросы надо решать, поэтому здесь так же все граждане должны с пониманием отнестись, что есть определенные общие задачи по обеспечению безопасности и в целом на какие-то меры мы должны идти. Посмотрите опыт Германии в частности.

– Некоторые известные казахстанские юристы говорят о том, что в практике развитых стран Запада нет похожих норм по регистрации граждан – насколько это соответствует или не соответствует действительности?

– Это есть и в западных странах, в частности, в европейских странах. Там они сейчас тоже во многом меняют свою систему (безопасности – Прим. автора), они тоже сейчас озабочены борьбой с терроризмом. Тоже озабочены тем, чтобы в каких-то ситуациях не упустить их из-под контроля, связанного с перемещением террористов, проникновением в их страны. Там тоже многие такие меры предпринимаются. Поэтому при проработке этого законопроекта, конечно, учитывался международный опыт.

– Опыт каких развитых стран наиболее близко соответствует принятым нормам по регистрации граждан?

– Мы смотрели опыт стран Прибалтики, как части Европейского союза, как они эти вопросы решают, Германию смотрели. По Германии примерно как у нас, в течение 14 дней. Поэтому здесь надо с пониманием отнестись, без нагнетания ажиотажа, но госорганы должны сделать выводы, организовать работу, чтобы снять возникшую напряженность.

– Почему граждане обязаны зарегистрироваться в течение именно 10 дней, а не в какие-либо иные сроки?

– Для временно проживающих дается месяц. 10 дней дается для арендодателей. В течение 10 дней они должны зарегистрировать человека, который снимает жилье. Эти вопросы обсуждались рабочей группой, и в целом разные были мнения, но в итоге рабочая группа пришла к таким срокам, которые, мне кажется, в принципе позволяют провести те или иные мероприятия, связанные с регистрацией. При условии, что эту регистрацию можно будет осуществить очень быстро, через Интернет, без каких-то проволочек. Мне кажется, если через месяц человек решит остаться на этом адресе, он мог бы быстро через Интернет это все провести. Мне кажется, тогда не было бы никаких проблем.

– Рассматривается ли возможность приостановления действия принятых норм на время обсуждения с представителями общественности, как предлагают это общественные деятели, а если нет, возможно ли в принципе приостановление действия принятых норм, и если да, то при каких условиях?

– Я слышал, что кто-то предлагает подобное. Я не считаю, что это правильно. Нормы эти обсуждались. Были представители общественности. Поэтому, мне кажется, нормы, в принципе, позволяют обеспечить в долгосрочном стратегическом плане безопасность нашей страны. И я не вижу никакой целесообразности какие-то нормы отменять.

Вопрос в том, чтобы эти нормы все правильно и эффективно реализовать, и создать необходимые условия для того, чтобы эти все нормы были реализованы эффективно, без проволочек, без каких-либо проблем для наших граждан. И здесь это ответственность, конечно, государственных органов, и прежде всего – местных исполнительных органов. Здесь надо поработать.

– Нужно ли прямо сейчас идти в ЦОНы и регистрироваться тем жителям, например, Астаны, которые в Астане не прописаны, но уже не первый год работают в столице и переезжают из квартиры в квартиру, нужно ли это делать при каждом переезде из квартиры в квартиру, или же, как отметил премьер Сагинтаев, у них есть время в течение года, когда они могут пройти регистрацию?

– Здесь к этому вопросу надо подойти тщательно, посмотрев все юридические нюансы. Я думаю, что не надо растягивать (вопрос регистрации – Прим. автора) на год, но в то же время бежать завтра ажиотажно регистрироваться – такой целесообразности и необходимости я тоже не вижу.

Надо сейчас в плановом порядке, может быть, через месяц, когда все успокоятся пойти и все эти процедуры осуществить. А вот именно быстро-быстро сделать (пройти регистрацию – Прим. автора) или тебя начнут штрафовать – такой проблемы или угрозы сейчас нет. И то, что премьер говорил, и то, что я разговаривал до этого с министром внутренних дел, там не было какого-то желания вот именно начинать людей штрафовать. Если кто-то осуществляет такие действия, мне кажется, это является прямой большой проблемой для того, чтобы этот закон был реализован. Надо сейчас людей не штрафовать, а создавать условия, чтобы эффективно все желающие в течение какого-то времени прошли эту регистрацию. Сейчас вопрос не стоит, чтобы людей штрафовать. Об этом и министр внутренних дел говорил, об этом предупредило и руководство правительства, поэтому здесь, мне кажется, надо всем успокоиться, все эти процессы наладить, осуществить регистрацию. В ближайшее время, насколько я понимаю, никто не собирается наших граждан штрафовать.

С Алматы же все это началось – люди начали писать в Facebook, что ходят полицейские, штрафуют. Мне кажется, если там кто-то штрафовал – он нарушил какие-то нормы этого закона. То есть сейчас вообще о штрафовании в ближайший период речи не идет. В Алматы видите, какая ситуация, – если я правильно оцениваю ситуацию, там перед Универсиадой идет плановая проверка по безопасности. Мало ли? Там скопление людей, террористические угрозы какие-то могут быть. Все-таки же не так спокойно в нашей стране, как мы хотели бы. Поэтому в Алматы идет вот эта плановая проверка перед Универсиадой. Перед большим международным мероприятием. И вот то, что время реализации этого закона и Универсиада несколько совпали – видимо, те полицейские, которые где-то ходили и требовали, может, какие-то попытки осуществляли, штрафовали, вот они здесь нарушают требования закона сами. Они не имеют сейчас права штрафовать. Они максимум, что могут, просто спросить о регистрации и рекомендовать зарегистрироваться. Вот, что они сейчас имеют право делать.

Но, еще раз повторюсь, вот это вот совпадение событий – Универсиады и реализации закона, и ажиотаж, который возник в Алматы, передался другие города, и вот мы имеем то, что мы имеем. Выводы должны быть сделаны, и надо, конечно, сейчас этот процесс правильно организовать. И понимание нужно, конечно, со стороны граждан, нужна и эффективная работа со стороны госорганов, и все мы должны вот эту ситуацию преодолеть, и снять вот это напряжение, которое возникло вокруг временной регистрации.

Я думаю, что наши граждане с пониманием к этому отнесутся, учитывая, что нам нужно в любом случае принимать меры по укреплению и обеспечению безопасности в нашей стране. События и в Актобе, и в Алматы это показали. И, я думаю, что на эти задачи по обеспечению безопасности направлен этот закон.

Новые правила регистрации граждан РК

Новые правила регистрации граждан, предусмотренные принятыми недавно поправками в законодательство по борьбе с террористической деятельностью, вступили в силу 7 января.

Казахстанская общественность неоднозначно восприняла введение штрафных санкций за проживание граждан не по месту их регистрации. По мнению ряда специалистов, реализация этих мер не поможет в борьбе с терроризмом, другие же, напротив, считают нововведения своевременными и оправданными.

Премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев в ходе заседания правительства дал поручение усилить информационно-разъяснительную работу о временной регистрации. На заседании министр внутренних дел РК Калмуханбет Касымов объяснил ажиотаж в ЦОНах активным обсуждением вопросов временной регистрации в СМИ и Интернете. 



Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!